признание права собственности на квартиру



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июля 2010 года г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Швецова С.И.,

при секретаре Бородавко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скуратова В.В., Скуратовой Т.А., Скуратовой В.В. к Министерству обороны РФ, Кореновской КЭЧ района о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ и Кореновской КЭЧ района о признании за ними права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <...>, ссылаясь на то, что

<...> года администрацией <...> Скуратову В.В. был выдан ордер № <...> серия <...> на жилое помещение, состоящее из 2-х изолированных комнат, расположенное по адресу: <...>, <...>.Помещение ему было выделено как строителю. В период с <...> года по <...> год, он занимал должность инженера 2-ой категории в <...>. В <...> между ним и ДУ № 122-ой Кореновской КЭЧ, в лице начальника управления Н., был заключен договор найма жилого помещения, согласно которому «Наймодатель» передает в бессрочное пользование « Нанимателю» изолированное жилое помещение.

В <...>, считая, что ордер на вселение им выдавала администрация района, они обратились к начальнику КЭЧ района с заявлением разрешить им приватизацию квартиры. В настоящее время ими был получен ответ, что приватизация квартир запрещена, так как городок является закрытым на основании Распоряжения Правительства РФ № <...>.

Считают, что перевод жилья в разряд служебного без согласия проживающих в нем лиц недопустим, так как квартира в это время была обременена правом пользования проживающих лиц. Именно поэтому, определением Верховного суда РФ от <...>г. судам было рекомендовано при рассмотрении данной категории дел устанавливать время включения военных городков в перечень закрытых военных городков для определения его статуса, а соответственно правовых последствий для граждан, которые проживали в военном городке до включения его в перечень ЗВГ.

Образование закрытых военных городков как особого, специализированного комплекса зданий и сооружений ( расположенных вне обычных населенных пунктов либо имеющих систему пусков) обусловлено их функциональным предназначением в системе обеспечения обороны страны. Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от <...>года <...>ФЗ « О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков, а так же отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

Обязательными признаками военного городка являются: по его расположению-/обособленности территории, т.е. наличие определенных границ; по назначению - военный городок предназначен для размещения и проживания в нем военнослужащих и других лиц, -3 состоящих в связи с Вооруженными силами и другими государственными воинскими формированиями; по органам власти - отсутствие органов местного самоуправления и наличие органов военной администрации (начальник гарнизона, командир войсковой части), имеющих систему пропусков.

Однако признаки закрытого военного городка, которые являются обязательными для ЗГВ, в <...> в полной мере отсутствуют. Министерством Обороны полностью игнорируются федеральные законы и действующие нормативные акты, которые определяют правовое положение, как служебного жилья, так и граждан вынужденных в настоящее время проживать в ведомственном жилье Министерства Обороны.

В закрытом военном городке <...> по <...> в период с <...> года по <...> приватизировано 168 квартир, за период с <...> в судебном порядке признано право собственности более чем на 50 квартир. В настоящее время граждане, которые имеют квартиры в собственности, реализуют их лицам, не имеющим никакого отношения к Министерству Обороны.

При таких обстоятельствах им не ясно, по каким причинам одним в период запрета передали в собственность жилье, а им отказали в приватизации жилья, при этом нормы закона одинаковы для всех граждан, исключений из общего « правила» о запрете приватизации не существует.

Распоряжением Правительства РФ от <...>года № <...>, действующее и в настоящее время, было предписано исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых городков. В соответствии с <...> ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Анализ проведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что жилищные правоотношения возникли до введения в действие Распоряжения Правительства РФ № <...> от <...>г.

Следовательно, они, получившие жилые помещения по договору социального найма в <...>., имеем право на приватизацию жилья. Отказ Начальника Кореновской КЭЧ района дать согласие на приватизацию жилья является незаконным. Просили суд признать за ними право собственности по 1/3 на каждого жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в порядке приватизации.

Истцы Скуратов В.В., Скуратов Т.А. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В представленном ими заявлении поддержали заявленные требования, сообщили, что не желают принимать участие в приватизации квартиры, последствия отказа от приватизации им разъяснены и понятны. Однако, настаивают на признании права собственности на их долю в квартире за их дочерью, Скуратовой В.В. Просили суд удовлетворить их исковые требования.

Истец Скуратова В.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на удовлетворении своих исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - повесткой.

Представитель Кореновской КЭЧ района в судебное заседание не явился, в заявлении, представленном в суд, просил дело рассмотреть в его отсутствие, просил суд вынести решение на усмотрение суда

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в суде, <...> года администрацией <...> Скуратову В.В. был выдан ордер <...> серия <...> на жилое помещение, состоящее из 2-х изолированных комнат, расположенное по адресу: <...>.Помещение ему было выделено как строителю. В период с <...> года по <...>, он занимал должность инженера <...>. В <...> года между ним и ДУ № <...> 2-ой Кореновской КЭЧ в лице начальника управления Н. был заключен Договор найма жилого помещения, где согласно которому « Наймодатель» передает в бессрочное пользование « Нанимателю» изолированное жилое помещение.

