Решение по иску Винецкой В.М. к ГУУПФ РФ в Кореновском районе по иску о признании права на получение ЕДВ, установленном для участников ВОВ.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кореновск 02 декабря 2010 года

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Бородавко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винецкой В.М. к ГУ Управление ПФ РФ в Кореновском районе о признании за ней права на получение денежной выплаты и признании незаконным отказа в выплате ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г.

УСТАНОВИЛ:

Винецкая В.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление ПФ РФ в Кореновском районе о признании за ней права на получение денежной выплаты и признании незаконным отказа в ее выплате, ссылаясь на то, что она является матерью погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы В.А.Н., <...> г.р., который служил по призыву в в/ч <...> Он погиб 25.07.1992 г., при исполнении служебных обязанностей. После смерти ее сына, ей было выдано: удостоверение: <...>, с правом на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989г «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», как для участников Великой Отечественной войны, а именно: бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семьи погибшего,
совместно с ним проживающих, оплата 50% коммунальных услуг водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, абонентская плата за телефон. При наличии медицинских показаний преимущество обеспечения по последнему месту работы, погибшего, путевками в санитарно-курортные организации. Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского, транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородных маршрутов. Бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения.

С принятием ФЗ от 22.08.2004г. № 122, система мер социальной защиты ветеранов, включая участников ВОВ, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой, основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) ст.44, размер которой: п.п.2 п.4 ст.23.1 ФЗ « О Ветеранах» определен для участников ВОВ в сумме 2 316 рублей, (в 2005г. сумма 1050 рублей).

П.п. 4 п. 4 ст.23.1 того же Закона для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранах боевых действий ЕДВ была определена в сумме 927 рублей, (в 2005г. сумма 150 рублей) ЕДВ представляют собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе, она направлена на восполнение потерь для граждан, раннее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий. Кроме того, согласно п.З ст. 11 ФЗ « О Ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ, права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, раннее, установленные законодательством СССР не могут быть отменены без равноценной замены. Согласно, Определению Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. № 331-0-П, взаимосвязанные положения ст.23. ФЗ « О Ветеранах» и п. 19 ст.44 Ф.З. от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, не допускают в рамках длящихся правоотношений, установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г., в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере, ниже размера данной выплаты, назначенной в настоящее время с соответствии с п.п.2 п.4 ст. 23.1 Ф.З. « О Ветеранах» участникам ВОВ. Согласно Перечню категорий граждан, имеющих права на получение ЕДВ, определенного законодательством РФ, ей была назначена ЕДВ с 01.01.2005г. по категории: член семьи ветерана боевых действий, в размере 600 рублей, в настоящее время с учетом индексации 927 рублей. Согласно Федеральному Закону от 12.01.1995г. № 5 «О Ветеранах», предусмотрены льготы и социальная защита, различным категориям льготников, в том числе по ст.21 членам семьям погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участникам ВОВ и ветеранов боевых действий не отменял ранее действующий закон СССР №313-01 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». И по ФЗ №5 от12.01.1995г. « О Ветеранах» ст.23.1 п.2. п. З. Она имеет право выбора того или иного ФЗ или нормативного акта, который предусматривает ей более высокий размер выплат.

При этом, военнослужащему по призыву не был установлен статус «ветеран боевых действий». Следовательно, на момент гибели ее сына, его правовым статусом был статус « военнослужащего», погибшего при исполнении обязанностей военной службы, а не ветерана боевых действий по ст.21 ФЗ « О Ветеранах». Ст. 7 Закона СССР № 313 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, кем ее сын и являлся.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П до 01.01.2005г., она пользовалась натуральными льготами, которые распространялись на жен и родителей военнослужащего, погибшего при исполнение обязанностей военной службы, наравне с участниками ВОВ и реализовала я их по Закону СССР от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».

