Решение по заявлению Зориной Ю.В. об оспаривании решения органа государственной власти ( УПФ).



Р е ш е н и е

Именем российской федерации

15 декабря 2011 года                                                  г. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Швецова С.И,

при секретаре Бородавко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зориной Ю.В. об оспаривании решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Зорина Ю.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти - решения ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Кореновском районе № 96 от 09.11.2011 года о прекращении за ней права на дополнительные меры государственной поддержки.

В обосновании своих требований Зорина Ю.В. ссылается на то, что 25.08.2006 г. между нею и С.Д.Л. был заключен брак. До заключения брака у каждого из них на иждивении находились дети: у нее- сын З. Р. <...> года рождения, который был усыновлен ее супругом, у него - сын С.В., <...> года рождения, которого она усыновила, и С.А., <...> года рождения, которую она также удочерила. В настоящее время, ее семья состоит из пяти человек, в том, числе из трех несовершеннолетних детей. 21.02.2008 г. Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кореновском районе ей было выдано удостоверение № 150 - Г о государственных льготах, как многодетной матери. 18.05.2010 г. Управлением ПФР по Кореновскому району ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (серия МК-3 № 1175043), согласно которому, она имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 343378, 80 рублей. 09.11.2011 г. в ее адрес от Управления ПФР по Кореновскому району поступило уведомление о прекращении ее права на дополнительные меры государственной поддержки. Указанное решение мотивировано тем, что в силу п. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона, при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в пункте 1 ст. 3 Закона, не учитываются дети, в отношении которых, данные лица были лишены родительских прав, или, в отношении которых, было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Таким образом, из уведомления следует, что, правом на получение государственной поддержки она могла бы воспользоваться только в том случае, если бы брак между нею и С.Д.Л. был заключен после того, как произошла бы процедура усыновления (удочерения) их детей. Считает, что указанное решение Управления ПФР по Кореновскому району незаконно ограничивает ее конституционные права на получение материальной помощи от государства. По ее мнению, не важно, что должно быть первым: регистрация брака и последующее усыновление (удочерение) детей или наоборот. В любом случае, в настоящее время, у нее возникла многодетная семья. Она, как многодетная мать, имеет право пользоваться льготами. Кроме того, имущественное положение ее семьи подтверждает необходимость оказания помощи ее семье со стороны государства. Прекращая ее право на дополнительные меры государственной поддержки, Управление ПФР по Кореновскому району нарушает нормы Конституции РФ. Позиция Управления ПФР по Кореновскому району в вопросе о ее праве на получение от государства дополнительной помощи, противоречит действующим конституционным нормам, а также регулируемым нормами ГК РФ и СК РФ отношениям между пасынком (падчерицей) и отчимом (мачехой). Нормами действующего законодательства отношения между пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой) признаются государством наравне с отношениями, складывающимися между кровными родственниками, а именно: между детьми и родителями. Подход Управления ПФР по Кореновскому району к решению вопроса о ее правах на государственную поддержку, является неправильным и несправедливым, поскольку финансовое благополучие детей поставлено в зависимость от того, вступили ли их мама и папа в новый брак. Кроме того, считает, что, отказывая ей в получении государственной поддержки, Управление ПФР по Кореновскому району допускает дискриминационное ограничение ее прав и в будущем, поскольку право на дополнительные меры государственной поддержки в виде предоставления семьям, имеющим детей, средств материнского (семейного) капитала по данному Федеральному закону дается только один раз. Это означает, что если в будущем, (по Закону после 1 января 2007 г.) она воспользуется средствами материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка, то даже в случаях рождения ею третьего и последующих детей, до 31 декабря 2016 года, (именно к правоотношениям, возникшим в этот период, применяется настоящий Федеральный закон) данное право на нее уже не может быть распространено. Просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кореновскому району № 96 от 09.11. 2011 г. о прекращении за нею права на дополнительные меры государственной поддержки, обязав устранить нарушение ее права, путем восстановления ее права на дополнительные меры государственной поддержки.

