к делу№2-1330/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 ноября 2011 года Кореновский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Кривцова А.С. при секретаре Антипиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кореновского района Краснодарского края в интересах Чуприны А.Ю. к администрации муниципального образования Кореновский район, администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленный норм, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кореновского района Краснодарского края обратился в суд в интересах Чуприны А.Ю. с иском к администрации муниципального образования Кореновский район, администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленный норм. В обоснование своих требований указал, что постановлением главы муниципального образования Кореновский район от 03.08.2011г. Чуприна А.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо имеющее статус сироты. Обеспечение Чуприны А.Ю., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в Кореновском районе предусмотрено требованиями ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными и государственными полномочиями в области социальной сферы». Вместе с тем, до настоящего времени Чуприна А.Ю., как лицо, имеющее статус сироты, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался, жилое помещение не закреплено. Данные обстоятельства нарушают законные права и интересы Чуприны А.Ю., что дает право обратиться в суд с настоящим иском в целях реализации прав Чуприны А.Ю. на обеспечение жилым помещением. В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Косьянов А.В. на удовлетворении иска настаивал. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Чуприне А.Ю. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кореновский район за счет средств бюджета Краснодарского края и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Чуприна А.Ю. в судебное заседание не явилась, уведомлена в срок и надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила. Представитель администрации муниципального образования Кореновский район Мариевская Т.Г., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что задолго до предъявления настоящего иска в суд администрация муниципального образования Кореновский район предприняла все меры для обеспечения жильем граждан рассматриваемой категории. Так, на выделенные из краевого бюджета денежные средства в размере 24 116,4 тыс. рублей в рамках целевой программы «Дети Кубани», между администрацией муниципального образования Кореновский район и подрядной организацией заключен контракт на строительство 24-квартирного жилого дома для детей-сирот. В настоящее время ведется активное строительство дома. По условиям контракта, дом должен быть сдан в эксплуатацию до 30.12.2011г. Строительство еще одного дома запланировано на 2012 год, соответствующие средства на его строительство в бюджет края уже заложены. Против удовлетворения иска прокурора не возражает, однако при вынесении решения суда просит учесть, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с датой постановки Чуприны А.Ю. на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани». Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Согласно имеющегося в материалах дела отзыва на исковое заявление, просит в удовлетворении требований прокурора Кореновского района отказать, признав право Чуприны А.Ю. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении. Просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание уведомлен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением о вручении судебной повестки. О причинах своей неявки суду не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Кореновский район от 08.03.2011г. Чуприна А.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо имеющее статус сироты. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию), иными нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей. Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждений или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года №653, утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п.1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их Законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления (в том числе муниципальное образование Кореновский район) наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Судом установлено, что в целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008г. №1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению №3915/МО Кореновский район (902)/Б, в рамках указанной целевой программы, в бюджет муниципального образования Кореновский район на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа согласно Закону Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в соответствии с Законом Краснодарского края от 07 декабря 2010 года № 2133-КЗ (в ред. от 25 июля 2011 года) «О краевом бюджете на 2011 год и на 2013 годов», предусмотрено выделение межбюджетного трансферта в размере 25121,3 тыс. рублей. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством Чуприна А.Ю. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением и администрация муниципального образования Кореновский район, обоснованно указанная прокурором в качестве ответчика по делу, обязана предоставить ей жилое помещение по договору социального, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования Кореновский район, за счет средств бюджета Краснодарского края. Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения соответствующих государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Чуприне А.Ю. Вместе с тем, признавая право за Чуприной А.Ю. на внеочередное предоставление жилого помещения, суд учитывает, что все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в муниципальном образовании Кореновский район, обладают равными правами на внеочередное предоставление им жилого помещения. Таким образом, право истицы на предоставление жилого помещения подлежит реализации в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Кореновский район в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Чуприне А.Ю. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы. Судья- подпись. Справка: решение не обжаловано и вступило в законную силу 16 декабря 2011 года.