РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 ноября 2011 года г.Кореновск Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Швецова С.И. при секретаре Бородавко М.А., с участием помощника прокурора Кореновского района Паршаковой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Бураковского сельского поселения Кореновского района выразившееся в неприятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела УСТАНОВИЛ: И.о прокурора Кореновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Бураковского сельского поселения Кореновского района, выразившегося в неприятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, ссылаясь на то, что прокуратурой Кореновского района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края была проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в Бураковском сельском поселении Кореновского района, в ходе которой установлено следующее:в соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 № 1176-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят", требованиями ст.85 ФЗ от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.31 ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят. Статьей 1 Закона Краснодарского края от 29.12.2006 № 1176-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят" утверждён перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Кореновский район вновь образованным городскому и сельским поселениям, входящим в его состав. Так, Бураковскому сельскому поселению передано в собственность имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (9 кладбищ). ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" урегулированы отношения, связанные с погребением умерших, а также установлены: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного В соответствии с п. 22 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, что также отражено в Уставе Бураковского сельского поселения Кореновского района. Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В силу ст. ст. 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законодательством возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления поселений. Таким образом, согласно вышеуказанному законодательству каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха. Понятно, что захоронение за счет бюджета поселения не может быть роскошным, но у родственников должен быть выбор между социальным вариантом и догорим. Еще 15 лет назад вступил в силу Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", который обязал создать на местах специализированные службы по вопросам похоронного дела. Они обязаны по первому требованию родственников умершего оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям - установлено в Указе Президента РФ от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению». Таким образом, специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению и не преследуют цель извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В нарушение вышеуказанного законодательства в Бураковском сельском поселении специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела в Бураковском сельском поселении Кореновского района нарушает права неопределенного круга лиц при реализации своего права на проведение процедуры захоронения умерших. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Бураковского сельского поселения Кореновского района, выразившееся в неприятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязав администрацию Бураковского сельского поселения Кореновского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Паршакова Е.Д. поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении, ссылаясь на то, что не смотря на дифицит бюджета сельского поселения, оно должно принимать необходимые меры к организации похоронного дела. Ссылка главы поселения на якобы заключенный договор с МУП ЖКХ Кореновского городского поселения об оказании населению услуг по организации похоронного дела можно расценивать как действия, направленные на избежание каких-либо последствий ввиду требований прокурора Кореновского района, поскольку согласно представленной в суд информации от МУП ЖКХ за 2011 год заявок на захоронение жителей хут.Бураковский в МУП ЖКХ не поступало, хотя согласно их же информации в 2010 году умерших было 33 человека, в 2011 году- 31 человек. Глава администрации Бураковского сельского поселения Кореновского района Орлецкая Л.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что на территории поселения расположено действующих кладбищ - 2. В поселении проживает 1915 человек. Умерших в 2010 году было 33 человека, за 10 месяцев 2011- 31 человек. Администрацией принимаются заявления на захоронение, ведется книга регистрации учета граждан, похороненных на кладбищах поселения. Гарантированный перечень услуг по погребению, предусмотренный Федеральным законом № 8-ФЗ от 12 марта 1996 года « О погребении и похоронном деле» в поселении исполняется. В этих целях 18 февраля 2011 года администрацией поселения был заключен договор с муниципальным унитарным предприятием Кореновского городского поселения «ЖКХ». В соответствии с требованиями Федерального закона №8-ФЗ « О погребении и похоронном деле» только специализированная похоронная служба на безвозмездной основе может оказывать услуги по погребению, которые включены в гарантированныйперечень услуг. В целях осуществления этих прав гражданами, проживающими на территории Бураковского поселения, администрация заключила договор с муниципальным унитарным предприятием Кореновского городского поселения «ЖКХ», которое является специализированной похоронной службой, так как администрация поселения в силу объективных причин, а не в результате бездействия, не имеет финансовых возможностей на создание собственной специализированной службы по вопросам похоронного дела, в силу того, что для осуществления деятельности этой службы необходимо создание либо муниципального унитарного предприятия,уставной капитал которого в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» составляет не менее чем тысячекратный размер минимального размера оплаты труда, установленных федеральным законом, что потребует расходов из бюджета не только на уставной капитал сто тысяч рублей, но и на материальные затраты; при создании бюджетного учреждения необходимо будет предусмотреть финансирование учреждения, в том числе как на содержание, так и на оплату труда. Кроме того, для выполнения гарантированного перечня услуг предприятие или учреждение обязано