Решение по иску прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                21 ноября 2011 года                                                               гор. Кореновск

              Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                                    Ягудиной В.И.,

при секретаре                                                                 Синютиной О.В.,

с участием помощника прокурора                             Каиновой Ю.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района,

У С Т А Н О В И Л :

Исполняющий обязанности прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявление о признании незаконным бездействия администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района, ссылаясь на то, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка по заданию прокуратуры Краснодарского края соблюдения земельного законодательства при эксплуатации мест погребения, расположенных на территории Платнировского сельского поселения Кореновского района, в ходе которой выявлены нарушения, заключающиеся в неосуществлении государственной регистрации земельных участков под следующие объекты недвижимости: кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. Кирова - площадью 6,12 га, (61200 кв.м.); кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. К.Маркса - площадью 2,77 га (27700 кв.м.), в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с этим, и.о.прокурора Кореновского района просит обязать администрацию Платнировского сельского поселения зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на земельные участки предоставленные под объекты недвижимости, а именно: кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. Кирова - площадью 6,12 га, (61200 кв.м.); кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. К.Маркса - площадью 2,77 га (27700 кв.м.).

             В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Каинова Ю.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что отсутствие государственной регистрации земельных участков, переданных Платнировскому сельскому поселению муниципальным образованием Кореновский район и используемых под кладбища, нарушает права граждан по проведению процедуры захоронения умерших, а также может повлечь за собой возникновение стихийных захоронений.

    Представитель администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района по доверенности Пашкова Е.Г. полагала, что доводы и.о. прокурора Кореновского района о бездействии администрации Платнировского сельского поселения в осуществлении государственной регистрации права на земельные участки отведенные под кладбища не основаны на законе, сославшись на то, что в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Тем самым, законодатель определил, что вышеуказанные позиции должны обязательно присутствовать в совокупности, а также возникнуть до подачи заявления в суд.

В заявлении прокурора не указано, в чём выразилось нарушение прав и свобод граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а только высказано предположение, что отсутствие регистрации прав на земельные участки под кладбищами может привести к стихийным захоронениям. Однако данное утверждение прокурора ни чем не подтверждено.

Земельный участок под кладбищем расположенный по ул. Кирова ст. Платнировской площадью 6,12 га, прошел кадастровый учет, о чём свидетельствует кадастровая выписка о земельном участке от 08 ноября 2011 года. Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер <...>. Кладбище, расположенное на данном участке закрыто для захоронений с 1973 года.

Земельный участок под кладбищем расположенный по ул. К. Маркса ст. Платнировской площадью 2,77, так же прошел кадастровый учет, о чём свидетельствует кадастровая выписка о земельном участке от 09 ноября 2011 года. Земельному участку присвоен кадастровый номер <...>. Данное кладбище имеет ограждение со всех сторон металлическим забором, который четко обозначает границы земельного участка, что полностью исключает стихийные захоронения.

Оба кладбища внесены в реестр муниципальной собственности Платнировского сельского поселения Кореновского района.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственный и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им.

В отношении муниципального имущества Платнировского сельского поселения Кореновского района такая особенность установлена Законом Краснодарского края от 29 декабря 2006 года № 1176 - КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муницитпального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельским поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят», в соответствии со ст. 2 которого право собственности на передаваемое имущество у поселения возникает со дня подписания соответствующего передаточного акта. Передаточный акт был подписан 02 февраля 2007 года. Таким образом, право муниципальной собственности Платнировского сельского поселения на земельные участки под кладбищами возникло 02 февраля 2007 года в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Следовательно, акт приема - передачи муниципального имущества от 02 февраля 2007 года является правоудостоверяющим документом на земельные участки под кладбищами, а свидетельство о государственной регистрации права собственности будет являться правоподтверждающим документом по отношению к акту.

Ст. 131 ГК РФ предусматривает случаи государственной регистрации прав, но не возлагает обязанность по регистрации прав, а действующее законодательство не предусматривает ответственность за отсутствие правоподтверждающих документов.

Получение администрацией Платнировского сельского поселения Кореновского района правоподтверждающих документов (свидетельств) на недвижимое имущество происходит в плановом режиме с учетом заложенных на это средств в бюджете поселения.

Таким образом, бездействия администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района, предусмотренного действующим законодательством, не усматривается.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление и.о. прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что прокуратурой Кореновского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения земельного законодательства при эксплуатации мест погребения, расположенных на территории Платнировского сельского поселения Кореновского района, в ходе которой выявлены нарушения, заключающиеся в не проведении государственной регистрации в ЕГРП земельных участков под следующие объекты недвижимости: кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. Кирова - площадью 6,12 га, (61200 кв.м.); кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. К.Маркса - площадью 2,77 га (27700 кв.м.).

В соответствии с п. 22 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения

На основанииЗакона Краснодарского края от 29.12.2006 N 1176-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят» земельные участки под кладбища, расположенные в ст. Платнировской, ул. Кирова - площадью 6,12 га, и по ул. К.Маркса - площадью 2,77 га, переданы в муниципальную собственность Платнировского сельского поселения, о чем составлен акт приема - передачи от 02 февраля 2007 года.

В соответствии с абз. 18 - 20 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости, регистрируются одновременно с правом на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

В силу ст. 2 Закон Краснодарского края от 29.12.2006 N 1176-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят" право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных сельских поселений наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта. Таким образом, в соответствии с названными нормами, право собственности у Платнировского сельского поселения на имущество, переданное ему в соответствии с актом приема - передачи муниципального имущества, возникло 02.02.2007 г.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, и иные права в случаях, предусмотренных нормами Гражданского Кодекса и иными законами.

Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. При этом, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ № 122), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Изложенное свидетельствует о том, что закон обязывает собственника произвести регистрацию принадлежащего ему права на недвижимое имущество.

Согласно перечню необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» в него входят :

1. Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.

2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления).

3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.

В статьях 11.1, 11.2 Земельного кодекса РФ определено понятие земельного участка, которым является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве», Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, определение границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства производится путем межевания, но никак не возведением на земельном участке ограждения, в связи с чем доводы представителя администрации Платнировского сельского поселения о том, что ограждение в виде металлического забора четко обозначает границы земельного участка предназначенного под кладбище не состоятельны..

Документы о межевании земельного участка необходимы для последующего проведения его кадастрового учета.

Таким образом, только после проведения межевания и кадастрового учета земельный участок фактически становится объектом права.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами.

Межевание земельных участков, предназначенных под кладбища на территории Платнировского сельского поселения, а так же их регистрация как объектов недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, администрацией поселения не произведена.

Не проведение в установленном законом порядке регистрации объекта недвижимости свидетельствует о его правовой неопределенности, так как согласно ст. 2 Федерального закона № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», только государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является подтверждением признания государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Неопределенность в таком объекте недвижимости как земельный участок, предназначенный под размещение кладбища, нарушает права жителей Платнировского сельского поселения по процедуре захоронения умерших, а также может повлечь за собой возникновение стихийных захоронений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление и.о.прокурора Кореновского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Платнировского сельского поселения, удовлетворить.

Обязать администрацию Платнировского сельского поселения провести в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под объекты недвижимости: кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. Кирова - площадью 6,12 га, (61200 кв.м.); кладбище, расположенное на территории ст. Платнировской, Кореновского района по ул. К.Маркса - площадью 2,77 га (27700 кв.м.).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.И.Ягудина Справка: решение обжаловано, оставлено в силе и вступило в законную силу 22.12.2011 года.