РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «02» июня 2011 год г. Кореновск Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Горностаевой С.М., при секретаре Дьяченко О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блоха Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в <...> о признании незаконным отказа в досрочном назначении второй пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Блоха Н.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (далее УПФ РФ) в <...>, в котором просит признать отказ ответчика в досрочном назначении ему с 14.12.2010 года второй государственной пенсии по старости незаконным и обязать УПФ РФ в <...> сделать перерасчет пенсии по старости с применением всех предусмотренных законом индексаций и выплатить образовавшуюся задолженность с указанной выше даты по настоящее время. В обоснование своих требований Блоха Н.В. в исковом заявлении ссылается на то, что он является участником ликвидации аварии на «Чернобыльской АЭС». В 1995 года ему была установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, связанным с радиационными и иными вредными факторами воздействия вследствие аварии на ЧАЭС. 01.09.2010 года согласно справке МСЭ N-2309433 установлена третья группа инвалидности бессрочно с установлением причины инвалидности: «Увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС», что приравнивается к причине инвалидности «военная травма». Согласно Федеральному Закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ он является получателем государственной пенсии по инвалидности. Право на получение одновременно с государственной пенсией по инвалидности второй пенсии по старости имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (п. З ст. З ФЗ № 166-ФЗ). Нормами Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.07.2009г.), а именно, статьей 30, пенсии но старости назначаются с уменьшением возраста на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения, а значит, он имеет право на получение второй пенсии по старости с 50 лет. В связи с этим он обратился в отделение УПФ РФ в <...> за назначением трудовой пенсии по старости одновременно с пенсией по инвалидности при наступлении 14 декабря 2010 года 50 лет. Однако решением комиссии УПФ РФ в <...> по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27.12.2010 года № 192.2 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в 50 лет. Принимая такое решение, комиссия УПФ РФ сослалась на то, что право на пенсию по старости по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ и нормами статьи 30 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 является для категории чернобыльцев одинаковыми мерами социальной поддержки, предусмотренной разными законодательными актами. В связи с чем, суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ и нормами статьи 30 Закона от 15.05.1991 года №1244-1 не может быть произведено. В связи с чем, по мнению комиссии он должен выбрать одну пенсию: - либо пенсию по инвалидности, либо пенсию по старости в 50 лет, или ждать наступления возраста 55 лет, чтобы получить право на назначение двух пенсий. Такую позицию УПФ РФ в <...> истец считает грубым нарушением существующего законодательства. Пенсионное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется двумя базовыми и одним специальным законом. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Закон №166-ФЗ), Федеральный закон от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173-ФЗ), Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон №1244-1). В соответствии со статьей 28.1 Закона №1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона №1244-1 назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. Им может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. В соответствии со ст. 30 ФЗ №1244-1 «Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения» пенсия по старости назначается гражданам с уменьшением возраста на 10 лет, т.е. по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет. Таким образом, отказ в назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет со ссылкой на пункт 3 ст. 28 Закона 173-ФЗ не соответствует законодательству Российской Федерации и необходимо руководствоваться нормами Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данные правовые положения нашли свое подтверждение в Определении КС РФ от 12.07.06 года № 350-0 (абз. 2,3 пункта 3) в части правоприменения ч. 1, ст. 30 вышеназванного Закона, согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 10 лет. Применительно к гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльекой катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность РФ как социального правового государства. При этом, в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения такого возмещения, включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение. Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы, и льготные условия назначения им пенсии (в том числе снижение пенсионного возраста), законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничениям прав и свобод граждан (ст. 19 ч. 1, ст. 55 ч. 3, Конституции РФ), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении права и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Такой вывод вытекает из правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу постановлениях КС РФ от 01.12.1997 г. № 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», от 19.06.2002 г. № 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», федеральных законов «О внесении и изменении дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О минимальном размере оплаты труда» и «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», от 3 июня 2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, с учетом правовых позиций, изложенных выше, ответчиком ему не правомерно отказано в досрочной выплате второй пенсии по старости, как участнику ликвидации аварии на «Чернобыльской АЭС», а поэтому он был вынужден обратиться в суд. В судебном заседании истец Блоха Н.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении, пояснив при этом, что с 1995 года он получает пенсию по инвалидности, как ликвидатор Чернобыльской АЭС. 09.12.2010 года он обратился с заявлением о выплате ему трудовой пенсии по старости, а в январе 2011 года получил отказ, который, по его мнению, является незаконным, а поэтому допущенные со стороны УПФ РФ нарушения, должны быть устранены в полном объеме. Представитель истца Коробкина В.В. в суде требования Блоха Н.В. поддержала и просила их удовлетворить по доводам изложенным в заявлении, пояснив, что комментарии представителя УПФ РФ в части ст. 3 Базового закона являются нелогичными в отношении мер социальной поддержки о том, что заявитель имеет право на выбор различных выплат, поскольку это лишает конституционного права заявителя, получать в полном объеме возмещение вреда. Те письма, которыми руководствуется Пенсионный фонд, то есть письмо от 08.04.2010 года и от 21.12.2010 года являются ненормативными правовыми актами, которыми следует руководствоваться в своей работе и менять практику назначения пенсии. Представитель истца Каратун В.