Решение суда о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-1296 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой М.П.

при секретаре Елпановой Ю.А.

с участием истца Чернушевич С.П.

представителя истца Чернушевич М.В.

представителя ответчика Гуровой М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Чернушевич С.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Копейске Челябинской области об отмене протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и решения об отказе в установлении пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Чернушевич С.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Копейске Челябинской области, просит отменить протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА и решение начальника УПФР в г. Копейске об отказе в установлении пенсии НОМЕР от ДАТА, включить в специальный стаж периоды работы: с ДАТА – в должности инструктора производственного обучения в Щербаковской средней школе Кустанайского РОНО Республики Казахстан, с ДАТА – в должности учителя трудового обучения в Щербаковской средней школе Убагайского РОНО Республики Казахстан, с ДАТА – в должности мастера производственного обучения в Рудненском профессиональном лицее НОМЕР Управления образования АДРЕС Республики Казахстан; также просит обязать ответчика назначить ему с ДАТА досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как имеющему 25 лет педагогического стажа.

В судебном заседании Чернушевич С.П. поддержал свои исковые требования.

Представитель ответчика – ГУ УПФР в городе Копейске Гурова М.Л., действующая по доверенности л.д.75), в судебном заседании исковые требования Чернушевич С.П. не признала, просит в иске отказать.

Заслушав пояснения истца Чернушевич С.П., его представителя Чернушевич М.В., представителя ответчика Гуровой М.Л., показания свидетеля С., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Чернушевич С.П. по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста 55 лет для женщин и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих должностей и учреждений.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с пунктом 3 Правил от 29 октября 2002 года работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименования учреждений» Списка.

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность мастер производственного обучения.

Пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» Списка предусмотрено Общеобразовательное учреждение: школы всех наименований.

Статья 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это означает, что с 01 января 2002 года правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей пользуются лица, которые до указанной даты пользовались правом на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

До 01 января 2002 года право на пенсию за выслугу лет определялось в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, который применялся за периоды работы до 01 ноября 1999 года и Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. В школах и других учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 в редакции постановления Правительства РФ от 01 февраля 2001 года №79) применимыми за период после 01 ноября 1999 года.

В соответствии со Списком №463 от 06 сентября 1991 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) в должностях, предусмотренных Списком независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Это правило распространяется на периоды работы, имеющие место до 31 июля 1992 года. После введения в действие Закона РФ «Об образовании», статьей 12 которого предусмотрено, что учреждения образования являются юридическими лицами, периоды в структурном подразделения в стаж, дающий право на досрочную пенсию, не засчитываются.

Судом установлено, что Чернушевич С.П. ДАТА рождения, обратился ДАТА в ГУ-УПФР в городе Копейске с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как имеющему 25 лет педагогического стажа л.д.31,32).

Комиссия ГУ УПФР в городе Копейске по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан приняла решение (протокол НОМЕР от ДАТА, решение НОМЕР от ДАТА) об отказе Чернушевич С.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, указав в протоколе, что на момент обращения страховой стаж Чернушевич С.П. составляет 31 год 10 месяцев, стаж педагогической деятельности с учетом постановления от ДАТА НОМЕР составляет 8 лет 6 месяцев 9 дней л.д.20, 21-25).

Согласно трудовым книжкам от ДАТА и ДАТА л.д.7-19) Чернушевич С.П. осуществлял педагогическую деятельность.

В стаж педагогической деятельности Чернушевич С.П. УПФР включило периоды работы по Постановлению от 06 сентября 1991 года №463 с ДАТА – в должности мастера производственного обучения в Кустанайском СГПТУ – 51 Республики Казахстан, с ДАТА – в должности учителя трудового обучения в Щербаковской средней школе, с ДАТА – в должности заместителя директора по трудовому обучению в школе – интернате НОМЕР г. Рудный Республики Казахстан, с ДАТА – в должности мастера производственного обучения в Рудненской профессионально – технической школе Республики Казахстан, всего 8 лет 6 месяцев 9 дней.

В стаж педагогической деятельности Чернушевич С.П. УПФР не включило следующие периоды работы:

- с ДАТА – в должности инструктора производственного обучения в Щербаковской средней школе Кустанайского РОНО Республики Казахстан;

- с ДАТА – в должности учителя трудового обучения в Щербаковской средней школе Убагайского РОНО Республики Казахстан;

- с ДАТА – в должности мастера производственного обучения в Рудненском профессиональном лицее НОМЕР Управления образования Костанайской области Республики Казахстан.

В решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответчик сослался на то, что период работы с ДАТА не может быть зачтен в стаж педагогической деятельности в связи с отсутствием статуса юридического лица у Щербаковской средней школы Убагайского района Республики Казахстан.

Согласно справке от ДАТА НОМЕР Щербаковская средняя школа имеет статус юридического лица на основании устава Государственное учреждение «Щербаковская средняя школа имени Мариам Хакимжановой отдела образования акимата Алтынсаринского района» Свидетельство НОМЕР; дата первичной регисрации ДАТА ДАТА произведена государственная перерегистрация юридического лица л.д.36 оборот).

В материалах дела имеются копии Положения «Щербаковская средняя школа», Свидетельства о государственной регистрации юридического лица «Щербаковская средняя школа», приказа НОМЕР от ДАТА о государственной регистрации учреждения Щербаковская средняя школа л.д.78-90).

Согласно правовой позиции Конституционного суда, изложенной в определении от 06 декабря 2001 года № 310-0, по смыслу ст.5, 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» во взаимосвязи с его другими положениями, право на досрочное получение пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Судом установлено, что Чернушевич С.П. работал учителем трудового обучения в Щербаковской средней школе с ДАТА Период с ДАТА года включен в стаж педагогической деятельности. В спорный период работы (с ДАТА года) Чернушевич С.П. занимался педагогической деятельностью, работал учителем трудового обучения в Щербаковской средней школе, должностные обязанности не менялись, его вины нет в том, что школа не имела статуса юридического лица.

