Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия ОМВД по Кореновскому району



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2011 года                                                                город Кореновск

        Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Мосина А.В., при секретаре Чуклановой Е.Е.,

с участием помощника прокурора Кореновского района Колокольцевой Ю.Д., Дубовицкого В.В.,

представителя ОМВД по Кореновскому району Бирюковой Н.А., Шаповалова А.И.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОМВД по Кореновскому району Краснодарского края,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кореновского района обратился в суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОМВД по Кореновскому району Краснодарского края. В заявлении прокурор ссылается на то, что 07.02.2011 года прокуратурой Кореновского района проведена проверка соблюдения законности в деятельности ОВД по Кореновскому району при оказании медицинской помощи в ИВС ОВД по Кореновскому району, в ходе которой установлено, что в ИВС ОВД по Кореновскому району осуществляется медицинская деятельность, а именно систематическое проведение медицинских осмотров, поступающих и содержащихся лиц в ИВС ОВД по Кореновскому району, а так же оказание иной врачебной помощи подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, которые не относятся к перечню мероприятий первой медицинской помощи с нарушением Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 года, без специального разрешения (лицензии). Фельдшер ИВС Т.Н.И., которая систематически проводит медицинские осмотры лиц, поступающих и содержащихся в ИВС ОВД по Кореновскому району, а так же оказывает иную врачебную помощь (первичную медико-санитарную помощь, первую доврачебную медицинскую помощь), а именно выявление инфекционных и паразитарных заболеваний, освидетельствование на наличие телесных повреждений, определение заболеваний ОРВИ и назначения лечения медикаментами, снятие головной и зубной боли, определение необходимости вызова скорой медицинской помощи, без получения соответствующей лицензии. Так же меры к получению необходимой лицензии ОВД по Кореновскому району за весь указанный период не принимались. 08.02.2011 года прокуратурой района внесено представление на имя начальника ОВД по Кореновскому району об устранении выявленных нарушений Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». По результатам рассмотрения представления прокурора 03.03.2011 года в устранении выявленных нарушений федерального законодательства было отказано (копия ответа от 03.03.2011 года исх. № 2532 прилагается). В ответе на представление прокурора от 08.02.2011 года ОВД по Кореновскому району указало, что ОВД но Кореновскому району 11.02.2011 года заключило договор об оказании медицинских услуг с ООО <..> Однако указанный договор заключен в нарушении п.7.4 Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1115 и Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел». 15.03.2011 года, 08.07.2011 года прокуратурой Кореновского района совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах проведена проверка соответствия камер временного содержания ИВС ОВД по Кореновскому району требованиям санитарного законодательства, в ходе которой установлено, что нарушения, выявленные при совместной проверке 15.03.2011 года не устранены, а именно: в камерах отсутствует горячее водоснабжение: в помещениях камер временного содержания не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: отсутствие условий постоянной проточности в чашах «Генуя»; мытье столовой посуды осуществляется ручным способом, в нарушении пл. 6.14, 6.17. СП 2.3.6. 1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» отсутствуют условия мытья столовой посуды с добавлением моющих средств и выдерживание температурного режима для прокаливания столовых приборов: из трех секций раковин работает только одна; внутренняя часть кастрюли для кипячения воды покрыта слоем накипи, она не подвергается чистке, мытью и дезинфекции; в нарушении п. 9.13. СП 2.3.6. 1079-01 отсутствует емкость для сбора пищевых отходов; лекарственные препараты хранятся без учета их физико-химических свойств и категорий, учет медицинских препаратов с ограниченным сроком годности не ведется (копия акта прилагается). Согласно п. 8.13 Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1115 и Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» -ведение необходимой медицинской документации: журнал медицинских осмотров ЛИЦ, содержащихся в ИВС (приложение № 4), журнал санитарного содержания ИВС (приложение № 5), журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции) (приложение № 6). Однако фактически в ИВС при ОВД по Кореновскому району ведется лишь два журнала - журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС и журнал санитарного содержания ИВС. Указанные журналы не соответствуют приложениям №№ 4,5 Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1115 и Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел». Журнал регистрации дезинфекций (дезинсекции) вообще отсутствует (копия акта прилагается). Кроме этого, отсутствует медицинский кабинет. В качестве медицинской части ИВС используется следственная комната, в которой расположены два шкафа с медикаментами, при проверке которого обнаружен медицинский препарат «Сальбутамол» с истекшим сроком годности (годен до апреля 2011 года, до мая 2011 года, всего три упаковки). В нарушении требований п.11 Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1115 и Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», санитарная обработка поступающих в ИВС лиц не производится, график на помывку содержащихся в ИВС лиц отсутствует, не смотря на то, что комната дежурного по ИВС оборудована душевой кабиной, которая используется как складское помещение, в ней расположен уборочный инвентарь - веники, совки для собирания мусора. Камера дезинфекции вещей отсутствует. В нарушении требований пожарной безопасности, помещения ИВС не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 2-го типа (п. 16 ППБ 01-03; п.9 табл.2 НПБ 104-03); и автоматическими установками пожарной сигнализации. Так же, как показали ежедневные проверки прокуратурой района ИВС при ОВД по Кореновскому району - сотрудниками ОВД по Кореновскому району не приняты меры к устранению допущенных нарушений закона и не обеспечено соблюдение прав содержащихся в ИВС лиц на материально-бытовые условия содержания. В частности, в камерах временного содержания отсутствуют: индивидуальные нары или кровати; стол и скамейки по лимиту мест в камере; шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов (тарелки, кружки, продукты хранятся на полу камеры); санитарный узел не имеет необходимых условий приватности; отсутствуют вешалки для одежды (одежду вешают на спички, воткнутые в стены камеры); отсутствует полка для туалетных принадлежностей: отсутствуют постельные принадлежности - нарушение п.45 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Согласно ст.9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета. Однако, в нарушении вышеуказанной нормы закона ОВД по Кореновскому району 24.01.2011 года, 15.03.2011 года. 07.04.2011 года. 19.04.2011 года обращалось с ходатайством к главе МО Кореновский район о выделении денежных средств в размере 9 000 000 (девять миллионов) рублей из средств местного бюджета для реконструкции здания ИВС ОВД по Кореновскому району, тогда как указанное ходатайство надлежало направить в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Таким образом, бездействие ОМВД по Кореновскому району является неправомерным и нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья.

