Решение по заявлению прокурора Кореновского района о признании недействующими нормативных правовых актов.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года                               Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи     Кривцова А.С.

при секретаре      Антипиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по прокурора Кореновского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими нормативных правовых актов Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кореновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района.

В обоснование своих требований указал, что решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 № 184 было установлено дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района. Решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 № 132 было отменено указанное решение и утверждено новое положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района. Данными нормативными правовыми актами устанавливаются условия, порядок и размеры ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности поселения.

Отдельные пункты решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 № 184 и решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 № 132 противоречат федеральному и региональному законодательству, в связи с чем, в силу закона должны быть признаны недействующими со дня принятия.

Так, Сергиевское сельское поселение не вправе устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на муниципальной службе. Пенсия за выслугу лет устанавливалась Сергиевским сельским поселением Кореновского района самостоятельно из средств поселения и являлась дополнительной оплатой к государственной пенсии.

Пунктом 3 статьи 21 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 № 1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" установлено, что уставом муниципального образования и законами Краснодарского края муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Пунктом 1 статьи 22 этого же закона закреплено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами Краснодарского края.

Утверждая Положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района (Решение Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 № 184, Решение Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 № 132), представительный орган поселения нарушил нормы, закрепленные в ст.ст. 31, 86 Бюджетного кодекса РФ, которыми предоставлено право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.

Бюджетом поселения не предусмотрены денежные средства на выполнение ряда полномочий поселения, установленных ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следовательно, принятие оспариваемых нормативных правовых актов отрицательно сказывается на финансировании целевых программ, финансировании мероприятий по основным полномочиям поселения, значительно увеличивает расходную часть бюджета Сергиевского сельского поселения, нарушает права неопределенного круга лиц на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на отдых и другие права, предусмотренные Конституцией РФ. Более того, бюджет Сергиевского сельского поселения в период с 2008 года по настоящее время является дотационным.

Таким образом, решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции субъекта РФ и органов местного самоуправления. Поскольку такие выплаты являются дополнительными, установление таких выплат является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, их отмена не ухудшает положение указанных лиц в сравнении с федеральным законодательством.

Кроме этого, ст.54 Устава Сергиевского поселения установлено, что гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, устанавливаются Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Краснодарского края «О муниципальной службе в Краснодарском крае». Более того, нормы действующего федерального и регионального законодательства предусматривают предоставление за счет средств местных бюджетов муниципальным служащим пенсионного обеспечения за выслугу лет. В нарушение вышеуказанных правовых норм федерального и регионального законодательства Решениями Совета Сергиевского сельского поселения (Решение от 06.06.2008 № 184, Решение от 14.09.2011 № 132) предусмотрена выплата дополнительного материального обеспечения.

Просил суд признать п.п. 1, 2 Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 № 184 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского
поселения Кореновского района», а также п. 1 Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 № 132 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского
поселения Кореновского района» - недействующими со дня принятия.

Определением Кореновского районного суда от 13.06.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Колесниченко И.В.

В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Паршакова Е.Д. уточнила заявленные требования и просила суд признать п.1 Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 года № 132 «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» противоречащим закону и недействующим со дня его принятия по доводам, изложенным в заявлении. Требования в части признания недействующими п.п. 1, 2 Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 № 184 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» просила суд не рассматривать, поскольку данные положения нормативного правового акта признаны недействующими п. 4 Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 года № 132. Суду пояснила, что Решение № 132 от 14.09.2011 года противоречит федеральному и региональному законодательству, поскольку в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами Краснодарского края. Вопрос о дополнительном материальном обеспечении муниципальных служащих на Федеральном уровне не решен. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на муниципальной службе. Бюджетом сельского поселения не предусмотрены расходы на данные выплаты, поскольку с 2008 года по настоящее время бюджет Сергиевского сельского поселения является дотационным. Кроме того, решение содержит сведения о том, что оно принималось во исполнение норм Закона Краснодарского края от 21.07.2005 г. № 920-КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края». Однако, указанный закон не подлежит применению, поскольку он устанавливает основания и условия возникновения права на дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Краснодарского края, депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, осуществлявших депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, и лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Краснодарского края. Также в законе указано, что финансирование дополнительного материального обеспечения производится за счет средств краевого бюджета, следовательно, не может являться расходным обязательством Сергиевского сельского поселения. Сельское поселение не вправе исполнять обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, в случае отсутствия собственных финансовых средств.