Таким образом, следует включить в педагогический стаж Чернушевич С.П. период работы с ДАТА (4 года 24 дня).

Также следует включить в специальный стаж Чернушевич С.П. период работы в Щербаковской средней школе в должности инструктора производственного обучения с ДАТА (2 года 11 месяцев 28 дней), поскольку в данный период Чернушевич С.П. занимался педагогической деятельностью (нал.д.34 – копия архивной справки от ДАТА НОМЕР).

Из показаний свидетеля С., следует, что она обучалась в Щербаковской средней школе с 1973 года по 1983 год. Черушевич С.П. преподавал в Щербаковской школе производственное обучение – управление тракторами. Это производственное обучение было обязательным и входило в школьную программу. В начальных классах в школе были учителя по труду, а в старших классах – инструктор производственного обучения. Преподаватель – инструктор производственного обучения был один в школе.

Таким образом, доводы ответчика о том, что наименование должности (инструктор производственного обучения) не предусмотрено Списком от ДАТА НОМЕР, не могут являться основанием к отказу Чернушевич С.П. о включении спорного периода работы в педагогический стаж.

Не включая в педагогический стаж Чернушевич С.П. периоды работы с ДАТА в должности мастера производственного обучения и с ДАТА в должности старшего мастера в профессионально-технической школе НОМЕР (после переименования - Государственном учреждении «профессиональный лицей НОМЕР Департамента образования акимата Костанайской области), в протоколе комиссия ГУ – УПФР в г. Копейске указала, что наименование учреждения не предусмотрено Списком от ДАТА НОМЕР, кроме того, не выполнено требование пункта 4 Правил НОМЕР.

В соответствии с пунктом 4 Правил НОМЕР от ДАТА периоды выполняющейся до ДАТА работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДАТА – при условии (выполнения суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад.

Суду представлена справка директора ГУ «Профессиональный лицей НОМЕР управления образования акимата АДРЕС» от ДАТА НОМЕР л.д.116), из которой следует, что Чернушевич С.П. действительно работал в период с ДАТА мастером производственного обучения в ГУ «Профессиональный лицей НОМЕР»; на основании Закона РК от ДАТА «Об образовании», Постановления Правительства РК от 27 августа 1999 года норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю (720 часов в год); Чернушевич С.П. норму учебной (педагогической) нагрузки выполнял; на основании табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей по заработной плате за периоды с 1999 года по 2002 год, Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан 2.05.027-2002; «Начальное профессиональное образование» его учебная (педагогическая) нагрузка составила 1080 часов.

Согласно справке НОМЕР от ДАТА л.д.117), Чернушевич С.П. действительно работал в период с ДАТА старшим мастером в ГУ «Профессиональный лицей НОМЕР управления образования акимата Костанайской области», в соответствии с Законом РК от 07 июня 1998 года «Об образовании», Постановлением Правительства РК от 27 августа 1999 года норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю (720 часов в год); Чернушевич С.П. норму учебной (педагогической) нагрузки выполнял; на основании табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей по заработной плате за периоды с 2002 года по 2009 год его учебная (педагогическая) нагрузка составила 720 часов.

Также представлена уточняющая справка НОМЕР от ДАТА года директора ГУ «Профессиональный лицей НОМЕР управления образования акимата Костанайской области» л.д.118-119).

В материалах дела имеется справка НОМЕР от ДАТА о переименовании СПТУ-5 (среднее профессиональное училище-5) в ПТШ-5 (профессионально-техническую школу-5), затем в государственное учреждение «Профессиональный лицей НОМЕР Департамента образования Костнайской области» и в государственное учреждение Профессиональный лицей НОМЕР Управления образования акимата Костанайской области» л.д.35-оборот). Из приказа Департамента образования Кустанайской области от ДАТА НОМЕР следует, что при переименовании учреждения сохранен профиль подготовки квалифицированных рабочих л.д.62).

Нал.д.63-64 – копия постановления акимата Костанайской области от ДАТА НОМЕР о переименовании ГУ «Рудненская профессиональная школа Департамента образования Костанайской области» в государственное учреждение «профессиональный лицей НОМЕР Департамента образования Костанайской области».

Суду представлены должностные обязанности мастера производственного обучения и старшего мастера производственного обучения л.д.49, 61).

Таким образом, период работы Чернушевич С.П. с ДАТА (9 лет 5 месяцев 11 дней) также подлежит включению в педагогический стаж.

При таких обстоятельствах, педагогический стаж работы Чернушевич С.П., дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, составил 25 лет 12 дней (8 лет 6 месяцев 9 дней - по решению УПФР + 16 лет 6 месяцев 3 дня – с учетом исковых требований); нал.д. 28 - расчет.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях, не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что заявление с документами подано Чернушевич С.П. ДАТА следовательно, право на пенсию у него возникло с ДАТА

Таким образом, протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Копейске Челябинской области НОМЕР от ДАТА и решение начальника УПФР в АДРЕС об отказе в установлении пенсии НОМЕР от ДАТА следует отменить и обязать ГУ – УПФР в городе Копейске назначить Чернушевич С.П. досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чернушевич С.П. удовлетворить.

Отменить решение начальника УПФР в АДРЕС НОМЕР НОМЕР от ДАТА об отказе Чернушевич С.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Копейске Челябинской области № 128 от 09 марта 2010 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ г. Копейска Челябинской области включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Чернушевич С.П. периоды работы с ДАТА, с ДАТА, ДАТА.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области назначить Чернушевич С.П. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 27 января 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий: подпись Журавлёва М.П.

.

.

.