Решение по заявлению прокурора Кореновского района о признании незаконными действий органа местного самоуправления.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2011 года                                                                    город Кореновск

        Кореновский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Мосина А.В., при секретаре Чуклановой Е.Е.,

с участием помощника прокурора Кореновского района Паршаковой Е.Д.,

представителя администрации МО Кореновский района Марьевской Т.Г.,

представителя администрации Дядьковского сельского поселения Пегиной Н.П.,

рассмотрев дело по заявлению прокурора Кореновского района о признании незаконными действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кореновского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий органов местного самоуправления - администрации МО Кореновский район и администрации Дядьковского сельского поселения. В заявлении прокурор ссылается на то, что 11 мая 2011 года в прокуратуру Кореновского района поступило обращение жителей станицы Дядьковской Кореновского района о нарушении прав детей на объекты социально инфраструктуры, необходимые для развития, отдыха и оздоровления детей. В ходе проверки установлено, что Законом Краснодарского края от 29 декабря 2006 года №1176-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят» в собственность Дядьковского сельского поселения Кореновского района передана детская площадка (площадью 1941,0 м2) расположенная в станице Дядьковская, угол ул.Первомайской и ул.Кооперативной. На основании заявления руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом МО Кореновский район от 16.10.2006 года государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Кореновский земельный центр» сформирован земельный участок для размещения административного здания в ст.Дядьковская, угол улиц Кооперативной и Первомайской. Постановлением главы администрации МО Кореновский район от 05.04.2007 года № 476 утверждены границы и размеры земельного участка площадью 999 м2 для размещения административного здания в станице Дядьковская, угол улиц Кооперативная и Первомайская. Таким образом, площадь детской площадки, расположенной по адресу: ст.Дядьковская, угол ул.Первомайской и ул.Кооперативной уменьшена на 999 м2.

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района доводы заявления поддержала и пояснила, что администрация района неправомерно выделила часть детской площадки под размещение административного здания, ограничив таким образом права детей.

Представитель администрации Кореновского городского поселения в суде пояснила, что детская площадка как таковая не существует, на кадастровый учет она не поставлена, она могла располагаться на любом из четырех углов, на перекрестке улиц Кооперативная и Первомайская. Земельный участок впервые поставлен на кадастровый учет и не выделялся из какого-либо другого участка. Норматива по площади для детских площадок нет, поэтому она может располагаться на земельном участке любой площади. Оборудования, зданий на этом земельном участке также нет. Прокурором пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об обжалований действий и постановления администрации, так как с момента его издания прошло уже 4 года. На земельном участке уже ведется строительство, а у администрации нет средств для возмещения затрат лицу, приобретшему земельный участок. Просила отказать в удовлетворении заявления прокурора.

Представитель администрации Дядьковского сельского поселения в суде согласилась с позицией представителя администрации района, так как детская площадка на кадастровом учете не стояла. На ней действительно когда -то давно располагались детские качели и аттракционы. Потом металлические конструкции пришли в негодность и были демонтированы. На перекрестке улиц Кооперативная и Первомайская с одного угла расположен жилой дом, на другом углу молочная кухня Кубань-Люкс, на третьем парк огороженный забором, на четвертом были детские качели.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что нарушения, выявленные проведенной проверкой, имеют место. Они подтверждаются представленными суду документами. В частности законом КК № 1176-КЗ от 29.12.2006 года с перечнем передаваемого имущества, актом приема-передачи от 02.02.2007 года, постановлением главы района № 476 от 05.04.2007 года, схемой генплана, на которой отчетливо видно, что административное здание размещается на земельном участке «Детская площадка», проектом границ земельного участка, с аналогичным указанием размещения здания на детской площадке.

Нашел свое подтверждение факт того, что площадь детской площадки, расположенной в ст.Дядьковская на углу улиц Первомайская и Кооперативная уменьшена на 999 м2, что является нарушением Закона Краснодарского края от 29 декабря 2006 года № 1176-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят», так как действия администрации МО Кореновский район привели к изменению назначения объекта социальной инфраструктуры для детей.