В судебном заседании помощники прокурора Кореновского района доводы поддержали и пояснили, что прокуратурой регулярно проводятся проверки ИВС, выписываются предписания об устранении обозначенных нарушений требований законодательства, однако реакции должной не последовало. Это и послужило поводом для обращения прокурора в суд с заявлением. Это не единичный случай и аналогичные недостатки уже становились предметом судебных разбирательств в Армавире, Новороссийске, Тимашевске. Только после обращений прокуроров в суд ОМВД начинают устранять недостатки.

Представители ОМВД по Кореновскому району возражали против удовлетворения заявления прокурора, так как в ИВС не ведется медицинская деятельность по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров, в лицензировании деятельности фельдшера нет необходимости. Пожарная сигнализация уже установлена и в августе 2011 года будет включена. Перед руководством ГУВД края, а также главой района постоянно подымается вопрос о необходимости финансирования ИВС для производства реконструкции и улучшения материального обеспечения, но средства на это не выделяются.

Выслушав помощников прокурора, представителей ОМВД, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Кореновского района подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

        В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кореновского района была проведена проверка соблюдения законности в деятельности ОВД по Кореновскому району, в ходе которой установлено, что в ИВС ОВД по Кореновскому району осуществляется медицинская деятельность, а именно систематическое проведение медицинских осмотров, поступающих и содержащихся лиц в ИВС ОВД по Кореновскому району, а так же оказание иной врачебной помощи подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, которые не относятся к перечню мероприятий первой медицинской помощи с нарушением Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 года, без специального разрешения (лицензии).

Согласно п.п.96 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 года - медицинская деятельность подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности. Согласно п.4 вышеуказанного положения - медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В Перечень работ по оказанию доврачебной медицинской помощи включаются работы по медицинским осмотрам.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 года - к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме кик лицензированием.

Согласно п.9 Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1115 и Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» - осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете (медицинская часть ИВС).

Согласно трудовому договору от 14.12.2009 года ОВД приняло на работу Т.Н.И. в ИВС.

Из должностной инструкции Т.Н.И. следует, что она является фельдшером ИВС и осуществляет ежедневные осмотры для определения состояния здоровья в частности для выявления инфекционных и паразитарных заболеваний и наличия телесных повреждений у поступающих. Выдавать письменные справки в пределах своей компетенции о возможности содержания лиц в ИВС и их конвоирования. А также другие действия, которые суд расценивает как периодические и предварительные медицинские осмотры, а ничто иное. При этом фельдшеру при участии милиционера внутреннего поста или выводного не запрещается (п.5.2) вести прием, проводить процедуры и амбулаторные обследования.

В материалах гражданского дела имеется договор № 25 от 15.07.2011 года, то есть заключенный до подачи прокурором в суд иска, согласно которому с 26.07.2011 года в здании ОМВД выполняются работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в помещениях подвального этажа, первого этажа административного здания, в котором также находится ИВС. Ввиду чего нельзя признать бездеятельностью ОМВД требование в этой части.

Суд находит обоснованным требование прокурора в части признания незаконным бездействия ОМВД по поводу не направления ходатайств о выделении денежных средств на реконструкцию ИВС. Представителями ОМВД суду представлено 18 ходатайств ОМВД России по Кореновскому району (ранее ОВД по Кореновскому району) направленных в специализированные подразделения МВД об обеспечении ИВС товарно-материальными ценностями за 2009-2011 годы. Однако не представлено ходатайство о выделении средств на реконструкцию ИВС, хотя условия содержания заключенных этого требуют.

Остальные требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как они полностью подтверждены представленными суд материалами. Отсутствие лицензии на проведение медицинских осмотров, а также нарушение требований санитарного законодательства может повлечь причинение вреда здоровью неопределенного круга лиц, ввиду чего требования прокурора в этой части суд находит подлежащими удовлетворению, тем более, что выявленные нарушения носят систематический характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие ОМВД по Кореновскому району по неполучению лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров в ИВС.

Обязать ОМВД по Кореновскому району получить лицензию на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров в ИВС.

Признать незаконным бездействие ОМВД по Кореновскому району по не устранению нарушений требований санитарного законодательства.

Обязать ОМВД по Кореновскому району устранить выявленные нарушения санитарного законодательства.

Признать незаконным бездействие ОМВД по Кореновскому району по соблюдению требований Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1115 и Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органон внутренних дел».

Обязать ОМВД по Кореновскому району неукоснительно соблюдать требования Приказа Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 1115 и Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 475 от 31.12.1999 года «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел».

Признать незаконным бездействие ОМВД по Кореновскому району по не направлению ходатайства о выделении денежных средств на реконструкцию ИВС в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Обязать ОМВД по Кореновскому району направить ходатайство о выделении денежных средств на реконструкцию ИВС в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Отказать в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия ОМВД по Кореновскому району по соблюдению требований пожарной безопасности в помещениях изолятора временного содержания.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в речение 10 дней.

    Судья А.В.Мосин

Справка: Решение не обжаловано, вступило в законную силу 30.08.11 года