cудебный акт



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года                                г.Москва

Коптевский районный суд САО г. Москвы в составе председательствующего судьи Чугаева Ю.А., при секретаре Ивановой Ю.В., с участием прокурора Прохоровой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2382/11 по Федерального Государственного Учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «Центральное ТУИО» МО РФ) к Хлебодарову Александру Васильевичу, ФИО17 и Департаменту Жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северном административном округе о выселении и снятии с регистрационного учета, суд

УСТАНОВИЛ:

ФГУ «Центральное ТУИО» МО РФ, уточнив свои исковые требования, обратилось в суд с иском к Хлебодарову Александру Васильевичу, ФИО18 и Департаменту Жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северном административном округе о выселении и снятии с регистрационного учета из двухкомнатной квартиры №2 по адресу: г. Москва, <адрес> без предоставления другого жилого помещения Хлебодарова Александра Васильевича и ФИО19, мотивируя свои требования тем, что данная квартира, в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06 июня 2006 года №1763-р и выпиской из федерального имущества от 05 июня 2008 года территориального управления Росимущества по г. Москве, является служебным жилым помещением и находится на праве оперативного управления ФГУ "Московской Центральной КЭЧ района" Минобороны России. В данной квартире до августа 2007 года проживал ФИО20., а после его смерти, на освободившуюся жилплощадь незаконно вселились ответчики Хлебодаров А.В. и ФИО21. Не основанное на законе проживание ответчиков в спорной квартире нарушает права истца, т.к. Хлебодаров А.В. в трудовых отношениях с ФГУ "Московской Центральной КЭЧ района" Минобороны России не состоит, службу в Вооруженных Силах РФ не проходит; в связи с чем не имеет права на проживание в служебном жилом помещении, находящемся в ведении Министерства обороны РФ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кулев Г.В. поддержал иск о выселении и снятии с регистрационного учета Хлебодарова А.В. ФИО22

Хлебодаров А.В., а также представитель Хлебодарова А.В. – Марковина Г.В. в судебном заседании возражали против иска, заявленного ФГУ «Центральное ТУИО» МО РФ.

3-е лицо - представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы Куприянова Н..М., пояснила, что вселение и регистрационный учет Хлебодаровых А.В. и И.А. были произведены законно, на основании Распоряжения Префекта САО г. Москвы от 06.02.2008 года №701 и договора социального найма жилого помещения №591054697 от 18.02.2008 года; в удовлетворении иска просила отказать.

3-е лицо - представитель сектора опеки и попечительства муниципалитета "Тимирязевский" г. Москвы в суд не явилась, была уведомлена о дате судебного заседания надлежащим образом. Ранее представила Акт обследования жилищных условий несовершеннолетнего Хлебодарова И.А., заключение, согласно которому «условия проживания несовершеннолетнего Хлебодарова И.А. соответствуют нормам» и заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в исковых требования ФГУ «Центральное ТУИО» МО РФ просит отказать.

Суд, заслушав объяснения представителя ФГУ «Центральное ТУИО» МО РФ по доверенности – Кулева Г.В., ответчика Хлебодарова А.В., его представителя – Марковиной Г.В., представителя ДЖП и ЖФ г. Москвы Куприяновой Н.М., заключение прокурора Прохоровой Л.Ф., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав в открытом судебном заседании материалы дела, приходит к следующему:

В силу ст. 11 ЖК РФ Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Исходя из положения ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Как следует из ст. 63 ЖК РФ Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Заключение договора социального найма, с одной стороны, является правом сторон, а с другой - обязанностью, поскольку только после его заключения у сторон возникают права и обязанности и у физического лица (ставшего после его заключения нанимателем) и членов его семьи появляется право на вселение в жилое помещение и пользование им.

Судом установлено, что спорное жилое помещение, являясь федеральным имуществом, с 26.10.1972 года и по настоящее время используется для проживания граждан, основанием вселения которых являлись обменные ордера, что свидетельствует о том, что в указанный период спорное жилое помещение не использовалось в качестве служебного. Граждане, проживавшие в спорной квартире, военнослужащими или вольнонаемными Министерства обороны не являлись в силу возраста и не относились к категории лиц, подлежащих вселению в служебное жилое помещение. Так, 26.10.1972 года в спорную квартиру были вселены Алимова М.П., Наумова Е.А., а также Наумов Н.И., которые была выписаны 07.12.1984г. по обменному ордеру по адресу Москва, ул.Дубнинская, д.10, корп.5, кв.270; и на их место 09.01.1985г. в квартиру были вселены с нового адреса убывших – Амелькина З.И., Сухорученко Е.Н. и Хромов Е.Н., после смерти которого 18.10.2005 года спорная квартира была свободна от жильцов до 22.02.2008г., когда Хлебодаров А.В. был вселен в квартиру в качестве очередника Дмитровского района. На очередь, как сотрудник органов внутренних дел Хлебодаров А.В. был поставлен в 1995 году, а очередником Дмитровского района САО г.Москвы является с 2002 года.

Кроме того, Хлебодаров А.В. <данные изъяты>.

Хлебодаров А.В., как ветеран боевых действий ТДС с 17.11.2004г. имеет льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50%.

Хлебодаров А.В. оплачивает коммунальные платежи в полном объеме в ГКУ ИС Тимирязевского района, задолженности по квартплате не имеет.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 06.02.2008 года было вынесено Распоряжение Префекта САО г. Москвы от 06.02.2008 года №701 на право заключения договора социального найма жилого помещения с гражданином Хлебодаровым Александром Васильевичем в виде отдельной квартиры из 2-х комнат по адресу: <адрес>

18.02.2008 года в отношении спорной квартиры заключен Договор социального найма № и зарегистрированы по месту жительства два человека: наниматель квартиры – Хлебодаров Александр Васильевич и ФИО23 (Единый жилищный документ (<данные изъяты>).

Квартира является отдельной муниципальной, двухкомнатной, размер комнат: <данные изъяты>.

Основанием заключения договора социального найма явилось принятое решение органа местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).

В связи с этим нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве.

Обращаясь в суд с иском о выселении Хлебодаровых А.В. и И.С. из спорной квартиры и снятии их с регистрационного учета, истец не оспаривает законность Распоряжения Префекта САО г. Москвы от 06.02.2008 года №701 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке.

Истец полагает, что договор социального найма спорной квартиры ничтожен. При этом представитель истца ссылается на ст.166 ГК РФ, которая устанавливает, что сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Следовательно, договор социального найма спорной квартиры по мнению истца не требует оспаривания его в суде.

Таким образом, истец, не обсуждая оснований заключения договора социального найма спорной квартиры, считает указанный договор ничтожным, то есть несуществующим, в силу чего и не подлежащим юридическому анализу, из чего истец делает вывод, что ответчик не является собственником, нанимателем либо проживающим на иных основаниях - на него вообще не распространяются положения Жилищного кодекса РФ.

Однако, суд не может согласиться с доводами истца о том, что ответчик должен быть выселен только по основанию ничтожности сделки – договора социального найма между ДЖП и ЖФ и Хлебодаровым А.В., поскольку указанный договор был заключен на основании Распоряжения уполномоченного на то лица, заключен с ДЖП и ЖФ – лицом уполномоченным на то в силу Закона, а потому в силу ст.166 ГК РФ вопрос о ничтожности сделки без решения вопроса о законности действий должностных лиц и распоряжений явившихся основанием для заключения договора невозможно. Распоряжение Префекта САО г. Москвы от 06.02.2008 года №701 истец в установленном законом порядке не оспаривал и не оспаривает.

Хлебодаров А.В., как очередник района каких-либо действий, могущих поставить под сомнение законность включения его в список очередников не совершал, как не совершал их при заключении договора социального найма, из чего суд делает вывод, что Хлебодаров А.В., как сторона в сделке является добросовестным участником.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ №14 от 02.07.2009г. «о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» п. 8. Разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

При этом следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Из объяснений представителя истца следует, что ФГУ «Центральное ТУИО» МО РФ к Префектуре САО г.Москвы или к ДЖП и ЖФ г.Москвы с исковыми требованиями об освобождении спорной квартиры не обращались.

При таких данных суд не установив и не признав Распоряжение Префекта САО г. Москвы от 06.02.2008 года №701 о выделении квартиры и действия ДЖП и ЖФ по заключению договора социального найма с Хлебодаровым А.В. незаконными, не имеет оснований для удовлетворения требований истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о выселении Хлебодаровых А.В. и И.А. и снятии их с регистрационного учета из квартиры <адрес> не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Федерального Государственного Учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «Центральное ТУИО» МО РФ) к Хлебодарову Александру Васильевичу, ФИО24 и Департаменту Жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Северном административном округе об их выселении и снятии с регистрационного учета – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Московский городской суд в течение 10 дней.

Судья: