Решение по иску Мартемьяновой Т.И. к УПФ РФ о признании незаконным отказа в установлении прав на ЕДВ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«31» марта 2011 год                                                                           г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Горностаевой С.М.,

при секретаре Грызловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартемьяновой Т.И. к УПФ РФ в <...> о признании незаконным отказа в установлении прав на ежемесячную денежную выплату в размере для участников Великой Отечественной войны,

УСТАНОВИЛ:

Мартемьянова Т.И. обратилась в суд с иском к <...> (далее УПФ РФ) в <...>, в котором просит признать отказ ответчика в установлении ей права на получение ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере для участников Великой Отечественной войны (далее ВОВ) незаконным, обязать производить ей перерасчет суммы ЕДВ в размере для участников ВОВ, выплатив ее по нормам установленным на день вынесения решения суда за весь срок с 01.01.2005 года по настоящее время, а также обязать выплачивать ей в дальнейшем сумму ЕДВ в размере установленном законом для участников ВОВ и взыскать расходы понесенные при обращении в суд в сумме 2 200 рублей из которых: 200 рублей госпошлина, а 2000 рублей оплата услуг по составлению искового заявления. В обоснование заявленных требований истица в заявлении ссылается на то, что является матерью Б.С.А.. Ее сын, выполняя боевое задание, то есть при исполнении обязанности военной службы, погиб 20.07.2002 года.

В соответствии со ст. 7 Закона «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» от 01.08.1989 года, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, были распространены на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» от 01.08.1989 года распространил льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признав тем самым их особый статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты.

Она пользовалась льготами, установленными данным законом до 01.01.2005 года: льготой по оплате коммунальных услуг, проезде на общественном транспорте, получала пенсию по случаю потери кормильца.

С принятием ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) заменила натуральные льготы и гарантии.

О замене натуральных льгот на ЕДВ она узнал поздно и, считая, что также имеет право на ЕДВ как лицо, приравненное в части пользования льготами к участникам ВОВ начиная с 01.01.2005 года, обратилась с соответствующим заявлением в УПФ в Кореновском районе. Впоследствии ею был получен ответ от 18.02.2011 г. № 08-758, в котором ей было отказано в выплате и перерасчете ЕДВ со ссылкой на то, что нормы закона «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» не применяются, поскольку они утратили свою актуальность с момента вступления законную силу ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года, и только льготами установленными данным законом она имеет право пользоваться.

Однако определением Конституционного Суда РФ № 331-О-П от 04.04.2007 года установлено, что нормы ФЗ «О ветеранах не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную компенсационную выплату женам (родителям) военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для этой категории граждан (жен, родителей) подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников ВОВ.

Таким образом, она считает отказ УПФ РФ в <...> необоснованным, поскольку вышеназванное определение Конституционного Суда подтвердило ее право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, с момента наступления такого права, а именно с 01.01.2005 г.

Истица Мартемьянова Т.И. и ее представитель по доверенности Аксенова А.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель УПФ РФ в <...> по доверенности Даниленко А.А. исковые требования не признала и пояснила, что Мартемьяновой Т.И., как матери погибшего военнослужащего, до принятия ФЗ № 122 от 22.08.2004 года предоставлялись льготы как участнику ВОВ, а с 01.01.2005 года была назначена выплата ЕДВ в сумме 150 руб. по категории «член семьи погибшего военнослужащего». С учетом индексации и с учетом отказа от набора социальных услуг размер ЕДВ с 01.04.2010 г. составляет 1019 рублей 70 копеек. В настоящее время с учетом норм Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 г. № 331-О-П право на установление ЕДВ по категории родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте может быть предоставлен гражданам, у которых до 01.01.2005 года возникло и было реализовано право пользования льготами для участников ВОВ из числа военнослужащих. Круг лиц, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16.01.1995 года, то есть до даты вступления в законную силу Закона «О ветеранах». Принятый 12.01.1995 г. ФЗ «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников ВОВ (ст. 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст. 21). Сын же истицы погиб 20.07.2002 года, то есть после указанной выше даты и на него не распространялись льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранов» для членов семей (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. В связи с чем, истица не имеет права на установление ЕДВ в соответствии с Определением Конституционного суда РФ № 331-О-П от 04.04.2007 года.

Суд, изучив доводы искового заявления, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Мартемьяновой Т.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Мартемьянова Т.И. является матерью военнослужащего Б.С.А., <...> года рождения, погибшего 20.07.2002 года при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается свидетельством о рождении Б.С.А., свидетельствами о заключении брака истицы, свидетельством о смерти Б.С.А., извещением военного комиссариата <...>.

17.03.2004 года Мартемьяновой Т.И. было выдано удостоверение, дающее ей право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» от 01.08.1989 г. № 313-1, действовавшего до вступления в законную силу (16.01.1995г) Закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5 ФЗ, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции действовавшей до 01.01.2005 г.) определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21).

01.01.2005 года вступил в силу ФЗ от 22.08.2004 г. N 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Названный закон модернизирует механизм финансирования предоставляемых гражданину отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты, при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с этим Законом право на назначение ежемесячной денежной выплаты устанавливается членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в размере 150 руб.

Между тем в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5 ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2005г.), права и льготы, а так же другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Как следует из Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 г. № 331-О-П, признание этой нормы абзацем вторым п.6 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004г.№ 122-ФЗ утратившей силу не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правого статуса. А иначе бы это означало нарушение ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

По смыслу ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Согласно же Преамбулы ФЗ «О ветеранах» от 22.08.2004 года №122-ФЗ данный закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина…, приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Поскольку как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. № 331-О-П, что с принятием ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" утратил актуальность и фактически не применяется, изчего следует, что данный Закон не утратил своей юридической силы, то суд считает возможным применить его положения к правоотношениям возникшим между сторонами, поскольку это наиболее выгодно для истице.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагая на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Россия как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от исполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Оно не может произвольно изменять уже признанный им статус лиц и уменьшать обусловленный эти статусом объем социальных выплат.

Следовательно, как установлено в Определении Конституционного суда РФ от 04.04.2007 г. № 331-О-П, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам (родителям) военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

С учетом изложенных обстоятельств суд, пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска Мартемьяновой Т.И.

Кроме того, также подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании с УПФ РФ в <...> в ее пользу расходов, понесенных ею по оплате госпошлины в суд в сумме 200 рублей и услуг по составлению искового заявления 2 000 рублей, которые подтверждены квитанциями.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ УПФ РФ <...> от 18.02.2011 года № 08-758 в установлении Мартемьяновой Т.И. права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны - незаконным.

Обязать УПФ РФ в <...> произвести перерасчет Мартемьяновой Т.И. суммы ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, за период с 01.01.2005 года по день вынесения решения суда и выплатить ей эту денежную сумму.

Взыскать с УПФ РФ <...> в пользу Мартемьяновой Т.И. судебные расходы в сумме 2200 рублей, из которых: 200 рублей - расходы по оплате госпошлины, 2000 рублей - расходы за составление иска в суд.

Председательствующий:                               С.М. Горностаева

Справка: определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.05.2011 года решение оставлено без изменения, вступила в законную силу 03.05.2011 года.