Решение по заявлению прокурора Кореновского района в интересах Жуковой Т.Ф. о признании незаконным постановления администрации МО Кореновский район № 1870 от 14.12.2010 г. `Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении`.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года                                                                               г. Кореновск

       Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Швецова С.И.,

при секретаре Бородавко М.А., с участием помощника прокурора Кореновского района Паршаковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кореновского района в интересах Жуковой Т.Ф. о признании незаконным постановления администрации МО Кореновский район № 1870 от 14.12.2010 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Жуковой Т.Ф.»

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кореновского района обратился в суд с заявлением в интересах Жуковой Т.Ф о признании незаконным постановления администрации МО Кореновский район от 14.12.2010 года № 1870 об отказе в принятии ее на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на то, что прокуратурой Кореновского района была проведена проверка по обращению ветерана Великой Отечественной войны Жуковой Т.Ф. о незаконных действиях администрации МО Кореновский район.

Проверкой было установлено, что Жукова Т.Ф. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, с 2004 года проживает в домовладении, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ей на праве собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 13.01.1993 года.30.11.2010 года Жукова Т.Ф. обратилась в администрацию МО Кореновский район с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением администрации МО Кореновский район от 14.12.2010 № 1870 на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и заключения отдела строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации МО Кореновский район, Жуковой Т.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как она зарегистрирована одна в собственном жилом помещении с общей площадью 44, 5 кв.м.

Считает, что отказ в принятии на учет Жукову Т.Ф. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения является незаконным и доводы администрации МО Кореновский район следует оценивать критически по следующим основаниям. Так, согласно акту обследования помещения Жуковой Т.Ф. расположенного по адресу: <...>, составленного специалистами администрации МО <...>, в <...> имеется прогиб потолочной балки в жилой комнате <...>, на фасаде здания имеется трещина раскрытием до 5 мм., имеется отклонение стен от вертикали, уровень пола помещений квартиры находится на уровне земли.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии Кореновского городского поселения <...> пригодна для постоянного проживания.Однако, в соответствии с разделами 2, 3 Постановления Правительства от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающих несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Основанием, для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

При этом действие подпункта 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (ст.2 Федерального закона от 06.05.2010 N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах").

Учитывая фактические условия проживания участника Великой Отечественной войны, а также то, что Жукова Т.Ф. по состоянию здоровья и в силу возраста не способна уже самостоятельно ухаживать за собой, не в силах произвести ремонт домовладения и поддерживать его в чистоте и порядке, нуждается в особой защите со стороны государства, прокурор имеет право обратиться в суд в его интересах в порядке ст.45 ГПК РФ.Просил суд удовлетворить его требования.

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района поддержал доводы своего заявления и просил суд удовлетворить его, ссылаясь на то, что администрация безосновательно отказывает ветерану ВОВ Жуковой Т.Ф. в постановке на учет в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку этот дом 1905 года постройки, является ветхим, о чем свидетельствует состоянии стен домовладения, а также полное рассыпание деревянных конструкций в следствии их длительного использования (крыша), что подтверждается представленными в суд фотографиями. Кроме этого, доводы администрации МО Кореновский район, что имеется заключение межведомственной комиссии от 02.11.2010 года о пригодности жилого помещения, где проживает Жукова Т.Ф. нельзя принять во внимание, поскольку состав этой комиссии не соответствует требованиям законодательства, так как в ее составе отсутствует представитель Роспотребнадзора, о чем прокуратура Кореновского района указала в своем представлении на имя главы администрации МО Кореновский район и Кореновского городского поселения.

Представитель Жуковой Т.Ф. по доверенности Жуков В.Н. в судебном заседании поддержал доводы прокурора и просил суд удовлетворить его заявление, ссылаясь на то, что Жукова Т.Ф. имеет возраст 89 лет, проживает в ветхом домовладении 1905 года постройки, которая практически разрушается. В ее помещении имеется только газовая отопительная печь (груба). Отсутствует вода, ванная, туалет находится на улице. Жукова Т.Ф. 09.02.2010 года перенесла инсульт, не может самостоятельно передвигаться и в связи с отсутствием благоустройств в доме, не имеет возможности нормального проживания. Просил суд удовлетворить требования прокурора.

Представитель заинтересованного лица администрация МО Кореновский район возражал против удовлетворения заявления прокурора, ссылаясь на то, что данное постановление было вынесено администрацией на основании акта обследования помещения межведомственной комиссии Кореновского городского поселения Кореновского района от 02.11.2010 года и заключения от 02.11.2010 года № 19 этой же комиссии, о признании жилого помещения - <...>.58 по <...>, в <...>, где в настоящее время проживает Жукова Т.Ф. пригодным для ее проживания. Ее уровень обеспеченности на одного человека составляет 44,5 кв.м., что больше учетной нормы.