Представитель заинтересованного лица администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района и Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района Басеев С.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что у сельского поселения денежные средства на финансирование дополнительных социальных гарантий отсутствуют. Поскольку дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, является правом, а не обязанностью сельского поселения, то оно должно быть реализовано с учетом бюджетных средств сельского поселения. Денежные средства у сельского поселения отсутствуют, как на момент принятия этого нормативного акта, так и на сегодняшний день. В случае признания решения недействующим права на пенсионное обеспечение лиц, предусмотренные федеральным и краевым законодательством, которые получали указанные доплаты, не нарушается.

Колесниченко И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в его возражениях. Суду пояснил, что с 2008 года по март 2011 года муниципальные служащие, ушедшие на пенсию, получали доплату, установленную сначала решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 г. за № 184, а затем решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132. Сумма доплаты переводилась на сберегательную книжку пенсионера. Считает, что тот факт, что сельское поселение является дотационным, не может служить основанием для отмены решения, поскольку ранее взятые обязательства не могут быть отменены. Если у поселения не хватает собственных средств, их необходимо запросить в бюджете, и планировать бюджет так, чтобы исполнять ранее принятые на себя обязательства в целях исключения нарушения прав и интересов граждан. Решением Кореновского суда от 09.04.2012 года дана оценка законности решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132. Решение суда никем не обжаловано и вступило в законную силу. Ранее взятые публичные обязательства не могут быть отменены. Ухудшать положение граждан нельзя, они должны получать доплаты.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, п.1 Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 года № 184 «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» было установлено дополнительное материальное обеспечение лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной     службы Сергиевского сельского поселения Кореновского района.

Из текста Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 года № 184 следует, что под дополнительным материальным обеспечением следует понимать ежемесячную денежную выплату, осуществляемую в связи с прекращением замещения выборной муниципальной должности и должности муниципальной службы Сергиевского сельского поселения при выходе на пенсию. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается к пенсии по старости или инвалидности, назначаемой в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» либо к пенсии, досрочно установленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ», и выплачивается в порядке, утвержденном главой Сергиевского сельского поселения Кореновского района. Финансирование дополнительного обеспечения производится за счет средств бюджета Сергиевского сельского поселения Кореновского района.

Решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» было утверждено Положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Сергиевского сельского поселения Кореновского района. Этим решением было признано утратившим силу Решение Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 06.06.2008 года № 184 (п.4).

Утвержденное решением Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 Положение устанавливает основания и условия возникновения права на дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Сергиевского сельского поселения Кореновского района, порядок его назначения и выплаты.

Согласно Акту № 24 об обнародовании нормативно-правовых актов Сергиевского поселения решение Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» было обнародовано путем размещения в здании администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района, в библиотеке ст.Сергиевской, в сельском клубе хут. Нижнего.

Суд считает, что п. 1 решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействующим со дня его принятия, по следующим основаниям.

В соответствии с п.5,6 ст.5 ФЗ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной
службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Согласно статье 24 Закона № 25-ФЗ в области пенсионного законодательства на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25- ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение осуществляется на основе законов и иных актов субъектов РФ и органов местного самоуправления и по своей природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Аналогичные нормы в отношении муниципальных служащих закреплены в п.п. 5 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.п. 5 п. 1 ст. 21 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 № 1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае".

Пунктом 2 статьи 22 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» установлено, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Краснодарского края. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего по соответствующей должности государственной гражданской службы Краснодарского края.

При этом обязанности либо права органов местного самоуправления по установлению пенсии за выслугу лет за счет средств местного бюджета не определены.

Пунктом 3 статьи 21 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 № 1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" установлено, что уставом муниципального образования и законами Краснодарского края муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Статья 21.1 указанного Закона устанавливает дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему в Краснодарском крае (социальная выплата на компенсацию расходов, связанных с наймом жилого помещения).

