Решение по заявлению прокурора Кореновского района о признании незаконным бездействия Новоберезанского сельского поселения Кореновского района.



                                                                                                             Дело № 2 - 1237/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года                                  Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                                            Кривцова А.С.

при секретаре                                             Антипиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кореновского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия Новоберезанского сельского поселения Кореновского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кореновского района Краснодарского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Новоберезанского сельского поселения Кореновского района.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части создания на территории сельских поселений аварийно-спасательных служб.

В ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере.

Согласно п. 24 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится, в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Аварийно-спасательное формирование (далее - АСФ) самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

АСФ создаются решением уполномоченного органа местного самоуправления.

В нарушении требований закона на территории Новоберезанского сельского поселения Кореновского района аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование не созданы.

Необходимость создания на территории поселения АСФ обусловлено не только требованиями действующего законодательства, но и имеющимися неоднократными происшествиями природного и техногенного характера на территории РФ. Кроме того, отсутствие АСФ не позволит должным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин и последствий проявлений терроризма.

Бездействие администрации Новоберезанского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Обязать администрацию Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, создать на территории Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование.

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Тонконоженко С.В. уточнил заявленные требования, просит суд признать незаконным бездействие администрации Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Обязать администрацию Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, создать на территории Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.

Глава администрации Новоберезанского поселения Кореновского района Шевченко В.В. требования прокурора района не признал, пояснив, что в бюджет поселения не позволяет выполнить данное требование закона. В настоящее время, для устранения данного нарушения, на имя главы администрации муниципального образования Кореновский район направлено письмо с просьбой о передаче данных функций району.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

По смыслу статьи 131 (часть 1) в ее взаимосвязи со ст. 12 и 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации, городские и сельские муниципальные образования как таковые предназначены для решения вопросов местного значения (которые могут быть решены данным поселением самостоятельно под свою ответственность).

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в рамках Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Судом установлено, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части создания на территории сельских поселений аварийно-спасательных служб.

В ходе проверки установлено, что на территории Новоберезанского сельского поселения Кореновского района аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательное формирование не созданы.

В соответствии с положением ст.6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, является:

- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях и иные задачи.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Необходимость создания на территории поселения аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований обусловлено не только требованиями действующего законодательства, но и имеющимися неоднократными происшествиями природного и техногенного характера на территории РФ. Кроме того, отсутствие аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований не позволит должным образом принять исчерпывающие меры, направленные на устранение причин и последствий проявлений терроризма.

Учитывая, что бездействие администрации Новоберезанского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Кореновского района Краснодарского края, возложив на администрацию Новоберезанского сельского поселения создать на территории поселения аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.

Удовлетворяя требования прокурора, суд критически относится к доводам главы администрации Новоберезанского сельского поселения об отсутствии у поселения необходимых средств для создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, поскольку исполнение функции поселения возложенной на нее пунктом 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в случае недостатка собственных бюджетных средств, отсутствия необходимой материальной базы, а также дефицита кадров, не исключает передачу данной функции на уровень муниципального района путем заключения соответствующего соглашения.

Рекомендации о возможности заключения соглашений о приеме (передаче) полномочий по реализации вопросов местного значения муниципальному району, на основании финансово-экономического обоснования, с учетом всестороннего анализа и причин, побуждающих поселения передавать данные полномочия нашли свое отражение в Постановлении ЗС Краснодарского края от 16.04.2008 №449-П.

Однако, с письмом в адрес муниципального образования Кореновский район, инициирующим передачу функции местного значения по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории администрация поселения обратилась только после проведения прокуратурой Кореновского района проверки исполнения законодательства в указанной части.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований.

Обязать администрацию Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, создать на территории Новоберезанского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья

Справка: решение обжаловано, оставлено без изменений, вступило в силу 17.11.2011 года.