Данный Закон актуален, а вступивший в силу Ф3 №5 от 12.01.1995г. « О Ветеранах» не отменял его, а действовал параллельно с ним. Одновременно, она имела и имеет право на льготы по выбору, согласно Закона « О Ветеранах» № 5 ст.23.1 п.2, а по ст.23.1 п. З имеет право на более высокий размер ЕДВ ( т.е. не 927,00 рублей, а 2 316,00 рублей).

В Законе « О Ветеранах» №5 от12.01.1995г. и в п.1 ст.21 в редакции Закона №122 сказано, что меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Выплаты своевременно не получены по вине органа, осуществляющего обеспечение, выплачиваются за прошедшее время без ограничения каким - либо сроком по ФЗ № 173 от 17.12.2001 « О трудовых пенсиях РФ» п.2 ст.23.

При ее обращении в Управление ПФ РФ в Кореновском районе о назначении ежемесячной денежной выплаты, приравненной к выплатам участникам ВОВ, ей было незаконно отказано, в связи с тем, что гибель ее сына наступила до 16.01.1995г., и поэтому «правовых оснований для осуществления ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, согласно Определению Конституционного Суда от 04.04.2007г. № 331-О-П» у него не имеется. Считает данный отказ не законным.

Взаимосвязанные положения ст. 23.1 Ф.З « О Ветеранах» ( в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122 и пункта 19 ст. 44 Ф.З. №122 от 22.08.2004г. не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, без учета раннее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005г., в соответствии с предписаниями ФЗ « О Ветеранах» №5 от 12.01.1995г. и Закона СССР №313-01 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения ст.7 ». Дата гибели сына не имеет правового значения для определения ЕДВ.

Таким образом, она, как мать военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ до 01.01.2005г. и должна пользоваться в том же объеме. Просила суд признать его право на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ, а также обязать ответчика произвести ему перерасчет суммы ЕДВ за период с 01.01.2005 г. по 03.04.2007 г., а также взыскать с ответчика понесенные ей судебные расходы, по оплате госпошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг адвоката в размере 2 000 рублей, всего размер 2 200 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Аксенова А.А. поддержала заявленные исковые требования своего доверителя, ссылаясь на то, что сын доверителя погиб при выполнении служебных обязанностей. После смерти сына, ей было выдано удостоверение с правом на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Она, как мать погибшего военнослужащего, пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ до 01.01.2005 года. Считает, что она и дальше должна пользоваться этими преимуществами в том же объеме. Ответчик хочет лишить ее этого права. В наше время очень трудно отправлять молодых ребят в армию. Они там не защищены, а в случае их гибели, не защищены и их родители. Просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, взыскав с ответчика дополнительно судебные расходы, по оплате госпошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг адвоката в размере 2 000 рублей, а также расходы по оформлению доверенности представителю в размере 400 рублей, всего в размере 2 600 рублей.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ Глоба Е.Л. по доверенности исковые требования Винецкой В.М. не признала, просила суд в удовлетворении ее заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что определением КС РФ от 04.04.2007 года №331 установлено, что право на установление ЕДВ по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» может быть предоставлено гражданам, у которых до 01.01.2005 года возникло, и было реализовано право пользования льготами для участников ВОВ из числа военнослужащих.

К кругу лиц, у которых до 01.01.2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16.01.1995 года. Именно 16.01.1995 года - дата вступления в силу ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5.

Сын истицы погиб 25.07.1992 года. На истицу распространялись льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» для членов семей погибших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. Таким образом, право на установление ЕДВ в размере для участников ВОВ в соответствии с определением КС РФ № 331-О-П от 04.04.2007 году у истицы отсутствует. Просила суд отказать в удовлетворении иска, поскольку законные права и интересы граждан со стороны УПФ РФ не нарушаются. Кроме этого, она считает необходимым обратить внимание суда на то, что в определении КС РФ от 16.04.2009 года № 453-O-О, до 01.01.2005 года граждане пользовались льготами, предусмотренными для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах». С принятием ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам и членам их семей льгот в натуральной форме была заменена ЕДВ, размер которой п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» определен для участников ВОВ, для членов семей погибших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. Они не должны трактовать действие и положение закона, так как это является общеобязательной нормой и исключает любое толкование законов в практике. Просили суд отказать истице в удовлетворении ее требований.

