РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года г. Кореновск Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Бородавко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Кузнецовой Р.Р. к Министерству обороны РФ, Кореновской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «Южное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства бороны РФ о признании незаконным исключение из списков нуждающихся в предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Представитель Кузнецовой Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Кореновской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «Южное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства бороны РФ о признании незаконным исключение из списков нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что она является вдовой К.Е.Н., умершего 18.12.2004 года. Ее муж - К.Е.Н. ранее являлся военнослужащим. 30.05.1997 года ее муж был уволен из рядов Вооруженных Сил РФ по ст. 49 ч. 2 п. «в», за совершение проступка, порочащегося честь военнослужащего. На момент увольнения К.Е.Н. имел звание старшего прапорщика. На день увольнения муж имел выслугу лет: в календарном исчислении - 25 лет 07 месяцев, 29 дней; в льготном исчислении - 30 л ; 08 месяцев. 16 дней. Увольнение ее супруга по ст. 49 ч. 2 п. «в» является одним из видов досрочного увольнения военнослужащих с воинской службы. В перечень случаев досрочного увольнения, установленного ст. 49 закона РФ от 11.02.1993 года, действующего на момент увольнения ее супруга, также входило увольнение: по достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. К данным случаям в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона РФ от 22.01.1993 года применялся запрет на увольнение с военной службы без предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений, по нормам, установленным законодательством при условии, что их общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более. Законом о «Воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993 года (в ред. Закона от 09.05.1996 года) закреплено общее правило для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы бы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, где указано, что такие граждане не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением местувоенной службыи обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное положение также разъяснено Определением, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 г., № 5н-51/2000, в котором указано следующее «При решении вопроса о правильности постановки на очередь (исключения очереди) по последнему перед увольнением месту службы военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, нуждающихся в получении жилых помещений, кроме требований ЖК РСФСР, необходимо учитывать положения ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», где указано, что такие военнослужащие не могут быть исключены без их согласия из списков очередников на получение жилья. При решении вопроса о правильности постановки на очередь (исключения из очереди ) по последнему перед увольнением месту службы военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, нуждающихся в получении жилых помещений, кроме требований ЖК РСФСР, необходимо учитывать положения ст. 5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", где указано, что такие военнослужащие не могут быть исключены без их согласия из списков очередников на получение жилья». Какие-либо ограничения для категории военнослужащих, уволенных с военной службы по ст. 49 ч. 2 п. «в» данной нормой закона не предусмотрено, что трактовалось в пользу ее супруга на момент увольнения. Однако, в сообщении военного прокурора Краснодарского края от 18.03.2004 г. сказано, что к ней не применима данная норма закона, так как причина увольнения ее супруга не входит в список льготников, указанных в п. 1 ст. 22 Закона РФ от 22.01.1993 года. Ввиду этого, ее супруг был уволен с военной службы без предоставления жилья и исключен из списков личного состава без оставления в очереди на предоставление жилого помещения. Согласия на исключение его из списков очередников ее супруг не писал. Считает, что при его увольнении были нарушены не только его права, но и ее право как супруги, совместно с ним проживающей, и являющейся членом его семьи на момент увольнения, что подтверждается поквартирной карточкой. В связи с этим, она обратилась в Кореновскую КЭЧ с заявлением о постановке ее на учет в данной организации. Начальником Кореновской КЭЧ района Е.Даниленко ей было отказано в постановке. Считает данный отказ необоснованным и подлежащим отмене. Из письма Кореновской КЭЧ района следует, что данная организация передала все документы по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих жильем в ФГУ «Южное региональное Управление жилищного обеспечения » Минобороны России. Из письма ФГУ «Югрегионжилье» от 27.05.2011 года следует, что «К.Е.Н....снят с учета нуждающихся в обеспечении постоянным жильем Кореновской квартирно-эксплуатационной частью (района).. - 16 июня 1997 года, с формулировкой «Выбыл» … какие-либо документы на указанного военнослужащего в адрес «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от Кореновской КЭЧ (района) не поступали. Просил суд признать незаконным исключение из списков нуждающихся в предоставлении жилого помещения при увольнении с воинской службы старшего прапорщика К.Е.Н. и членов его семьи в 1997 году. Признать незаконным отказ начальника Кореновской КЭЧ района от 22.06.2010 года за № 1234/05 в постановке ее на учет в данной организации на получение жилья. В судебном заседании представитель истца Кузнецовой Р.Р. по доверенности Харитонов А.В. поддержал требования своего доверителя и настаивал на их удовлетворении, просил суд восстановить его доверителю срок на обжалование отказа, поскольку отказ нарушает ее право на жилье. Представитель ответчика Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом - почтовым уведомлением. Представитель ответчика Кореновской КЭЧ района в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом - повесткой. Представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом - телеграммой. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как было установлено в судебном заседании, К.Е.Н. проходил военную службу по контракту с мая 1989 года по январь 1993 г. в <...>, с января 1993 г. по май 1997 г. в <...>, и имел следующий состав семьи: жена Кузнецова Р.Р., дочь К.Н.Е., дочь К.Н.Е., дочь К.М.Е., дочь К.Д.Е., что подтверждается справкой Военного комиссариата Кореновского района от 05.04.2005 года(л.