Решение по иску прокурора Кореновского района в интересах Козловой А.С. к администрации МО Кореновский район и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.



К делу 2-1285 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года                                                                  г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Пшеничниковой С.В.,

с участием помощника прокурора Касьянова А.В.,

представителя администрации МО Кореновский район по доверенности Марьевской Т.Г.,

при секретаре Бородавко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореновского района в интересах Козловой А.С. к администрации муниципального образования Кореновский район и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленный норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кореновского района обратился в суд с иском в интересах Козловой А.С. к администрации муниципального образования Кореновский район и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленный норм, обосновывая свои требования необходимостью обеспечения Козловой А.С., как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилым помещением в Кореновском районе в соответствии с требованиями ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748 - КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805 - КЗ « О выделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными и государственными полномочиями в области социальной сферы».

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Касьянов А.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив при этом, что согласно ч.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Вместе с тем, до настоящего времени Козлова А.С., как лицо имеющее статус сироты, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался, жилое помещение не закреплено. Данные обстоятельства нарушают законные права и интересы Козловой А.С., что дает право обратиться в суд с настоящим иском в целях реализации прав Козловой А.С. на обеспечение жилым помещением. Поэтому просил суд обязать администрацию МО Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Козловой А.С. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в МО Кореновский район за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», а в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Прокурор Косьянов А.В. в судебном заседании иск поддержал и просил его удовлетворить. Козлова А.С. в суд не явилась, в связи с чем, дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель ответчика - администрации МО Кореновский район по доверенности Марьевская, Т.Г. возражала против удовлетворения иска, пояснив, при этом, что в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, наряду с другими категориями граждан, и детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но при следующих обстоятельствах:

-по окончании последними пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также дублирует перечисленные обстоятельства предоставления внеочередного жилья. Данный вопрос в исковом заявлении не отражен.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 8 вышеуказанного закона, предоставление жилого помещения осуществляется согласно регистрационному учёту внеочередников. В настоящее время в списке внеочередного предоставления жилья состоят 60 человек. При этом Козлова А.С. поставлена на учет в список детей сирот в первой половине 2007 года. Список внеочердников ведется с 2006 года. Никакого преимущественного положения перед ранее поставленными на учет детьми сиротами Козлова А.С. не имеет. Поэтому удовлетворение требований прокурора в отношении Козловой А.С. нарушило бы права ранее поставленных на учет граждан, имеющих статус сирот. Все вышеуказанные лица обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства, администрация МО Кореновский район не входит в категорию органов власти, это - орган местного самоуправления. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ, а не муниципальных районов. Что подтверждается и ст. 2 Закона КК от 15 декабря 2004 года ; 805 - КЗ « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», предусматривающей, что финансовой обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере, определенных в ст. 13 Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета, размеры которых, конкретными муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяется вышеуказанным законом Краснодарского края, исходя из которого, предоставление жилых помещений по договору социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748 - КЗ « Об обеспечении дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Статья 5 данного закона предусматривает порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Краснодарского края, но не в муниципальном фонде поседений. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма указанным лицам осуществляется за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Таким образом, в силу ч.6 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748 - КЗ, предоставление жилья детям сиротам - это право, но не обязанность муниципального образования, и только при условии, что полномочия по обеспечению данной категории граждан МО будет наделено законом Краснодарского края.

Также представитель администрации МО Кореновский район просил обратить внимание на то, что предоставление муниципального жилья, либо строительство за счет средств бюджета муниципального образования Кореновский район для граждан указанной категории явилось бы превышением полномочий, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным данным ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч.5) и ОМСУ несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств ( ст. 20 Закона).

Краевая целевая программа « Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и, начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.

В 2007 г. МО Кореновский район из краевого бюджета на приобретение жилого помещения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа выделялись денежные средства в сумме 100, 0 тыс. руб, на которое было приобретено жилое помещение и выделено очереднику по договору социального найма, в 2009 г. было выделено 1 004,9 тыс. руб., на которые было приобретено жилое помещение и выдано очереднику также по договору социального найма.

В 2011 году МО Кореновский район из краевого бюджета на приобретение жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа выделены денежные средства в сумме 25 121,3 тыс. руб., для строительства многоквартирного дома, потом 1 000 000 руб. забрали. В районе в настоящее время ведется строительство 24-х квартирного дома для детей сирот и лиц из их числа, при этом будут затрачены денежные средства в сумме 24 116,4 тыс. руб., на оставшиеся 1 004,9 тыс. руб. планировалось приобретение жилого помещения, но возникли трудности по причине отсутствия на жилищном рынке жилья, установленным социальным нормам и отвечающему санитарным и техническим требованиям жилья согласно действующему законодательству.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.

Козлова А.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 30.06.2007 года. На 12.10.2011 года Козлова А.С. состоит под № 9 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении; жилое помещение ей будет предоставлено до конца 2011 года в рамках конкурсных процедур по исполнению Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Суд, выслушав прокурора, представителя администрации МО Кореновский район, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что Постановлением главы муниципального образования Кореновский район от 23.07.2007 года № 1184 «О принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении» Козлова А.С. принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по льготному списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с датой постановки 30 июня 2007 года

Вместе с тем, очередь данной категории граждан в МО Кореновский район ведется с 2006 года, а Козлова А.С. была постановлена на льготный учёт 30 июня 2007 года, со дня подачи заявления.

Таким образом, внеочередным предоставлением жилого помещения Козловой А.С. будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства. Законы гарантируют защиту граждан от всех форм дискриминации при реализации прав и интересов в соответствии со ст. 19 Конституции РФ.

Согласно ч.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления Кореновского района наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1749-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов, в установленном законодательством РФ порядке, государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653, утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

В соответствии с п.1,3 указанного постановления, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, имеющим статус лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма, осуществляют органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.

Как установлено в судебном заседании в Краснодарском крае действует программа «Дети Кубани». На реализацию этой программы в 2009 году в Кореновский район из краевого бюджета поступили субсидии на приобретение жилья детям - сиротам 1 004900 рублей, в 2010 год и в 2011 году денежных средств из краевого бюджета в район не поступало. В 2011 году в Кореновском районе в рамках реализации краевой программы планируется строительство 24 - квартирного жилого дома для детей - сирот по адресу: гор. Кореновск, ул. Нижняя б/н, уже заключен контракт между администрацией МО Кореновский район и <...> ведется строительство 24- квартирного жилого дома, однако денежные средства на эти цели еще не поступили в районную администрацию.

Козлова А.С. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством и в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы, а администрация Кореновского района, обоснованно указанная прокурором в качестве ответчика по делу, обязана предоставить ей жилое помещение по договору социального, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в МО Кореновский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, с соответствии со списком детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Кореновский район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Козловой А.С. в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы, с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию     муниципального образования Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Козловой А.С. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд в течение 10 дней.

Судья С.В.Пшеничникова

Справка: решение не обжаловано, вступило в законную силу 25.11.2011 года.