иметь финансовые и материальные средства для выполнения этих услуг, так как согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона « О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставленных специализированной службе возмещаются после оказания услугза счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, фонда социального страхования, бюджета субъекта Российской Федерации в зависимости от категории умерших. Таким образом, для создания специализированной службы в поселении необходимы финансовые средства, которые невозможно предусмотреть в бюджете поселения из-за дефицита бюджета поселения, дополнительных налоговых или неналоговых доходов у поселения для внесения изменений в бюджет не имеется. Бюджет поселения Бураковского сельского поселения утвержден решением Совета поселения № 74 от 15 декабря 2010 года на 2011-2013 года, в том числе на 2011 год в сумме 6719,2 млн. рублей, из них собственных доходов 2400,5 млн. рублей, в том числе на содержание мест захоронения -33.5 тыс. рублей. На 2012 год в сумме 5317,2 млн. рублей, в том числе собственных доходов 7785, 0 млн. рублей. Из них на межевое дело земельных участков под кладбищами 35,0 тыс. рублей, на содержание кладбищ- 100,0 тыс. рублей. Доходы бюджета поселения в основном складываются из налога на землю, налога на имущество физических лиц. В связи с изменением налогового законодательства в 2011 году поступлений в бюджет поселения налога на имущество физических лиц, налога на землю не предусмотрено. Администрация Бураковского сельского поселения считает, что права жителей поселения в получении гарантированного федеральным законодательством перечня услуг по погребению не нарушены, и они эти права осуществляют в связи с заключением договора с МУП ЖКХ Кореновского городского поселения. Просила суд отказать в удовлетворении заявления прокурора Кореновского района. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в РФ регулируются ФЗ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". Согласно ст.1 ФЗ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, а также основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности. Согласно ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии со ст.25 ФЗ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. ФЗ от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вст.ст.14-16 устанавливает, что к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов относится содержание мест захоронения, находящихся на соответствующих территориях поселений, муниципальных районов, городских округов, и организация ритуальных услуг. Согласно ст.50 указанного Закона в собственности муниципальных образований могут находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории соответствующего муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Таким образом, законодательно урегулирован вопрос о предоставлении муниципальным образованиям материальной базы для того, чтобы они имели возможность организовывать похоронное дело. В судебном заседании было установлено, что прокуратурой Кореновского района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края, была проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в Бураковском сельском поселении Кореновского района. Согласно п.23 ст.8 Устава Бураковского сельского поселения Кореновского района, принятого решением Совета Бураковского сельского поселения от 30.03.2011 года № 90 к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В ходе проведения проверки было установлено, что Бураковскому сельскому поселению передано в собственность имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, однако, в Бураковском сельском поселении специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. Согласно договору возмездного оказания услуг от 18.02.2011 года, заключенного между администрацией Бураковского сельского поселения МО Кореноский район и МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», исполнитель обязался выполнить услугу по погребению, согласно гарантированному перечню услуг. Из справки МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» от 24.11.2011 года следует, что заявок от Бураковского сельского поселения о произведении захоронения умерших не поступало. Учитывая, что отсутствие в Бураковском сельском поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права граждан, проживающих на территории поселения, а действующим законодательством создание таких служб предусмотрено, суд приходит к выводу о том, что бездействие Бураковского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,является незаконным. Проанализировав исследованные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить требования и.о.прокурора Кореновского района Краснодарского края, обязав Бураковское сельское поселение устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, создав специализированную службу по вопросам похоронного дела. Доводы представителя Бураковского сельского поселения о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана из-за финансовых трудностей не может быть принята во внимание, поскольку действующим законодательством урегулирован вопрос о предоставлении муниципальным образованиям материальной базы для того, чтобы они имели возможность организовывать похоронное дело. Доводы представителя Бураковского сельского поселения о том, что администрацией заключен договор, который гарантирует жителям поселения оказание услуг по погребению, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ФЗ N 8-ФЗ именно специализированная служба по вопросам похоронного дела, созданная органами сельского поселения, гарантирует гражданам погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, предоставление материальной и иной помощи для погребения умершего, а также санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление и.о.прокурора Кореновского района - удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации Бураковского сельского поселения Кореновского района по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Бураковского сельского поселения Кореновского района. Обязать администрацию Бураковского сельского поселения Кореновского района устранить нарушения требований № 8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года и создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы. Судья Кореновского райсуда С.И.Швецов Справка: решение не обжаловано и вступило в законную силу 13 декабря 2011 года.
лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.