Решение Именем Российской Федерации ДАТА г. Коркино Челябинской области Коркинский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Югова С.В., при секретаре Новоселовой С.Ю. с участием прокурора Голованова А.И., заявителя Никитина В.Ю., представителя заявителей - Серикова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, Никитина В.Ю. о признании незаконным решения главы Коркинского муниципального района Челябинской области, о возложении на главу Коркинского муниципального района Челябинской области обязанности по обеспечению охраны помещений для размещения участковых избирательных комиссий, У С Т А Н О В И Л: Администрация Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, кандидат в депутаты Совета депутатов Розинского городского поселения по многомандатному округу НОМЕР Никитин В.Ю. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения главы Коркинского муниципального района Челябинской области от ДАТА, возложении на главу Коркинского муниципального района Челябинской области обязанности по обеспечению охраны помещений для размещения участковых избирательных комиссий. В обоснование заявления сослались на следующие обстоятельства. Решением от ДАТА Челябинский областной суд обязал избирательную комиссию муниципального образования Розинского городское поселение Коркинского муниципального района Челябинской области в связи с досрочным прекращением полномочий назначить досрочные выборы главы и 15 депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения сроком на пять лет в соответствии с порядком и сроками, установленными Законом Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» от 29.06.2006 г. № 36-30 и Уставом Розинского городского поселения в течение пяти дней со дня вынесения решения суда. Исполнение решения суда в части обеспечения выборов было возложено на муниципальное образование Розинское городское поселение Коркинского муниципального района Челябинской области. ДАТА Решениями Избирательной комиссией муниципального образования Розинское городское поселение НОМЕР и НОМЕР на 22.07.2012 г. были назначены досрочные выборы Главы и депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения. П. 1 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает обязанность главы местной администрации предоставить в распоряжение участковой комиссии помещение для голосования. В Коркинском муниципальном районе помещения, используемые для проведения выборов любого уровня (как правило здания больниц и школ) находятся на балансе Администрации Коркинского муниципального района. Помещений пригодных для проведения выборов на балансе Администрации Розинского городского поселения не имеется. В связи с чем ДАТА Администрация Розинского городского поселения письмом НОМЕР обратилась к главе Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. с просьбой в предоставлении на безвозмездной основе помещений для работы участковых избирательных комиссий для проведения муниципальных выборов в Розинском городском поселении, указав на необходимость в предоставлении тех же помещений, которые Администрация Коркинского муниципального района использовала в том числе и при проведенных ранее выборов в органы местного самоуправления в Розинском городском поселении. Данное письмо оставлено без рассмотрения. ДАТА Администрация Розинского городского поселения повторно обратилась с письмом НОМЕР на имя главы Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. с аналогичной просьбой. Глава Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. в ответ на письмо Администрации Розинского городского поселения НОМЕР от ДАТА принял решение НОМЕР от ДАТА, которым фактически отказал в предоставлении на безвозмездной основе помещений для работы участковых избирательных комиссий на период подготовки и проведения досрочных муниципальных выборов в Розинском городском поселении, назначенных на ДАТА. Письменный ответ главы Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. относится к категории «решение», которое считают незаконным и необоснованным, как противоречащее нормам федерального и муниципального законодательства о выборах и основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, следовательно, подлежащее отмене по следующим основаниям. Оспариваемым решением глава Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. указал, что предоставление помещений для подготовки и проведения выборной кампании ДАТА возможно в следующих случаях: Председателями участковых избирательных комиссий избирательных участков Розинского городского поселения в обязательном порядке должны являться руководители указанных муниципальных учреждений, что является прямым вмешательством в деятельность Избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение. Данные помещения могут быть предоставлены во временное пользование на период подготовки и проведения выборов при условии проведения Администрацией Розинского городского поселения капитального ремонта в данных помещениях после окончания избирательной кампании на основании смет, дополнительно предоставленных администрацией района, что является прямым нарушением норм права. Кроме того, У-ко Г.Н. указал, что данные «варианты» предоставления помещений, предложенные Администрацией Коркинского муниципального района были одобрены исполняющим полномочия Главы Розинского городского поселения Со-ой Л.В. и председателем Избирательной комиссии Муниципального образования Розинское городское поселение Ст-ук Л.Я. Однако в рамках оперативного совещания от ДАТА данный вопрос не ставился, и уж тем более не был одобрен Администрацией Розинского городского поселения и Избирательной комиссией Розинского городского поселения в лице их представителей. Таким образом, У-ко Г.Н. вынес решение не соответствующее нормам избирательного законодательства отказав, по сути, в предоставлении помещений, выставив при этом финансовые условия, при которых «могут быть» предоставлены спорные помещения, необходимый инвентарь и оборудование для хранения избирательной документации, хотя помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковой комиссии безвозмездно, тем самым подчеркивая публичный характер правоотношений связанный с проведением выборов. В целях оказания содействия избирательным комиссиям в выполнении возложенных на них полномочий обязанность предоставления помещений для голосования не ставится законом в зависимость от каких либо обстоятельств. Вследствие этого глава Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. не может предоставлять помещения под каким либо условием и требовать проведения в переданных помещениям капитального ремонта в связи с использованием указанных помещений. Усенко, как глава муниципального района, прекрасно осведомлен, о том, что обязанность по ремонту и содержанию в соответствии с Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагается на Администрацию муниципального района, в связи с чем, бюджетом Розинского городского поселения даже в принципе не может быть предусмотрено содержание такого имущества. Тем самым Усенко заранее поставил заведомо невыполнимое условие его требований, поскольку он, как глава, не может не знать о полной неспособности любого городского поселения проводить за свой счет ремонт зданий находящихся на балансе муниципальных районов. Утверждение главы Коркинского муниципального района о том, что председателями, либо членами участковых избирательных комиссий избирательных участков Розинского городского поселения в обязательном порядке должны являться работники испрашиваемых муниципальных учреждений, является надуманным и противоречит федеральному и муниципальному законодательству о выборах, так как оно не содержит нормы, которые бы указывали на то, что председателями участковых избирательных комиссий в обязательном порядке должны являться руководители муниципальных учреждений, которые напрямую находятся в непосредственном подчинении главы Коркинского муниципального образования. Соответственно, предложенные главой Коркинского муниципального образования, «случаи» для предоставления испрашиваемых помещений является не что иное как вмешательство в деятельность комиссии, организующей выборы в Розинском городском поселении, что недопустимо. Таким образом, при принятии оспариваемого решения глава Коркинского района У-ко Г.Н., являющийся в первую очередь одним из органов местного самоуправления (ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»): грубо нарушил нормы федерального и муниципального избирательного законодательства; принял решение, не предусмотренное законом, что повлекло за собой нарушение избирательных прав граждан РФ; принял решение, которое в свою очередь делает невозможным исполнение Решения Челябинского областного суда; принял решение, которое срывает законные выборы в Розинском городском поселении. На основании изложенного просят: признать незаконным решение главы Коркинского муниципального района Челябинской области от ДАТА, возложить на главу Коркинского муниципального района Челябинской области обязанность по обеспечению охраны помещений для размещения участковых избирательных комиссий. В судебном заседании заявитель Никитин В.Ю., его представитель и представитель администрации Розинского городского поселения - Сериков Ю.А. настаивали на удовлетворении заявления, поддержали содержащиеся в заявлении доводы. Заинтересованное лицо - глава Коркинского муниципального района Челябинской области У-ко Г.Н., а также его представитель по доверенности Горных А.Ю. (л.д. 50) в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д. 64), представил отзыв, в котором просил рассмотреть заявление в отсутствие главы Коркинского муниципального района либо его представителя и отказать в его удовлетворении. В возражениях на заявление указал, что решением Челябинского областного суда от ДАТА, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований Никитину В.Ю. об обязании администрации Коркинского муниципального района оказать содействие в проведении выборов путем предоставления помещений для размещения избирательных комиссий. Письмо главы Коркинского муниципального района не может являться предметом обжалования, так как изложенные в нем вопросы не относятся к его компетенции, поэтому письмо не относится к решениям и никоим образом не нарушает избирательных прав муниципальных органов, зарегистрированных кандидатов и жителей Розинского городского поселения, соответственно, заявление не подлежит рассмотрению по существу (л.д. 45-49). В силу части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд заявителя, политической партии, избирательной комиссии, прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Заинтересованное лицо - глава Коркинского муниципального района, чье решение обжаловано в суд, уклонился от обязанности доказывать в судебном заседании обстоятельства, связанные с рассмотрением заявления. Поэтому судом были приняты во внимание доказательства, представленные заявителями, а также доказательства, полученные в ходе судебного заседания, и, учитывая вышеназванные положения ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося главы Коркинского муниципального района и его представителя. Заинтересованное лицо - территориальная избирательная комиссия Коркинского муниципального района извещена о времени месте рассмотрения заявления (л.д. 58), ее представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 43), представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения требований заявителей, поскольку предоставить в распоряжение участковой избирательной комиссии помещение для голосования возложена исключительно на главу Розинского городского поселения, оспариваемое письмо главы Коркинского муниципального района не является решением, письмо не затрагивает права кандидата Никитина В.Ю., кроме того, главой Коркинского муниципального района принято решение о предоставлении необходимых помещений, расположенных на территории Розинского поселения для размещения УИК, оборудования избирательных участков, следовательно, требования заявителей на сегодняшний день не соответствуют действительности (л.д. 32-36). Заинтересованное лицо - избирательная комиссия муниципального образования Розинское городское поселение, извещено о времени месте рассмотрения дела (л.д. 60), ее представитель в судебном заседании не присутствовал. Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что требования подлежат частичному удовлетворению, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что решением от ДАТА Челябинский областной суд обязал избирательную комиссию муниципального образования Розинского городское поселение Коркинского муниципального района Челябинской области в связи с досрочным прекращением полномочий назначить досрочные выборы главы и 15 депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения сроком на пять лет в соответствии с порядком и сроками, установленными Законом Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» от 29.06.2006 г. № 36-30 и Уставом Розинского городского поселения в течение пяти дней со дня вынесения решения суда (л.д. 10-17). Исполнение решения суда в части обеспечения выборов было возложено на муниципальное образование Розинское городское поселение Коркинского муниципального района Челябинской области. ДАТА Решениями избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение НОМЕР и НОМЕР от ДАТА были назначены досрочные выборы главы и депутатов Совета депутатов Розинского городского поселения (л.д. 18-19, 21). Поскольку у Розинского городского поселения отсутствуют необходимые помещения для работы участковых избирательных комиссий (л.д. 63), ДАТА исполняющая полномочия главы Розинского городского поселения Со-на Л.В. обратилась к главе Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. с письмом, в котором просила предоставить на безвозмездной основе помещения для работы участковых избирательных комиссий для проведения муниципальных выборов в Розинском городском поселении, необходимый инвентарь и оборудование для хранения избирательной документации, оказать содействие в обеспечении охраны вышеуказанных помещений и избирательной документации (л.д. 20), на которое ответа дано не было. ДАТА исполняющая полномочия главы Розинского городского поселения Со-на Л.В. повторно обратилась с письмом к главе Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. с аналогичной просьбой (л.д. 22). Глава Коркинского муниципального района У-ко Г.Н. на письмо от ДАТА дал ответ (л.д. 9), в котором указал, что испрашиваемые помещения во временное пользование для подготовки и проведения выборной кампании могут быть предоставлены в случаях: 1) председателями участковых избирательных комиссий избирательных участков Розинского городского поселения в обязательном порядке должны являться работники муниципальных учреждений, в помещениях которых располагаются избирательные участки; 2) при условии проведения администрацией Розинского городского поселения капитального ремонта в данных помещениях после окончания избирательной кампании на основании смет, дополнительно предоставленных администрацией района. Также судом установлено, что после обращения заявителей в суд ДАТА глава Коркинского муниципального района направил ДАТА исполняющей полномочия главы Розинского городского поселения для подписания договоры безвозмездного пользования имуществом, предусматривающие предоставление помещений в зданиях муниципальных учреждений, расположенных на территории Розинского городского поселения, и движимого имущества, необходимого для проведения выборов, в этот же день ДАТА договоры были подписаны, помещения и необходимое оборудование для проведения выборов были предоставлены (л.д. 68, 75-94). Статьей 3 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В пункте 1 Постановления от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения). В свете разъяснений Пленума Верховного суда РФ ответ главы Коркинского муниципального района от ДАТА должен расцениваться как принятое по обращению решение и может быть обжалован заинтересованными лицами в суд, порядок производства по таким делам определен главой 26 ГПК РФ, предусматривающей обжалование решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» председатель участковой избирательной комиссии избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов местного самоуправления, должностных лиц, иных граждан не допускается. Данную норму также дублирует п. 12. ст. 20 указанного Федерального закона, который гласит, что комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, содержащееся в ответе главы Коркинского муниципального района от ДАТА условие, при котором помещения для подготовки и проведения выборной кампании могут быть предоставлены в случае, если председателями участковых избирательных комиссий избирательных участков Розинского городского поселения в обязательном порядке будут являться работники муниципальных учреждений, в помещениях которых располагаются избирательные участки, не основано на нормах права, противоречит действующему законодательству, которое приведено выше, и является незаконным, иное бы означало прямое вмешательство в деятельность избирательной комиссии муниципального образования Розинское городское поселение. В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Пункт 1 ст. 61 указанного закона гласит, что «помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования». Данная норма содержится также и в ст. 34 Федерального закона от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», а также в п.1 ст. 40 Закона Челябинской области от 29.06.2006 г. № 36-30 «О муниципальных выборах в Челябинской области». В пункте 17 Постановления Губернатора Челябинской области от 15.01.2010 г. № 6 «О содействии избирательным комиссиям Челябинской области в организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления Челябинской области» рекомендовано органам местного самоуправления Челябинской области предоставлять комиссиям на безвозмездной основе помещения для работы избирательных комиссий, хранения избирательной документации, в том числе обеспечивать охрану этих помещений и избирательной документации, транспортные средства, средства связи и техническое оборудование. Не отвечает закрепленному в вышеизложенных нормах права принципу безвозмездности предоставления помещений условие, содержащееся в обжалуемом ответе главы Коркинского муниципального района, при котором помещения для подготовки и проведения выборной кампании могут быть предоставлены в случае проведения администрацией Розинского городского поселения капитального ремонта в данных помещениях после окончания избирательной кампании на основании смет, дополнительно предоставленных администрацией района, в связи с чем решение главы Коркинского муниципального района от ДАТА по этому основанию также не соответствует требованиям закона и должно быть признано судом незаконным. Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В нарушение положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, возложивших обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления и должностными лицами, на органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), глава Коркинского муниципального района либо его представитель в судебное заседание не явился, законности оспариваемого решения надлежащим образом не обосновал, доводы заявителя не опроверг. Суд не может принять во внимание и согласиться с доводом представителя главы Коркинского муниципального района, изложенном в отзыве, о том, что ДАТА Челябинским областным судом уже принято решение и отказано в удовлетворении требований об обязании администрации Коркинского муниципального района оказать содействие в проведении выборов путем предоставления помещений для размещения избирательных комиссий, поскольку указанное судебное постановление не имеет правового значения для разрешения данного спора. На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение главы Коркинского муниципального района от ДАТА о предоставлении помещений для подготовки и проведения выборной кампании при наличии вышеуказанных условий, принятое в форме ответа, необходимо признать незаконным. Вместе с тем, суд не находит в настоящее время оснований для возложения на главу Коркинского муниципального района обязанности по обеспечению охраны помещений для размещения участковых избирательных комиссий, поскольку данное требование было заявлено в суд преждевременно, до передачи помещений для проведения выборов. Кроме того, каким образом глава Коркинского муниципального района должен обеспечивать охрану помещений для размещения участковых избирательных комиссий и каких именно помещений, заявитель Никитин В.Ю. и представитель заявителей Сериков Ю.А. пояснить суду не смогли. В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» обязанность обеспечивать охрану предоставляемых помещений лежит на государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также их должностных лицах, а поэтому возложение такой обязанности только на главу Коркинского муниципального района, без указания его конкретных действий, не соответствовало бы требованиям данного закона. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление администрации Розинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, Никитина В.Ю. о признании незаконным решения главы Коркинского муниципального района Челябинской области, о возложении на главу Коркинского муниципального района Челябинской области обязанности по обеспечению охраны помещений для размещения участковых избирательных комиссий удовлетворить частично. Признать незаконным решение главы Коркинского муниципального района Челябинской области от ДАТА В удовлетворении заявления о возложении на главу Коркинского муниципального района Челябинской области обязанности по обеспечению охраны помещений для размещения участковых избирательных комиссий отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: С.В.Югов Решение обжаловано.