Суд, выслушав доводы представителя истца, настаивавших на удовлетворении своих заявленных требований, доводы представителя ответчика ГУ УПФ РФ ФИО5, возражавшей против удовлетворения иска, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как было установлено в судебном заседании Винецкая В. М. является матерью В.А.Н., погибшего <...> при исполнении служебных обязанностей.

Военным комиссариатом <...> Винецкой В.М. 20.10.2004 г. было выдано удостоверение <...> о льготах, установленных ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения», - для участников ВОВ из числа военнослужащих.

Так же из материалов дела следует, что УПФ РФ в Кореновском районе истице 01.01.2005 г. назначена ежемесячная денежная выплата по категории «член семьи погибшего военнослужащего».

Винецкая В.М. обратилась в УПФ РФ в Кореновском районе с заявлением о назначении ей с 01.01.2005 г. ежемесячных денежных выплат в размере установленном для участников ВОВ, однако получила отказ.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» от 01.08.1989 г. № 313-1, действовавшего до вступления в законную силу (16.01.1995 г) Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5 ФЗ, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, были распространены льготы установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5 ФЗ (в редакции действовавшей до 1.01.2005 г.), права и льготы, а так же другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР не могут быть отменены без равноценной замены.

Однако, с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, в соответствии с которым основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.

В соответствии с этим Законом право на назначение ежемесячной денежной выплаты устанавливается членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в размере 150 рублей.

Согласно же Преамбулы ФЗ «О ветеранах» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ данный закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина..., приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

По смыслу ст. 23.1 указанного закона, ЕДВ представляют собой неотъемлемую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, а поэтому, предусмотренный взамен ранее установленных натуральных льгот компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь в денежном выражении, должен соответствовать по своему объему ранее предоставленным социальным благам указанным категориям лиц в натуральной форме.

Положения ст. 23.1 ФЗ и п. 19 ст. 44 ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 22.08.2004 г. № 112-ФЗ) в из взаимосвязи не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005г.

Таким образом, поскольку право на льготы в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих у Винецкой В.М. возникло до 01.01.2005 г., то она не может быть ущемлена в правах на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для данной категории граждан.

Россия как правовое и социального государство не может произвольно отказываться от исполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Оно не может произвольно изменять уже признанный им статус лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных выплат.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признавая заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд считает, что принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (ст. 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). В связи с тем, что сын Винецкой В.М. погиб 25.07.1992 г., на него распространялись льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, а не участников Великой Отечественной войны. В связи с этим суд признает обоснованность исковых требований истца о его праве на установление ЕДВ в размере для участников ВОВ в соответствии с определением Конституционного суда РФ № 331-О-П от 04.04.2007 и считает необходимым удовлетворить требования Винецкой В.М

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с этим суд признает обоснованность требований представителя истца о взыскании с ответчика понесенных ее доверителем судебных расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей, расходов по оплате услуг адвоката в размере 2000 рублей, а также расходов по оформлению доверенности для ее представителя в суде - 400 рублей, всего 2 600 рублей и считает необходимым взыскать их с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:
Исковые требования Винецкой В.М. к ГУ Управление ПФ РФ в Кореновском районе о признании за ней права на получение денежной выплаты и признании незаконным отказа в выплате ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г. - удовлетворить.

Признать незаконным отказ ГУ Управление ПФ РФ в Кореновском районе о признании за Винецкой В.М. права на получение им ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г

Обязать ГУ Управление ПФ РФ в Кореновском районе произвести Винецкой В.М. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., а также произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года.

Взыскать с ГУ Управление ПФ РФ в Кореновском районе в пользу Винецкой В.М. понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате услуг адвоката в размере 2000 рублей, а также расходы по оформлению доверенности для ее представителя в суде - 400 рублей, всего 2 600 рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд в течение 10 дней

Судья Кореновского районного суда С.И. Швецов

Справка: решение вступило в силу 03.03.2011 года.