Таким образом, при принятии администрацией МО Кореновский район такого решения допущены нарушения норм Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, согласно п.п.2, 5 ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

В соответствии с подп.3 п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

В силу подп.3 п.1 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Поскольку ни муниципальным образованием Кореновский район, ни Дядьковским сельским поселением Кореновского района публичные слушания по вопросам изменения разрешенного вида использования земельного участка не проводились, экспертная оценка решения об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью отсутствует, то Постановление главы администрации МО Кореновский район от 05.04.2007 года №476 «Об утверждении границ и размеров земельного участка площадью 999 м2 для размещения административного здания в станице Дядьковской, угол улиц Кооперативной и Первомайской» является не законным.

В тоже время, администрация Дядьковского сельского поселения Кореновского района за период с 2006 года по настоящее время, зная о неправомерном отчуждении детской площадки, не принимает меры к обжалованию в судебном порядке действий администрации МО Кореновский район, чем нарушены требования п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; и другие полномочия

Доводы о правомерности действий администрации ввиду не постановки ранее детской площадки на кадастровый учет не могут быть приняты судом как обоснованные, так как бездеятельность по постановке земельного участка под детской площадкой на учет в кадастре свидетельствует лишь о невыполнении требований закона и в этой части обязанностей органов местного самоуправления.

Доводы о том, что местонахождение площадки не конкретизировано также безосновательны, так как в судебном заседании достоверно установлено отсутствие площадки детской на каком-либо из других трех углов перекрестка улиц Кооперативная и Первомайская, кроме одного. Это подтвердила и представитель администрации сельского поселения. Как и то, что на этом земельном участке действительно располагалась детская площадка с качелями и прочими сооружениями для развлечения детей. Приведение из в негодность и не установка новых, также свидетельствует о бездеятельности органа местного самоуправления.

Довод о пропуске срока обжалования суд считает необоснованным, так как прокурору стало известно о нарушении прав граждан только после обращения к нему жителей сельского поселения 11.05.2011 года. При обсуждении и издании постановления главы администрации муниципального образования Кореновский район от 05.04.2007 года № 476 «Об утверждении границ и размеров земельного участка площадью 999 м2 для размещения административного здания в станице Дядьковской, угол улиц Кооперативной и Первомайской» прокурор участие не принимал, а значит не мог знать о принятом решении.

Доводы о необходимости привлечения к участию в деле лица, приобретшего земельный участок, не подлежат удовлетворению, так как восстановлением нарушенного права неопределенного круга граждан РФ не затрагиваются права этого лица. Сведений о нем суду сторонами не представлено, как и сведений о строительстве здания. Это лицо, при наличии к тому оснований, может обратиться в суд за защитой своих интересов путем признания недействительной сделки, заключенной им с администрацией. Данная сделка не является предметом настоящего рассмотрения и оспаривается в исковом порядке, отличном от рассмотрения дел, вытекающих из публично правовых отношений. А утверждение о невозможности отмены постановления ввиду не планирования администрацией расходов на компенсацию убытков суд находит неверным, так как восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц, тем более детей, не могут зависеть от материальных затруднений органа местного самоуправления.

Суд приходит к убеждению, что публично - правовой интерес прокурора по защите прав детей, проживающих на территории Дядьковского сельского поселения, гораздо значимее, чем материально - правовые отношения органа местного самоуправления и одного отдельного гражданина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования Кореновский район от 05.04.2007 года № 476 «Об утверждении границ и размеров земельного участка площадью 999 м2 для размещения административного здания в станице Дядьковской, угол улиц Кооперативной и Первомайской.

Обязать администрацию муниципального образования Кореновский район отменить постановление от 05.04.2007 года № 476 «Об утверждении границ и размеров земельного участка площадью 999 кв.м. для размещения административного здания в станице Дядьковской, угол улиц Кооперативной и Первомайской.

Признать бездействие администрации Дядьковского сельского поселения Кореновского района по не принятию мер к оспариванию действий администрации муниципального образования Кореновский район не законными.

Обязать администрацию Дядьковского сельского поселения Кореновского района принять меры к регистрации в Кореновском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии права собственности на детскую площадку площадью 1941 м2, расположенную по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Кореновский район, ст.Дядьковская, угол ул.Первомайской и ул.Кооперативной.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в речение 10 дней.

Судья: А.В.Мосин

Справка: Решение обжаловано, Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.09.2011 года оставлено без изменения, вступило в законную силу 06.09.2011 года.