Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2011 года город Кореновск Кореновский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Мосина А.В., при секретаре Назаровой Н.И., с участием помощника прокурора Кореновского района Косьянова А.В., представителя ответчика администрации МО Кореновский район Марьевской Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореновского района в защиту интересов Черемных А.А. к администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края и администрации МО Кореновский район о внеочередном обеспечении сироты жилым помещением, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кореновского района обратился в суд с иском в защиту интересов Черемных А.А., в котором просит обязать органы исполнительной власти предоставить Черемных А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка по обращению Черемных А.А. о защите нарушенных прав в части не предоставления ему жилого помещения, как лицу имеющему статус сироты. Постановлением главы МО Кореновский район от 09.06.2011 года Черемных А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо имеющее статус сироты. Однако до настоящего времени Черемных А.А. не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался, жилое помещение за ним не закреплено. В результате чего, нарушено право Черемных А.А., предусмотренное ст.40 Конституции РФ, ст.57 ЖК РФ, ст.8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица имеющего статус сироты. В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель администрации муниципального образования Кореновский район пояснила, что ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Предоставление осуществляется согласно регистрационному учету внеочередников. В настоящее время в списке внеочередного предоставления жилья состоят 60 чел. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектовРоссийской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а не муниципальных районов. Таким образом, администрация муниципального образования как орган местного самоуправления в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделена исключительно полномочиями по учету данной категории граждан и оформлению в отношении данной категории граждан документации. При вынесении решения просит учесть, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани». Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, хотя о времени и месте судебного заседание уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав помощника прокурора района, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Кореновского района требования подлежат удовлетворению, поскольку являются обоснованными и мотивированными, изложенные в исковом заявлении факты нашли свое полное подтверждение в представленных суду материалах. Так, согласно справке № 47 от 28.04.2011 года Черемных А.А., обучался в ГОУ школе-интернате 3-4 вида г.Армавира с 01.09.1997 года по 20.06.2008 года. Как следует из постановления администрации муниципального образования Кореновский район № 1336 от 09.06.2011 года «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» Черемных А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо имеющее статус сироты, поскольку не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, что подтверждено уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № 02/007/2011-392 от 23.03.2011 года. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию), иными нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей. Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждений или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653, утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п.1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их Законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления (в том числе муниципальное образование Кореновский район) наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Судом установлено, что в целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008 года № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. С учетом вышеизложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что заявление прокурора Кореновского района подлежит удовлетворению. При этом, администрация муниципального образования Кореновский район, обоснованно указанная прокурором в качестве ответчика по делу, обязана предоставить жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования Кореновский район, за счет средств бюджета Краснодарского края. Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения соответствующих государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Черемных А.А. Вместе с тем, признавая право за Черемных А.А. на внеочередное предоставление жилого помещения, суд учитывает, что все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в муниципальном образовании Кореновский район, обладают равными среди них правами на внеочередное предоставление им жилого помещения. Таким образом, право истица на предоставление жилого помещения подлежит реализации в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Кореновский район в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Черемных А.А. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 10 дней. Судья А.В.Мосин Справка: Решение не обжаловано, вступило в законную силу 11.01.2012 года