Представитель заинтересованного лица - администрация Кореновского городского поселения Кореновского района в судебном заседании не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном суду отзыве возражал против удовлетворения заявления прокурора, ссылаясь на то, что Жуковой Т.Ф. было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (постановление администрации муниципального образования Кореновский район от 14.12.2010 № 1870).Данное решение было принято в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и рассмотрев заключение отдела строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Кореновский район от 01 декабря 2010 года. Также было учтено, что Жукова Т.Ф., зарегистрирована одна в собственном жилом помещении с общей площадью 44,5 кв.м, соответственно уровень обеспеченности общей площадью жилого дома больше учетной нормы.Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Так, в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.Так, на территории Кореновского городского поселения создана межведомственная комиссия, состав и порядок деятельности которой определен постановлением администрации Кореновского городского поселения Кореновского района от 26 мая 2010 года № 410 «Об образовании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».Критерии отнесения жилья к непригодному по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.Комиссия по заявлению собственника помещения или заявлению гражданина (нанимателя) либо по заключению органов государственного контроля и надзора оценивает соответствие помещения установленным в Положении требованиям. После изучения представленных документов, перечень которых предусмотрен пунктом 45 Положения, и, при необходимости, осмотра жилого дома (жилого помещения) комиссия принимает соответствующее решение.Кроме этого, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. Такого заключения заявителем предоставлено не было.Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.     

Выслушав, помощника прокурора Кореновского района, настаивавшего на удовлетворении его заявления, представителя Жуковой Т.Ф., поддержавшего прокурора Кореновского района, представителя заинтересованного лица, возражавшего против удовлетворения заявления, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании было установлено, что Жукова Т.Ф., 29.11.1922 года рождения, является ветераном ВОВ и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., что подтверждается удостоверением серии ВВ № 2452097 (л.д.13).

Материалами дела установлено, что Жукова Т.Ф. с 2004 года проживает в домовладении, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ей на праве собственности на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 13.01.1993 года (л.д.12).

Постановлением администрации МО Кореновский район от 14.12.2010 года № 1870 Жуковой Т.Ф. было отказано в принятии ее на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении по тем основаниям, что Жукова Т.Ф зарегистрирована одна в собственном жилом помещении с общей площадью 44,5 кв.м., соответственно уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения больше учетной нормы, установленной решением Совета Кореновского городского поселения Кореновского района от 24.04.2008 года (л.д.4).

Отказ администрации МО Кореновский район в принятии Жуковой Т.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении суд признает незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 15, п.3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Согласно п. 3 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Согласно ст.2 ФЗ от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах»» действие положений п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года.

Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (ред. от 27.07.2010г.).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета Кореновского городского поселения Кореновского района от 24.04.2008 года № 321 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения.

Согласно ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммы общей площади жилого помещения, в котором проживает гражданин, в отношении которого определяется уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, к количеству всех зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении граждан.      

Однако не смотря на то, что площадь жилого помещения, где проживает Жукова Т.Ф. составляет 44,5 кв.м., но она проживает в доме 1905 года постройки, в котором отсутствует холодное и горячее водоснабжение, туалет, ванная, дом фактически рушится, что подтверждается представленными в суд фотографиями.

Сама Жукова Т.Ф. находится в преклонном возрасте, 89 лет, в 2010 году перенесла инсульт, что подтверждается представленными в суд документами.

Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц - администрации МО Кореновский район, администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, о том, что межведомственная комиссия проверяла данное жилищные условия Жуковой Т.Ф. и пришла к выводы о признании этого помещения пригодным для проживания, поскольку в ее составе отсутствует представитель Роспотребнадзора, что является нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем, суд не может принять в качестве доказательства доводов администрации, заключение № 19 от 02.11.2010 года о пригодности этого жилья для проживания Жуковой Т.Ф.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также фактические условия проживания ветерана Великой Отечественной войны Жуковой Т.Ф., нуждающегося в особой защите со стороны государства, суд признает обоснованность заявления помощника прокурора Кореновского района и приходит к выводу об удовлетворении его заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным постановление администрации МО Кореновский район № 1870 от 14.12.2010 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Жуковой Т.Ф.».

Обязать администрацию МО Кореновский район устранить нарушение требований ФЗ №5 от 12.01.1995 года «О ветеранах», включить Жукову Т.Ф. в список лиц нуждающихся в получении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский райсуд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Кореновского райсуда      С.И.Швецов

Справка: решение обжаловано, оставлено в силе, вступило в законную силу 26 января 2012 года.