д.14), поквартиной карточкой формы 17(л.д.16). Согласно справке Центра социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края (л.д.20) Кузнецов Е.Н. был уволен из рядов Вооруженных сил РФ 30.05.1997 года по ст.49 ч.2 п. «в»( за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего). На день увольнения имел выслугу: в календарном исчислении - 25 лет07 месяцев 29 дней, в льготном исчислении - 30 лет 08 месяцев 16 дней. Из рапорта ст.прапорщика К.Е.Н., поданного 13.02.2003 года на имя командира в/ч 31413, следует, что в связи с увольнением из рядов вооруженных сил РФ К.Е.Н. был исключен из списка нуждающихся в обеспечении постоянным жильем. В связи с тем, что на момент увольнения он не имел собственного жилья просил восстановить его в списках лиц, нуждающихся в получении жилья(л.д.19). Согласно письму Военного прокурора Краснодарского гарнизона от 18.03.2004 года К.Е.Н. было разъяснено, что командование в/ч 31413 обоснованно уволило его с военной службы без предоставления жилья и исключило из списков личного состава без оставления в очереди на предоставление жилого помещения( л.д.9) Из справки командира <...> от 29.10.2002 года следует, что ст.прапорщику запаса К.Е.Н. за время прохождения им службы при войсковой части <...> безвозмездная финансовая помощь на строительство жилого дома не оказывалась(л.д.15) Согласно справке Второй Краснодарской КЭЧ района от 28.01.1998 года ст.прапорщик К.Е.Н. и его семья квартирой в домах военного министерства и ведомства от КЭЧ Краснодарского района за время прохождения службы с января 1993 года по май 1997 года не обеспечивался( л.д.18). 18.12.2004 года К.Е.Н. умер. Согласно справке Военного комиссариата Кореновского района от 06.10.2005 года К.Е.Н. являлся пенсионером Министерства обороны и состоял на учете в военном комиссариате Кореновского района с 30.05.1997 года по 17.12.2004 года, день смерти (л.д.17). Материалами дела было установлено, что на момент увольнения К.Е.Н. имел выслугу: в календарном исчислении - 25 лет 07 месяцев 29 дней, в льготном исчислении - 30 лет 08 месяцев 16 дней, он и его члены семьи значились в списках лиц, нуждающихся в получении жилья, в собственности ни он, ни члены его семьи жилья не имели и не имеют. Согласно сообщению ФГУ «Южное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства бороны РФ от 27.05.2011 г. К.Е.Н. был снят с учета лиц, нуждающихся в обеспечении постоянным жильем Кореновской КЭЧ района 16.06.1997 года с формулировкой «выбыл», документы на К.Е.Н. к ним не поступали. В соответствии с п. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на день увольнения мужа истицы со службы, военнослужащие (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, указанным в Законе Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Закон РФ от 11.02.1993 N 4455-1 (ред. от 09.05.1996) "О воинской обязанности и военной службе" в статье 49 устанавливал случаи досрочного увольнения. Как следует из материалов дела, К.Е.Н. был уволен со службы в соответствии со ст.49 ч.2 п. «в», то есть досрочно. В соответствии со ст.15 ФЗ от 22.01.1993 г. N 76-ФЗ(в ред. От 24.11.1995 г.) "О статусе военнослужащих", действующего на день увольнения К.Е.Н. со службы, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений, в том числе и досрочно уволенным со службы. Однако, под категорию военнослужащих, имеющих право на получение жилья при увольнении, попадали лица, досрочно уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей, которые обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Таким образом, согласно нормам, действовавшего на момент увольнения К.Е.Н. со службы, законодательство предусмативало, что право на жилье после увольнения сохранялось только за определенной категорией военнослужащих и членами их семей, а именно: уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Досрочное увольнение по основанию, предусмотренному ст.49 ч.2 п. «в» Закона не относится к установленным на тот период времени основаниям увольнения военнослужащего, к которым применялся запрет на увольнение без предоставление жилья. Из материалов дела следует, что К.Е.Н. основания его увольнения со службы не обжаловались, как и не был обжалован отказ ему в восстановлении его в списках лиц, нуждающихся в получении жилья. С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что К.Е.Н. обоснованно был исключен из списков личного состава без оставления в очереди на предоставление жилого помещение. Согласно письменному сообщениюначальника Кореновской КЭЧ района от 22.06.2010 года за № 1234/05 Кузнецовой Р.Р., члену семьи К.Е.Н., в постановке на учет в Кореновской КЭЧ района для получения жилья, было отказано. В соответствии со ст.5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Учитывая, что Кузнецовой Р.Р. Кореновской КЭЧ района было отказано в постановке на учет для получения жилья 22.06.2010 года, в суд за восстановлением ее нарушенных прав путем обжалования отказа истица обратилась 21.09.2011 года, то есть по истечении установленного срока для обжалования, однако, суд, учитывая, что она в силу своей юридической неосведомленности пропустила этот срок, суд признает причину этого пропуска уважительной для нее и приходит к выводу о восстановлении Кузнецовой Р.Р. срока для обращения в суд с данным заявлением. Поскольку судом основания исключения мужа истицы Кузнецова Е.Н. из списка лиц, нуждающихся в получении жилья, были признаны обоснованными, суд приходит к выводу о том, что Кузнецова Р.Р. также не может быть признана лицом, нуждающимся в получении жилого помещения и обоснованно исключена из этих списков. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным исключения из списков лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Восстановить Кузнецовой Р.Р. пропущенный срок для обращения в суд с исковыми требованиями к Министерству обороны РФ, Кореновской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «Южное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства бороны РФ о признании незаконным исключение из списков нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В удовлетворении исковых требований представителя Кузнецовой Р.Р. к Министерству обороны РФ, Кореновской КЭЧ района, Федеральному государственному учреждению «Южное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства бороны РФ о признании незаконным исключение из списков лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский райсуд в течение 10 дней. Судья Кореновского райсуда С.И.Швецов Справка: решение не обжаловано и вступило в законную силу 09 декабря 2011 года.