В <...> года, считая, что ордер на вселение им выдавала администрация района, Скуратов В.В. и члены его семьи обратились к начальнику КЭЧ района с заявлением разрешить им приватизацию квартиры. На их заявление ими был получен ответ, что приватизация квартир запрещена, так как городок является закрытым на основании Распоряжения Правительства РФ № <...>. Однако, в закрытом военном городке <...> по <...> в период с <...> года по <...> приватизировано 168 квартир, за период с <...> по <...> в судебном порядке признано право собственности более чем на 50 квартир. В настоящее время граждане, которые имеют квартиры в собственности, реализуют их лицам, не имеющим отношение к Министерству Обороны.

В соответствии с законом РФ от <...> года <...> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

При обращении Скуратова В.А.. в Квартирно-эксплутационную часть Кореновского района, в оперативном управлении которой находится жилищный фонд военного городка, ему было отказано в приватизации жилья по тем основаниям, что якобы Распоряжением Правительства РФ № <...> <...> года военный городок № <...>, расположенный на территории <...> включен в перечень закрытых военных городков.

Между тем, образование закрытых военных городков как особого, специализированного комплекса зданий и сооружений (расположенных вне обычных населенных пунктов либо имеющих систему пропусков) обусловлено их функциональным предназначением в системе обеспечения обороны страны. Определение закрытого военного городка содержится в п.1 ст.15 Федерального закона от <...> года <...>ФЗ «О статусе военнослужащих».

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

Под «военным городком» понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих, служащих (п.34 Положения о квартирно-эксплутационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР 1977г. <...>).

Обязательными признаками военного городка являются: по его расположению: обособленность территории, т.е. наличие определенных границ; по назначению - военный городок предназначен для размещения и проживания в нем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами и другими государственными воинскими формированиями; по органам власти - отсутствие органов местного самоуправления и наличие органов военной администрации (начальник гарнизона, командир войсковой части), а так же наличие пропускной системы.

Жилые помещения в домах закрытых военных городков относятся к ведомственному (Министерства обороны РФ) жилищному фонду. Именно специализированным характером закрытых военных городков и должен быть обусловлен запрет на приватизацию находящихся в них жилых помещений.

Однако, как было установлено в судебном заседании, военный городок <...> расположен на территории <...> и не имеет пропускной системы. В военном городке проживают лица, не имеющие никакого отношения к военной службе и не являющиеся работниками войсковой части.

Из представленных в суд документов следует, что военный городок, расположенный на территории <...> был включен в перечень закрытых в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от <...>г. <...>р. Доказательств того, что городок приобрел статус закрытого при введении его в эксплуатацию суду не представлено. О том, что городок не имел данного статуса до издания указанного выше распоряжения Правительства, свидетельствует тот факт, что за период до <...> года было приватизировано 30% всего жилищного фонда военного городка. Регистрация граждан по месту проживания в закрытом военном городке не контролируется ни начальником гарнизона, ни КЭЧ района. Учет граждан, подлежащих отселению, не ведется.

Суд считает, что поскольку на момент предоставления Скуратову В.В. и членам его семьи вышеуказанной квартиры, расположенной в военном городке № <...> <...>, военный городок не имел статуса закрытого военного городка, у истцов возникло право на приобретение предоставленного им жилого помещения в собственность по Закону от <...> года «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Распоряжение Правительства РФ от <...> года, которым утвержден перечень закрытых военных городков ВС РФ, не может быть распространено на правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком до его издания, т.к. согласно <...> ЖК РФ акты гражданского и жилищного законодательства на имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.

Судом также достоверно установлено, что при предоставлении жилого помещения Скуратову В.В. квартира, в которой в настоящее время проживают истцы, не была отнесена к служебной, что подтверждено ордером на жилое помещение, выпиской из лицевого счета квартиросъемщика.

Таким образом, поскольку военный городок на период предоставления Скуратову В.В. и его семье квартиры, не имел статуса закрытого военного городка, а спорное жилое помещение не является служебным, у истцов возникло право на приобретение указанного жилого помещения в собственность по Закону <...> от <...> года «О приватизации жилищного фонда в РФ», соответственно отказ Кореновской КЭЧ района в приватизации занимаемой истцом квартиры является незаконным.

Согласно справке о составе семьи и выписки из лицевого счета квартиросъемщика в квартире, расположенной в <...> зарегистрированы и проживают Скуратов В.В., Скуратова Т.А., Скуратова В.В.

В соответствии со ст.ст.1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от <...> года (в редакции ФЗ от <...>г. <...>ФЗ) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

С учетом того, что истцы - Скуратов В.В. и Скуратова Т.М., от участия в приватизации квартиры отказываются в пользу своей дочери Скуратовой В.В., что подтверждается их собственноручно написанными заявлениями, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании права собственности на квартиру за их дочерью Скуратовой В.В. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Кореновской квартирно-эксплуатационной части района в приватизации квартиры № <...> в доме № <...> по <...> в г. <...> незаконным.

Признать за Скуратовой В.В. право собственности на жилое помещение - квартиру № <...>, расположенную по адресу: <...>

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский райсуд в течение 10 дней.

Судья Кореновского районного суда С.И.Швецов

Справка: решение вступило в законную силу 20.07.2010 года.