В судебном заседании заявитель Зорина Ю.В. поддержала доводы своего заявления и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Кореновском районе по доверенности Даниленко А.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что требования заявителя необоснованны, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января
2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих
детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на
дополнительные меры государственной поддержки. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 вышеуказанного закона, при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав, или, в отношении которых, было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Формируя рассматриваемую норму, законодатель исходил из того, что отношения между пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой) являются семейными. Однако, принцип возмездности, положенный в основу алиментных обязательств пасынков (падчериц), позволяет отнести эти отношения к разряду гражданско-правовых отношений, поскольку на них возлагается обязанность совершить в пользу отчима (мачехи) определенное действие, а те, в свою очередь, наделены правом требования его исполнения. Более того, первичным юридическим фактом, порождающим правовой статус лица, в качестве пасынка (падчерицы), либо отчима (мачехи), является заключение брака между двумя лицами, у которых уже имеются дети, в то время как, по смыслу ст.2 СК РФ основанием возникновения семейных отношения является факт родства. Поскольку, обязанности по воспитанию и содержанию ребенка своего супруга второй супруг принимает на себя исключительно добровольно, то он может признать этого ребенка или нет. Следствием этого и явилось исключение законодателем указанных отношений из числа семейных. В связи с изложенным, у Зориной Ю.В. не возникает права на дополнительные меры государственной поддержки. Просила суд отказать в удовлетворении ее заявления.

Суд, выслушав заявителя, представителя ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Кореновском районе, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании было установлено, что 25.08.06 года между Зориной Ю.В. и С.Д.Л. был зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о регистрации брака серии I- AГ № 862549, выданным 25.08.2006 года.

Заявитель Зорина Ю.В. является матерью троих несовершеннолетних детей: сына <данные изъяты> года рождения, сына <данные изъяты> года рождения, которого она усыновила, и дочери <данные изъяты> года рождения, которую она также удочерила.

21.02.2008 г. Управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Кореновском районе Зориной Ю.В. было выдано удостоверение № 150 - Г о государственных льготах, как многодетной матери, со сроком действия до 01.12.2011 года.

18.05.2010 г. Управлением ПФР по Кореновскому району ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (серия МК-3 № 1175043), на основании которого, она имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 343378, 80 рублей.

Согласно Уведомлению Управления ПФР по Кореновскому району от 09.11.2011 г. Зорина Ю.В. была проинформирована о прекращении за нею права на дополнительные меры государственной поддержки, в связи с тем, что усыновление ею детей мужа не дает ей право на дополнительные меры государственной поддержки.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что принятое Управлением ПФР по Кореновскому району решение от 09.11.2011 г. о прекращении в отношении Зориной Ю.В. права на дополнительные меры государственной поддержки, является законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1,2 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в ч.1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства ( ст.38 ч.1), каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ст.39 ч.1).

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В дополнение к основным мерам социальной защиты, федеральный законодатель, имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования детьми, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матерей.

Связывая право граждан на дополнительные меры государственной поддержки не только с рождением, но и с усыновлением детей, названный Федеральный закон исключает из числа усыновленных детей, с учетом которых, такие меры могут быть предоставлены, тех детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных граждан.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель исходил из того, что усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными экстраординарными обстоятельствами.

Что касается пасынков (падчериц), то они воспитываются в семье, хотя и неполной, а потому не нуждаются в семейном устройстве. Их усыновление не изменяет их статус в качестве детей, имеющих родительское попечение (от единственного родителя).

Указанная позиция была изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 N 1539-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лимонниковой Екатерины Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

В судебном заседании было установлено и, не оспаривается заявителем Зориной Ю.В., что дети С.В., <...> года рождения, и дочь С.А., <...> года рождения, являются родными детьми ее мужа С.Д.Л., брак с которым она зарегистрировала 25.08.2006 г., то есть ею были усыновлены дети, имеющие отца.

Таким образом, уведомление Зориной Ю.В. Управлением ПФР по Кореновскому району о прекращении ее права на дополнительные меры государственной поддержки, в связи с тем, что усыновление ею детей мужа не дает ей право на дополнительные меры государственной поддержки, не может рассматриваться как нарушающее ее права.

В связи с этим, суд считает, что принятое УПФ РФ в Кореновском районе решение о прекращении за Зориной Ю.В. права на дополнительные меры государственной поддержки в случае усыновления ею детей супруга, является законным и обоснованным.

Доводы заявителя Зориной Ю.В. о том, что принятое решение УПФ РФ в Кореновском районе в будущем отразится на ее правах на получение материнского капитала не могут быть приняты судом во внимание, поскольку решение о государственной поддержке семьи принимается в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств.

           При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявления Зориной Ю.В. и считает необходимым отказать ей в его удовлетворении.

       На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Зориной Ю.В. об оспаривании решения органа государственной власти - решения ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Кореновском районе № 96 от 09.11.2011 года о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней.

Судья Кореновского суда                                                        Швецов С.И.

Справка: решение обжаловано, оставлено в силе, вступило в законную силу 19 января 2012 года.