Н. в суде требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении. Представители ответчика УПФ РФ в <...> по доверенности Даниленко А.А. требования Блоха Н.В. не признала и возражала против их удовлетворения, пояснив при этом, что Блоха Н.В. обратился в УПФ <...> 9 декабря 2010 года за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в 50 лет, получая при этом пенсию по инвалидности, и ему было отказано, поскольку у него нет на это права. Так, в ст. 29 Федерального закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, - подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» говорится, что военнослужащим, принимавшим участие на Чернобыльской АЭС и ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется пенсия по инвалидности, вследствие военной травмы. Ст. 30 данного Закона говорит, что участникам ликвидации ЧАЭС, назначается пенсия по старости со снижением возраста, в зависимости от периода участия. Для применения этих двух статей основания нет, так как в этом Законе есть ч. 2 ст. 3, что при наличии у гражданина права на одинаковые меры социальной поддержки, предоставляется право только по одному основанию (по выбору заявителя) - пенсия по старости или пенсия по инвалидности, таким образом, права на применение одновременно ст.ст. 29,30 данного Закона не имеется. В ФЗ от 15.12.2001 г. № 166 -ФЗ «О государственном - пенсионном обеспечении в Российской Федерации» указано, что право на получение одновременно двух пенсий имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, им назначается пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости. Только в № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дано четкое понятие трудовой пенсии и нигде больше. Ст. 28 данного Закона говорит, что инвалидам вследствие военной травмы, трудовая пенсия по старости назначается в возрасте 55 лет, то есть одновременное предоставление двух пенсий возможно только в 55 лет, на сегодняшний день заявитель имеет право на получение пенсии по инвалидности или по старости, но никак не вместе. Ранее до декабря 2010 года был неверно применен закон и назначались по две пенсии в 50 лет. Есть судебная практика Верховного суда 2005 года, где отказали в праве на получение двух пенсий в 50 лет. В ст. 3 Базового Чернобыльского закона идет речь о возмещении вреда и мерах социальной поддержки. Меры социальной поддержки предлагаются по одному основанию (льготы и пенсия). Одни меры социальной поддержки только по одному основанию по заявлению заявителя (по выбору). Представитель УПФ РФ в <...> по доверенности Горбашов А.И. требования Блоха Н.В. не признал и возражал против их удовлетворения пояснив при этом, что Определение Конституционного Суда, которое прозвучало и на которое ссылаются истцы, а именно п. 3, оно не регулирует порядок назначения пенсии, носит общий порядок. Нет права на получение двух пенсий. ПФ РФ в <...> в своей деятельности руководствуется только ФЗ и письмами вышестоящей организации (ПФ РФ). Суд, изучив доводы искового заявления, выслушав истца, его представителей, представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Блоха Н.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Пенсионное обеспечение граждан РФ производится в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.) и от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г). Из материалов дела видно, что истец является участником ликвидации последствий аварии на «Чернобыльской АЭС». 01.09.2010 года Блоха Н.В., согласно справке МСЭ N-2309433, представленной в материалах дела установлена третья группа инвалидности бессрочно с установлением причины инвалидности: «Увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС», что приравнивается к причине инвалидности «военная травма». В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 военнослужащим, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы и Блоха Н.В. является получателем такой пенсии. Также участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС назначается пенсия по старости со снижением возраста в зависимости от периода участия в этих работах на 5 или 10 лет (статья 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1). Однако в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 при наличии у гражданина права на одинаковые меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по различным основаниям они предоставляются только по одному из оснований по выбору заявителя, что исключает право на одновременное применение статей 29 и 30 названного закона. В таком случае по выбору заявителя пенсия назначается либо по нормам статьи 29, либо по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 названного закона, и трудовая пенсия по старости. При этом трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ назначается инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Указанная норма о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вследствие военной травмы в отношении инвалидов чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих не является нормой прямого действия, поскольку право на пенсионное обеспечение, предусмотренное этой нормой, предоставлено через отсылочную норму пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1. Соответственно право на пенсию по старости по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 является для рассматриваемых граждан одинаковыми мерами социальной поддержки, предусмотренными разными законодательными актами. В соответствии с частью третьей статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 указанные меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Таким образом, суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и нормами статьи 30 Закона от 15.05.19910 г. № 1244-1. не может быть произведено. Следовательно, право на назначение двух пенсий лицам, из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (независимо от года участия 1986-1987г.г. или 1988г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, наступает по достижению возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами. К моменту обращения за назначением второй пенсии по старости Блоха Н.В. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в силу приведенной правовой нормы у истца отсутствует. Таким образом, с учетом вышеизложенного и по смыслу закона ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ отказ в назначении второй государственной пенсии по старости Блоха Н.В., как участнику ликвидации последствий аварии на «Чернобыльской АЭС» с 14.12.2010 года при наступлении 50 лет УПФ РФ в <...> является правильным. При таких обстоятельствах требования истицы о признании незаконным отказа УПФ РФ в <...> назначить ему с 14.12.2010 года вторую государственную пенсию необоснованны и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Блоха Y/D/ к Управлению пенсионного фонда РФ в <...> о признании незаконным отказа в досрочном назначении второй пенсии по старости - отказать. Решение может быть обжаловано в <...>вой суд через Кореновский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: С.М. Горностаева Справка: решение не обжаловано, вступило в законную силу 18.06.2011 года