Решение по иску Соболева Ю.Н. к ГУ УПФ в Кореновском районе о назначении досрочной трудовой пенсии.



                                                                           РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                  12 июля 2012 года        гор. Кореновск

                  Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                                  Ягудиной В.И.,     

    при секретаре                                                               Синютиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболева Ю.Н. к ГУ УПФ в Кореновском районе о назначения досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Соболев Ю.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ в Кореновском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости одновременно с выплатой пенсии по инвалидности, ссылаясь на то, что он является инвалидом - чернобыльцем и получает пенсию по инвалидности. 24.08.2011 года в связи с достижением возраста 50 лет у него возникло право на получение одновременно, помимо пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по старости. Заблаговременно, 18.08.2011 года он подал ответчику письменное заявление о назначении досрочной трудовой пенсии. 29.08.2011 года комиссией ГУ УПФ в Кореновском районе ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование отказа УПФ сослалось на п.п. 3 ч. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», из которой следует, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижению 55 лет, если они имеют страховой стаж 25 лет.

С решением УПФ в Кореновском районе он не согласен и считает его незаконным. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Он является участником ликвидации аварии на ЧАЭС и имеет 3 группу инвалидности с 1993 года бессрочно. Согласно Закону « О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, согласно ст. 28.1 абз. 3, возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 30 данного Закона, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173 « О трудовых пенсиях в РФ» на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, комиссией УПФ не было принято во внимание то обстоятельство, что он является не только инвалидом вследствие военной травмы, а еще участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ( инвалидом ЧАЭС). Возраст же назначения любому инвалиду ЧАЭС пенсии по старости - 50 лет. Это закреплено ст. 10 Федерального закона от 15.12.2011 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Согласно ст. 4 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Однако в случаях, предусмотренных ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным федеральным законом и трудовой пенсии( части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ, пенсия по старости назначается гражданам, ставшим инвалидам, вследствие катастрофы на ЧАЭС по достижении возраста 50 и 45 лет мужчинам и женщинам соответственно, при наличии трудового стажа не менее 5 лет. В связи с изложенным, он имеет право на досрочное назначение рудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Соболев Ю.Н. и его представитель Садковский А.Н. исковые требования поддержали, и просили удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

Представительответчика по доверенности Даниленко А.А. исковые требования не признала и пояснила, что 18.08.2011 года Соболев Ю.Н. обратился в УПФ по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости помимо получаемой им пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, полученной при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 военнослужащим, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы.

Участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС пенсия по старости назначается со снижением возраста в зависимости от периода участия в этих работах на 5 или 10 лет (статья 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1).

Однако в соответствии с частью второй статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 при наличии у гражданина права на одинаковые меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по различным основаниям они предоставляются только по одному из оснований по выбору заявителя, что исключает право на одновременное применение статей 29 и 30 названного закона. В таком случае по выбору заявителя пенсия назначается либо нормам статьи 29, либо по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 названного закона, и трудовая пенсия по старости.

При этом трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ назначается инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Указанная норма о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вследствие военной травмы в отношении инвалидов чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих не является нормой прямого действия, поскольку право на пенсионное обеспечение, предусмотренное этой нормой, предоставлено через отсылочную норму пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.

Соответственно право на пенсию по старости по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 является для рассматриваемых граждан одинаковыми мерами социальной поддержки, предусмотренными разными законодательными актами. В соответствии с частью третьей статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 указанные меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Таким образом, суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и нормами статьи 30 Закона от 15.05.19910г. № 1244-1, не может быть произведено.

Следовательно, право на назначение двух пенсий лицам, из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (независимо от года участия 1986-1987г.г. или 1988г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, наступает по достижению возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами.

К моменту обращения за назначением второй трудовой пенсии по старости Соболев Ю.Н. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости у него отсутствует.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФ в Кореновском районе № 146 от 29.08.2011 года, Соболеву Ю.Н. отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование принятого решения, комиссия ГУ УПФ в Кореновском районе сослалась на подпункт 3 пункта 1 ст. 28 Федерального закона № 173 « О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым право на назначение двух пенсий лицам, из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС ( независимо от года участия 1986-1987 или 1988 г.г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС может быть реализовано лишь по достижению 55 летнего возраста.

Как следует из материалов дела, Соболев Ю.Н. является инвалидом <...> группы бессрочно, в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварий на ЧАЭС, что подтверждается справкой МСЭ № 1182745 от 28.05.2008г.

Согласно пункту 2 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1993 года N 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и проверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Соболеву Ю.Н. как инвалиду третьей группы вследствие военной травмы, была назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации», определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться: пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 ст.15 Федерального закона № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости.

Данная норма закона согласуется с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из которого следует, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной Федеральным законом № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, и трудовой пенсии ( части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Федеральным законом « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что к моменту обращения в ГУ УПФ в Кореновском районе с заявлением о назначении ему второй пенсии - трудовой пенсии по старости, Соболев Ю.Н. не достиг 55 летнего возраста, следовательно, право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в российской Федерации» у него не наступило.

При таких обстоятельствах ГУ УПФ в Кореновском районе обоснованно отказано Соболеву Ю.Н. в назначении одновременно двух пенсий: пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и трудовой пенсии по старости, в соответствии с федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Доводы истца о том, что право на назначение трудовой пенсии по старости у него возникло при достижении 50-летнего возраста, основано на неправильном толковании положений ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», из подпункта 2 пункта 1 которой следует, что пенсия по старости гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС назначается по достижении возраста 50 и 45 лет ( соответственно мужчинам и женщинам) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Указанная норма закона предусматривает условия назначения социальной пенсии по старости на основании Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», тогда как в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, определяющем право на одновременное получение двух пенсий, речь идет о трудовой пенсии по старости, назначаемой в соответствии с федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отсутствие у лиц, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС права на одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости предусмотренной ч.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вытекает из ч.3 ст.10 этого же закона, в которой прямо указано, что вышеназванные лица могут получать пенсию по старости предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ не одновременно, а вместо пенсии по инвалидности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Соболева Ю.Н. к ГУ УПФ в Кореновском районе о назначения досрочной трудовой пенсии по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 30 дней после вынесения.

Судья В.И.Ягудина