решение по иску прокурора Кореновского района к администрации Краснодарского края и администрации МО Кореновский район о внеочередном обеспечении сироты жилым помещением



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года                                                                                     город Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Мосина А.В., при секретаре Назаровой Н.И.,

с участием помощника прокурора Кореновского района Косьянова А.В.,

представителя ответчика администрации МО Кореновский район Марьевской Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореновского района в защиту интересов Вороновой О.О. к администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края и администрации МО Кореновский район о внеочередном обеспечении сироты жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кореновского района обратился в суд с иском в защиту интересов Вороновой О.О., в котором просит обязать органы исполнительной власти предоставить Вороновой О.О. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка по обращению Вороновой О.О. о защите нарушенных прав в части не предоставления ей жилого помещения, как лицу имеющему статус сироты. Постановлением главы МО Кореновский район от 20.12.2010 года Воронова О.О. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо имеющее статус сироты, однако до настоящего времени Воронова О.О. не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался, жилое помещение за ней не закреплено. В результате чего нарушено право Вороновой О.О., предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, ст.57 ЖК РФ, ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица имеющего статус сироты.

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации муниципального образования Кореновский район пояснила, что ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Предоставление осуществляется согласно регистрационному учету внеочередников. В настоящее время в списке внеочередного предоставления жилья состоят 60 чел. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектовРоссийской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а не муниципальных районов. Таким образом, администрация муниципального образования как орган местного самоуправления в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделена исключительно полномочиями по учету данной категории граждан и оформлению в отношении данной категории граждан документации. При вынесении решения просит учесть, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани».

Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.

Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, хотя о времени и месте судебного заседание уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора района, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Кореновского района требования подлежат удовлетворению, поскольку являются обоснованными и мотивированными, изложенные в исковом заявлении факты нашли свое полное подтверждение в представленных суду материалах.

Так, согласно справке № 310 от 23.11.2010 года Воронова О.О. обучалась в МОУ СОШ № 25 ст.Платнировская МО Кореновский район в период с 1994 по 2002 учебные годы. Как следует из постановления администрации муниципального образования Кореновский район № 1914 от 20.12.2010 года «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» Воронова О.О. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо имеющее статус сироты, поскольку не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, что подтверждено уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № 02/031/2011-494 от 23.06.2011 года.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию), иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждений или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года № 653, утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п.1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их Законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления (в том числе муниципальное образование Кореновский район) наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Судом установлено, что в целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008 года № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что заявление прокурора Кореновского района подлежит удовлетворению.

При этом, администрация муниципального образования Кореновский район, обоснованно указанная прокурором в качестве ответчика по делу, обязана предоставить жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования Кореновский район, за счет средств бюджета Краснодарского края.

Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения соответствующих государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Вороновой О.О.

Вместе с тем, признавая право за Вороновой О.О. на внеочередное предоставление жилого помещения, суд учитывает, что все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в муниципальном образовании Кореновский район, обладают равными среди них правами на внеочередное предоставление им жилого помещения. Таким образом, право истица на предоставление жилого помещения подлежит реализации в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Кореновский район в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Вороновой О.О. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.В.Мосин

Справка: Решение не обжаловано, вступило в законную силу 11.01.2012 года