Пунктом 1 статьи 22 этого же закона закреплено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами Краснодарского края.

В соответствии со ст.17, п. 10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законом установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления.

В указанном перечне отсутствуют полномочия органов местного самоуправления по установлению доплат к государственным пенсиям граждан, состоявшим ранее на муниципальной службе.

Согласно ст.ст. 26, 31, 35-47 Устава Сергиевского сельского поселения полномочия по установлению указанной доплаты уставом сельского поселения также не определены.

Таким образом, п.1 решения Совета Сергиевского сельского Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» был принят Советом Сергиевского сельского поселения в нарушение норм действующего законодательства, то есть в отсутствие установленных полномочий на осуществление доплат к ранее установленным действующим федеральным законодательством размерам государственных пенсий.

Кроме того, как следует из вводной части решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района», указанный нормативный акт был принят во исполнение норм Закона Краснодарского края от 21.07.2005 года № 920-КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края».

В преамбуле к Закону Краснодарского края от 21.07.2005 № 920-КЗ "О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края" определено, что Закон устанавливает основания и условия возникновения права на дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Краснодарского края, депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, осуществлявших депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, и лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Краснодарского края, порядок его назначения и выплаты.

В силу ст. 3 Закона Краснодарского края от 21.07.2005 N 920-КЗ финансирование дополнительного материального обеспечения производится за счет средств краевого бюджета. Следовательно, не может являться расходным обязательством Сергиевского сельского поселения.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации(за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Таким образом, расходные обязательства Краснодарского края, установленные Законом Краснодарского края от 12.03.2007 № 1203-КЗ не относятся к расходным обязательствам Сергиевского сельского поселения.

В соответствии со ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты трудадепутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Органы местного самоуправления не вправеустанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств.

Уставом Сергиевского сельского поселения (ст.70-77) определено, что доходы и расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Согласно Информации об исполнении полномочий администрацией Сергиевского сельского поселения от 04.05.2012 г. № 717, дополнительное материальное обеспечение лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации поселения, составляет <...> руб. в год.

При этом, как усматривается из сообщения администрации Сергиевского сельского поселения от 10.05.2012 г. № 734, с 2008 года бюджет поселения является дотационным: в 2008 году на выравнивание бюджета поселения выделено <...> руб., в 2009 году - <...>. руб., в 2010 году - <...> руб., в 2011 году - <...> руб., в 2012 году - <...> руб.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что принятие оспариваемого решения отрицательно сказывается на финансировании целевых программ, финансировании мероприятий по основным полномочиям поселения, значительно увеличивает расходную часть бюджета Сергиевского сельского поселения, что приводит к нарушению прав жителей поселения.

Проанализировав изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Кореновского района о признании недействующим со дня принятия п.1 решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 являются законным и обоснованными, а поэтому подлежат удовлетворению.

К доводам Колесниченко И.В. о том, что отменой указанного решения будут нарушены права лиц, получающих дополнительную материальную выплату, суд относится критически, поскольку интересы указанных граждан защищены действующим федеральным законодательством, они получают установленную законом государственную пенсию, а указанные выплаты являются дополнительными выплатами, и их установление является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Суд также не может согласиться с доводами Колесниченко И.В. о том, что законность решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 г. № 132 была установлена решением Кореновского районного суда от 09.04.2012 г., поскольку предметом рассмотрения по делу было решение Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района № 165 от 31.01.2012 г.

Согласно ст.63 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» законы и иные нормативные правовые акты края не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом края действует федеральный закон. Признание нормативного правового акта края противоречащим федеральному законодательству, Уставу Краснодарского края, закону Краснодарского края или иному нормативному правовому акту края, обладающему большей юридической силой, осуществляется судом.

В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать п.1 Решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 № 132 года «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района» противоречащим закону и недействующим со дня его принятия.

Обязать Совет Сергиевского сельского поселения Кореновского района опубликовать сообщение о решении суда в специально установленных местах, в которых происходило обнародование решения Совета Сергиевского сельского поселения Кореновского района от 14.09.2011 № 132 года «О дополнительном материальном обеспечение лиц, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы администрации Сергиевского сельского поселения Кореновского района».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья-