Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2011 г. г. Москва
Коптевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Чугаева Ю.А., при секретаре Ивановой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 22459/11 по исковому заявлению Буяновой Евгении Федоровны и Лизунова Алексея Николаевича к Межрайонному молодежному жилищно-строительному кооперативу САО Правительству г.Москвы о взыскании убытков и расходов по госпошлине
УСТАНОВИЛ:
Буянова Е.Ф. и Лизунов А.Н. обратились в суд с уточненным исковым заявлением к Межрайонному молодежному жилищно-строительному кооперативу САО и Правительству г.Москвы о взыскании убытков и расходов по госпошлине, мотивируя его тем, что они 07.02.2006 г. заключили с ММЖСК САО договор, связанный с приобретением в собственность жилого помещения. В соответствии с договором истцы внесли денежные средства на счет ответчика, однако ответчик своих обязательств не исполнил, жилье не построил. Истцы просят взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты>., а также госпошлину в размере <данные изъяты> руб. 31 коп.
Истцы в судебном заседании уточненный иск поддержали в полном объеме, просили взыскать денежные средства с ответчиков.
Представитель ММЖСК САО Сушков Г.Е. в судебном заседании иск признал полностью, пояснил, что денег в кассе нет, поскольку они были потрачены на проектно-изыскательские работы и оформление документации по предполагаемому строительству. Денежные средства были потрачены в исполнение распоряжения Правительства Москвы № №.
Представитель ответчика Правительства Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыва на иск не представил.
Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что Межрайонный молодежный жилищно-строительный кооператив Северного административного округа г. Москвы (ММ ЖСК САО г. Москвы) был создан в 2004 г. по инициативе муниципальных образований Северного административного округа г. Москвы во исполнение федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в соответствии с Московской программой «Молодой семье — доступное жилье», утвержденной Постановлением Правительства г. Москвы от 01 октября 2002 г № 805-ПП «О Московской программе «Молодой семье — доступное жилье» на 2003-2005 годы и от 12 февраля 2002 г. № 118-ПП «О первоочередных мерах по обеспечению прав молодых семей на жилище» для работы с молодыми семьями — участниками Московской программы «Молодой семье — доступное жилье» 2-й и 3-ей групп учета по улучшению их жилищных условий (п. 1.1. Устава ММ ЖСК САО). Паспортом программы «Молодой семье — доступное жилье», утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 01.10.2002 г. № 805-ПП «О Московской программе «Молодой семье — доступное жилье» на 2003-2005 годы» было определено понятие «молодая семья» как постоянно проживающая в г. Москве семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста. В соответствии с вышеуказанным паспортам программы участниками программы признавались молодые семьи выразившие желание принять участие в программе и заключившие соответствующий договор на предлагаемых условиях. Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства Москвы от 01.10.2002 г. № 805-ПП молодые семьи 2-й и 3-й групп учета не являлись очередниками на улучшение жилищных условий за счет города Москвы и в рамках программы улучшение жилищных условий указанным группам молодых семей предполагалось за счет их собственных средств.
В соответствии со способами и условиями участия в Программе без использования жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств, установленным Постановления Правительства Москвы от 01.10.2002 г. № 805-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 10.02.2004 г. № 79-ПП) участник программы «Молодой семье — доступное жилье» мог приобрести жилое помещение с помощью жилищных и жилищно- строительных кооперативов, действующих в рамках данной Программы в соответствии с заключенными с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы соглашениями, а также предоставления льготы для молодых семей. Для этого необходимо накопить не менее 50% от стоимости приобретаемого жилья. Объем, сроки и график накоплений устанавливаются договором индивидуально. После накопления 50% от стоимости квартиры Участнику предоставляется квартира для проживания. Оставшуюся половину стоимости квартиры Участник ежемесячно оплачивает равными долями в течение нескольких лет без процентов, но с оплатой ежемесячных членских взносов, размер которых устанавливается договором. Участник становится собственником квартиры при полном погашении задолженности по стоимости квартиры. Жилое помещение кооператива, занимаемое Участником, до полного погашения задолженности подлежит обязательному страхованию.
В соответствии с вышеуказанными условиями реализации Московской городской программы «Молодой семье — доступное жилье» между 1-м Ответчиком, Префектурой ОАО г. Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ДЖПиЖФ г. Москвы) был заключен трехсторонний договор, согласно которому кандидатуры членов ММ ЖСК САО проходили согласование ДЖП и ЖФ г. Москвы на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к участникам Московской городской программы «Молодой семье- доступное жилье». С момента приема в члены кооператива и заключения с кооперативом (в данном случае 1-м Ответчиком) договора молодая семья, являвшаяся пайщиком кооператива в соответствии с паспортом программы «Молодой семье — доступное жилье» утвержденного № от 01.10.2002 г. приобретала статус участника программы
01 10.2002 г. № 805-ПП договор (соглашение) между 1-м Ответчиком и ДЖПиЖФ было заключено, предусмотренный паспортом программы «Молодой семье — доступное жилье» договор между Истцами и 1-м Ответчиком был также заключен. На момент вступления в М ЖСК САО г. Москвы Истцы соответствовали критерию «молодая семья», установленному нормативными правовыми актами города Москвы.Вышеизложенное убедительно доказывает, что Истцы являются участниками государственной программы города Москвы «Молодой семье — доступное жилье», поскольку и Истцами и 1-м Ответчиком выполнены все необходимые и достаточные условия для признания Истцов участниками вышеуказанной государственной программы. Распоряжением Правительства Москвы № 1600-РП «О проектировании жилых домов по адресам: Керамический проезд, вл. 77/1 и Дубнинская ул. вл. 46/1 (Северный административный округ) на 1-го Ответчика были возложены функции инвестора по изготовлению градостроительной документации по вышеуказанным адресам за счет средств пайщиков, включая подготовку градостроительного обоснования и акта разрешенного использования земельного участка. Обоснование на размещение жилых домов по адресам: <адрес> (далее по тексту «градообоснование») за счет средств Истца разрабатывали ГУП ГлавАПУ, ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы, НИиПИ экологии орода. В резервировании земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ по адресу: <адрес> Департаментом земельных ресурсов письмом от 21 сентября 2006 года № РД1-1790/5-0(2)-2 1-му ответчику было отказано, с мотивировкой, что для разработки градостроительной документации резервирования земельного участка не требуется. Согласно заключению НииПИ экологии города участки проектируемого строительства жилых домов по адресам: <адрес> не входили в границы объектов природного комплекса города Москвы. Проектируемое строительство соответствовало экологическим требованиям по обеспеченности жителей придомовой и озелененной территориями, строительство не должно было привести к сверхнормативному воздействию на состояние атмосферного воздуха. Однако, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДПиООС) в заключении № 06-14-11038/6 от 20.11.2006 г. отказал в согласовании подготовленных материалов градообоснования с указанием на то, что заявленные материалы градостроительного обоснования размещения жилых домов по адресу: <адрес> не соответствуют экологическим требованиям в части защиты зеленых насаждений. Распоряжением Правительства Москвы от 12.02.2007 г. № 219-РП сроки проектирования были продлены до 30 декабря 2007 г. В связи с отрицательным заключением ДПиООС за счет 1-го Ответчика была подготовлена новая градостроительная документация, предусматривающая сокращение количества проектируемых домов с двух семнадцатиэтажных четырехсекционных домов о одного девятнадцатиэтажного трехсекционного дома. Однако откорректированная градостроительная документация заключением ДПиООС от 19 сентября 2007 г. за № 06-28- 10030/7 была отклонена от согласования в связи с непригодностью земельного участка по адресу: <адрес> для застройки. Несмотря на то, что Московская программа «Молодой семье — доступное жилье» в соответствии с п. 2.2.3. Приложения № 4 и п. 2.2.4. Приложения № 5 к Постановлению Правительства г. Москвы от 19.06.2007 г. № 468-ПП являлась социальной жилищной программой, и реализуемый Истцом инвестиционный проект являлся социальным жилищным проектом, который в силу п. 2 Постановления Правительства Москвы от 21.08.2007 г. № 714-ПП не мог быть включен в список объектов «точечной» застройки, запрещенных к возведению, материалы по реализуемому Истцом инвестиционному проекту были переданы в Межведомственную комиссию по вопросам «точечной» застройки. Решением МВК от 27 сентября 2007 г., оформленного протоколом № 5, пп. 12-13 46/1 было признано «точечной» застройкой, запрещенной к возведению. Распоряжением Правительства Москвы от 19 августа 2009 года № 1827-РП было признано утратившим силу Распоряжение Правительства Москвы от 19 августа 2005 г. N9 1600-РП «О проектировании жилых домов по адресам: <адрес>». Пунктами 2 и 3 Распоряжения Правительства Москвы № 1827-РП от 19.08.2009 г. было предусмотрено представление 1-м Ответчиком необходимых документов для подготовки заключения по порядку и условиям возмещения затрат 1-го Ответчика понесенных к ходе реализации инвестиционного проекта. Все указанные действия 1-м Ответчиком были выполнены. Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства г. Москвы не принял к подтверждению затраты 1-го Ответчика в составе обоснованных фактических затрат, с мотивировкой, что в соответствии с п. 16 ст. 1 ст. 48 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ осуществлять проектирование и строительство объектов может только лицо, обладающее правами на земельный участок. Таким образом, суд приходит к выводу о невозможности строительства жилого комплекса, а потому денежные средства, полученные в качестве оплаты на строительство подлежат возврату в полном объеме. Довод представителя ММ ЖСК САО, что ответчики должны нести субсидиарную ответственность не основан на законе, поскольку истцы с Правительством г.Москвы или иными структурами г.Москвы никаких договоров, связанных со строительством жилья не заключали, в связи с чем суд не находит оснований для взыскания с Правительства г.Москвы денежных средств в счет возмещения паевого взноса. Более того, Устав ММ ЖСК САО п.п. 5.1.6., 5.1.7. не предусматривает использование денежных средств пайщиков на цели не связанные непосредственно на инвестирование в строительство. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :Исковые требования Буяновой Евгении Федоровны и Лизунова Алексея Николаевича к Межрайонному молодежному жилищно-строительному кооперативу САО г.Москвы и Правительству г.Москвы о взыскании убытков и расходов по госпошлине удовлетворить частично.Взыскать с Межрайонного молодежного жилищно-строительного кооператива САО г.Москвы в пользу Буяновой Евгении Федоровны и Лизунова Алексея Николаевича возврат денежных средств в размере <данные изъяты>., а также госпошлину в размере <данные изъяты>.
В требованиях к Правительству г.Москвы истцам отказать.
Решение в кассационном порядке может быть обжаловано в течение десяти дней в Московский городской суд г. Москвы через Коптевский районный суд.
Судья: Ю.А.Чугаев.