РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года г.Кореновск Кореновский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Швецова С.И. при секретаре Уманец В.В., с участием помощника прокурора Кореновского района Паршаковой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кореновского района Краснодарского края в интересах Чучко П.Н. к администрации муниципального образования Кореновский район, администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленный норм, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кореновского района Краснодарского края обратился в суд в интересах Чучко П.Н. с иском к администрации муниципального образования Кореновский район, администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленный норм. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что постановлением главы муниципального образования Кореновский район от 27.10.2009 г. Чучко П.Н. была поставлена на учет в качестве лица нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как лицо имеющее статус сироты. Обеспечение Чучко П.Н., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в Кореновском районе предусмотрено требованиями ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными и государственными полномочиями в области социальной сферы». Вместе с тем, до настоящего времени Чучко П.Н., как лицо, имеющее статус сироты, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался, жилое помещение не закреплено. Данные обстоятельства нарушают законные права и интересы Чучко П.Н., что дает право обратиться в суд с настоящим иском в целях реализации прав Чучко П.Н. на обеспечение жилым помещением. В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Паршакова Е.Д. поддержал доводы своего заявления в интересах Чучко П.Н. и настаивал на его удовлетворении. Просила суд обязать администрацию муниципального образования Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Чучко П.Н. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Кореновский район за счет средств бюджета Краснодарского края и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Чучко П.Н. исковые требования прокурора, заявленные в ее интересах поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме, дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель администрации муниципального образования Кореновский район, исковые требования признал, суду пояснил, что действительно ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются наряду с другими категориями граждан и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите л ей, но при следующих условиях: во-первых, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.Часть1ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"также дублирует перечисленные условия предоставления внеочередного жилья. во- вторых, в соответствии с ч.2ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Таким образом, законодательно закреплено, что предоставление осуществляется согласно регистрационного учета внеочередников. В настоящее время в списке внеочередного предоставления жилья состоят 60 чел. в-третьих, как уже подчеркивалось выше регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади) или по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья (ч. 1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях...») дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства, администрация МО Кореновский район не входит в категорию органов власти, это-орган местного самоуправления. Более того, при этом эта же норма устанавливает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектовРоссийской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, но не муниципальных районов. Что подтверждается и ст.2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", предусматривающей, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета, размеры которых конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. А ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы, которым органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями предусматривает, что предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009г.№ 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", ст. 5 которого предусматривает порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма: лицам, указанным в статье 1(в т.ч. сироты) Закона, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Краснодарского края, но не муниципальном фонде поселений и приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма указанным лицам осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (ч.б ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г.№ 1748-КЗ ),т.е. в силу данной нормы предоставление жилья сиротам- право, но не обязанность муниципального образования, и только при условии, что полномочиями по обеспечению данной категории граждан муниципальное образование будет наделено законом Краснодарского края. Более того, предоставление муниципального жилья, либо строительство за счет средств бюджета муниципального образования Кореновский район для граждан указанной категории явилось бы превышением полномочий,, поскольку в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч.5) и органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ст.20 закона). Таким образом, с учетом изложенного и в соответствии со ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Законом Краснодарского края от 03.06.2009г.№ 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае",ст.2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", ст. 19,20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования как орган местного самоуправления в отношении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделена исключительно полномочиями по учету данной категории граждан и оформлению в отношении данной категории граждан документации. Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет, жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Эта позиция является правовой в силу положений Конституции РФ; определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. № 7-О сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. Против удовлетворения иска прокурора не возражает, однако при вынесении решения суда просит учесть, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с датой постановки Чучко П.Н. на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани». Представитель администрации Краснодарского края в суд не явился по неизвестной причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом - повесткой. Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, по неизвестной причине, хотя о времени и месте судебного заседание уведомлен надлежащим образом - повесткой. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Кореновский район от 27.10.2009 г. Чучко П.Н. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо имеющее статус сироты. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию), иными нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей. Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждений или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 июля 2009 года №653, утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п.1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам, имеющим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их Законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления (в том числе муниципальное образование Кореновский район) наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Судом установлено, что в целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008г. №1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению №3915 /МО Кореновский район (902)/Б, в рамках указанной целевой программы, в бюджет муниципального образования Кореновский район на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа согласно Закону Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в соответствии с Законом Краснодарского края от 07 декабря 2010 года № 2133-КЗ (в ред. от 25 июля 2011 года) «О краевом бюджете на 2011 год и на 2013 годов», предусмотрено выделение межбюджетного трансферта в размере 25121,3 тыс. рублей. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством Чучко П.Н. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением и администрация муниципального образования Кореновский район, обоснованно указанная прокурором в качестве ответчика по делу, обязана предоставить ей жилое помещение по договору социального, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования Кореновский район, за счет средств бюджета Краснодарского края. Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения соответствующих государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Чучко П.Н. Вместе с тем, признавая право за Чучко П.Н. на внеочередное предоставление жилого помещения, суд учитывает, что все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в муниципальном образовании Кореновский район, обладают равными правами на внеочередное предоставление им жилого помещения. Таким образом, право истицы на предоставление жилого помещения подлежит реализации в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Кореновский район в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования Кореновский район и администрацию Краснодарского края предоставить Чучко П.Н. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы. Судья Кореновского районного суда С.И.Швецов Справка: решение вступило в законную силу 31.12.2011 г.