Решение по иску физического лица к пенсионному фонду



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кораблино                                                                                                       ДД.ММ.ГГГГ

              Кораблинский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Морозова Г.В., с участием истца Симоновой Л.И.,

представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Кораблинскому району Рязанской области - Серовой М.В.,

при секретаре судебного заседания Абрамовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой Л.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кораблинскому району, третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

              Симонова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кораблинскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обосновании заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кораблинскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности в соответствии со статьёй 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года. Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кораблинскому району Рязанской области отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Отказывая в досрочном назначении пенсии по старости, ответчиком было исключено из периода осуществления ей педагогической деятельности: время учёбы в Рязанском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии является незаконным, а поэтому она вынуждена обратиться в суд с требованиями об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ и включить в стаж педагогической деятельности время учебы в институте.

              В судебном заседании истица - Симонова Л.И., свои исковые требования поддержала в полном объеме, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

              Представитель ответчика по доверенности - Серова М.В. в судебном заседании с требованиями Симоновой Л.И. не согласилась, просила суд в удовлетворении иска отказать. В обосновании своих возражений представителем ответчика было указано, что ГУ - УПФ РФ по Кораблинскому району Рязанской области требования иска считает необоснованными. Указала, что Симонова Л.И. обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает у лиц, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Исчисление продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а также Списка профессий и должностей работников образования, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 (за периоды работы до 01.11.1999г.) и Списка должностей и учреждений, Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 (за период работы после 01.11.1999г.).

           Согласно п.4 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной законодательством для соответствующих должностей.

           Правила исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516.

          Разъяснение Минтруда России от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствие со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. №29) (с изменением от 01.10.1999г.) может применяться при решении вопросов о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в части, не противоречащей Федеральному Закону от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вышеуказанному постановлению.

Применяя Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П. при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. пенсионного законодательства и иного правового регулирования.

             К таким правовым нормативным актам относились: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №1067, которое регулировало пенсионное обеспечение за период с 01.11.1999г. по 14.11.2002г.

            При этом исчисление стажа на соответствующих видах работ после вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 производиться в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1. ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

            В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Другие отпуска (в том числе без сохранения заработной платы и ученические), в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не указаны.

            Период учебы Симоновой Л.И. в Рязанском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как учеба в педагогических учебных заведениях и университетах не поименована разделами Списка №781 от 29.10.2002г., Списка от 06.09.1991г. №463 и Списка от 22.09.1999г. № 1067, также не предусмотрена учеба в педагогических учебных заведениях и университетах.

            Суммарный стаж работы Симоновой Л.И. в связи с педагогической деятельностью составляет 22 года 00 месяцев 17 дней.

            В связи с отсутствием требуемого стажа на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано.

            Представитель третьего лица, ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Рязанской области в судебное заседание не явился. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дела в их отсутствие.

Выслушав истицу, возражения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства и изучив материалы дела, суд находит требования истицы обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

                  В статье 55 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изаконных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на трудовую пенсию по старости, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В подпункте 19 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона (в редакции № 319-ФЗ от 30.12.2008 г.) закреплено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Статьёй 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В судебном заседании было установлено, что истица - Симонова Л.И. начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляла и осуществляет свою трудовую деятельность в учреждениях среднего образования для детей. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Кораблинскому району Рязанской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу более 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Решением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным ответчиком истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с не включением в её трудовой стаж, связанный с осуществлением педагогической деятельности времени ее обучения в Рязанском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: записями, выполненными в трудовой книжки на имя истицы - Симоновой Л.И., имеющей серию , заполненной ДД.ММ.ГГГГ; справкой за от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Кораблинской средней общеобразовательной школой №2 МО-Кораблинский муниципальный район Рязанской области; справкой выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования и молодежной политики МО-Кораблинский муниципальный район Рязанской области, заявлением Симоновой Л.И. в ГУ - УПФ РФ по Кораблинскому району о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ; решением ГУ - УПФ РФ по Кораблинскому району за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Симоновой Л.И. в досрочном назначении пенсии.

Рассматривая настоящее гражданское дело, суд не может согласиться с позицией ответчика о том, что спорный период трудовой деятельности истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в Рязанском государственном педагогическом институте, не может быть включен ей в стаж по осуществлению педагогической деятельности, так как этого не предусмотрено действующим пенсионным законодательством РФ.

По мнению суда при решении вопроса о том, подлежит ли включению в стаж для назначения истице пенсии, спорный период ее трудовой деятельности, следует руководствоваться законодательством, действовавшим непосредственно в указанный период времени, и исходить из того, включался ли он в аналогичный стаж в момент обучения истицы в институте.

Такой вывод суда вытекает из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан о соответствии Конституции РФ ряда положений ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе в определении N 320-О от 05.11.2002 года и постановлении № 2 от 29.01.2004 года. Из указанных решений Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них, до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в этом случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.

Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 ч. ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ.

Аналогичной правовая позиция прослеживается в постановлении Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которой, по волеизъявлению и в интересах застрахованных лиц, претендующих на установление досрочной пенсии по старости по нормам ФЗ № 173, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.

Как установлено из записей, имеющихся в трудовой книжки, Симонова Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в Рязанском педагогическом институте, при этом обучению истице предшествовала её работа учителем математики в Завидовской восьмилетней школе Михайловского района Рязанской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основанием для ее увольнения с указанной должности послужил ее выезд на учебу в институт. После окончания института истица с ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность учителя начальных классов в Кораблинской средней общеобразовательной школы №2 Кораблинского района Рязанской области, где работает по настоящее время.

Отвергая возражения ответчика о невозможности включения в трудовой стаж по педагогической деятельности периода обучения истицы в педагогическом институте, суд руководствуется, тем, что ранее действовавшим законодательством, в частности постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», действовавшим до 22 сентября 1993 г., которыми предусматривалось, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Анализируя приведенные выше доказательства, учитывая, что Симонова Л.И. непосредственно перед обучением, а так же непосредственно после него осуществляла трудовую деятельность в должности учителя в образовательных учреждениях, то время её обучения в педагогическом институте подлежит включению в трудовой стаж, связанный с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно подсчетов, приведенных ответчиком в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом не включения спорного периода трудовой деятельности Симоновой Л.И. - время учёбы в Рязанском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, её педагогический стаж составил <данные изъяты>.

Принимая во внимание то обстоятельство, что суд пришел к выводу о необоснованности отказа истице ответчиком во включении в ее трудовой стаж, связанный с осуществлением педагогической деятельности, спорного периода времени - время учебы в Рязанском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и учитывая, что с зачислением указанного периода в специальный стаж истицы, её трудовой стаж по педагогической деятельности составит свыше 25 лет, а именно 25 лет 10 месяцев 17 дней, то суд приходит к выводу, что истица приобрела право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - как лицо не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск подлежит полному удовлетворению.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы по делу состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

         В соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялосьрешение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

         Суд не может освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.35 НК РФ, так как бюджет пенсионного фонда, как следует из ст.17 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года за № 167-ФЗ, не полностью финансируется из федерального бюджета, а имеет и иные источники финансирования и доходов.

         Согласно предъявленной банковской квитанции истицей при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, которая подлежит взысканию в ее пользу с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

иск Симоновой Л.И. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Кораблинскому району Рязанской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости -удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Кораблинскому району Рязанской области зачесть в трудовой стаж Симоновой Л.И., дающей ей право на досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет, в связи с осуществлением педагогической деятельности период обучения в Рязанском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Кораблинскому району Рязанской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости Симоновой Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Кораблинскому району Рязанской области в пользу Симоновой Л.И. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 дней со дня его     вынесения через Кораблинский районный суд.

Председательствующий                                        Г.В. Морозов