Решение суда о признании незаконным отказа администрации в провдении публичных слушаний



Дело №2-1390/10 Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2010 года

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Михалина В.П.,

при секретаре Эмих О.Н.,

с участием представителей истца Букреева А.В.,

Воробьева А.В.,

представителя ответчика Кусмауль Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булимова ФИО7 к Администрации Копейского городского округа о признании незаконным отказа в назначении публичных слушаний, обязании администрации Копейского городского округа внести изменения в утвержденный Генеральный план и Правила землепользования и застройки как не соответствующих нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, нарушающих права и интересы истца, в части земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Булимов В.В. обратился в суд с иском к Администрации Копейского городского округа (далее Администрации КГО) о признании незаконным отказа в назначении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования земельных участков «личное подсобное хозяйство» на «дачное строительство» общей площадью 63,7 га, находящихся по адресу: Челябинская область, город Копейск по направлению на юг от ориентира центр п. Заозерный, расположенных за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, г. Копейск, принадлежащих ему на праве собственности, обязании назначить публичные слушания по вопросу изменения разрешенного вида использования земельных участков «личное подсобное хозяйство» на «дачное строительство».

В дополнении к иску Булимов В.В. просит об обязании Администрации КГО внести изменения в утвержденный Генеральный план и Правила землепользования и застройки как не соответствующих нормам Земельного и Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушающих права и законные интересы истца в части земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, отнесенных Генеральным планом к рекреационной зоне, как не соответствующих Градостроительному и Земельному кодексам РФ, с установлением зоны сельскохозяйственного использования для ведения дачного хозяйства с целью восстановления прав и законных интересов истца, в соответствии с ранее поданным в Администрацию КГО Челябинской области заявлением собственника земельных участков от 04 августа 2009 года л.д. 121-122).

В обоснование исковых требований истец Булимов В.В. указал, что он является собственником земельных участков, находящихся по адресу: Челябинская область, город Копейск по направлению на юг от ориентира центр п. Заозерный, расположенных за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, г. Копейск, общей площадью 63,7 га. 28 мая 2009 года было учреждено дачное некоммерческое товарищество «Заозерный» на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. 04 августа 2009 года в Администрацию КГО было направлено письмо по вопросу разрешения организации дачного товарищества на вышеуказанных землях. 04 сентября 2009 года за № 2134 им был получен ответ, в котором сообщалось, что в соответствии с Генеральным планом земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности, расположены в рекреационной зоне и разрешить строительство дачного поселка не представляется возможным. Данным ответом Администрация КГО преднамеренно ввела его в заблуждение, так как 04 августа 2009 года постановлением главы КГО Челябинской области № 138 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Копейского городского округа» была создана комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки, которая должна учитывать предложения заинтересованных лиц и собственников земельных участков. На его запрос Федеральная служба государственной регистрации сообщила, что никаких решений о переводе земельных участков и смене категории земель не принималось. В соответствии с решением Собрания депутатов КГО Челябинской области № 284-МО от 28 декабря 2009 года публичные слушания по вопросу утверждения Правил землепользования и застройки КГО состоялись в период с 15 октября 2009 года по 16 декабря 2009 года. Его заявление от 04 августа 2009 года по вопросу разрешения организации дачного товарищества, поданное до проведения публичных слушаний было проигнорировано администрацией КГО. 04 марта 2010 года в Администрацию КГО им было подано заявление с просьбой о назначении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования, принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков, с «личное подсобное хозяйство» на «дачное строительство». Письмом от 15 марта 2010 года № 404 заместитель главы администрации КГО Уткин Б.П. сообщил, что 28 декабря 2009 года Собрание депутатов Копейского городского округа утвердило Правила землепользования и застройки и Генеральный план КГО, согласно которым земельные участки, принадлежащие ему - Булимову В.В. на праве собственности отнесены к зоне рекреационного назначения – «зона объектов отдыха и туризма». По этой причине испрашиваемый им разрешенный вид использования не может быть ему предоставлен. Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Считает, что своим отказом в изменении вида использования земельного участка Администрация КГО нарушает его законные права и интересы, вынуждает его использовать принадлежащие ему на праве собственности земельные участки по назначению, которое выбрано без его участия, несмотря на то, что в ст. 31 ГрК РФ предусмотрено, что «подготовка проекта Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц». Согласно ст. 18 ГрК РФ Генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований. Статья ст. 24 ГрК РФ предусматривает, что заинтересованные лица вправе предоставить свои предложения по проекту генерального плана и вправе обращаться к главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в Генеральный план.

Истец Булимов В.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители истца по доверенности Букреев А.В., Воробьев А.В. исковые требования поддержали в полном объеме л.д. 10).

Представитель ответчика Администрации КГО по доверенности Кусмауль Н.Н. исковые требования не признала в полном объеме, в иске Булимову В.В. просила отказать.

Заслушав представителей истца Букреева А.В., Воробьева А.В., представителя ответчика Кусмауль Н.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным Кодексом РФ.

Статьей 7 Земельного Кодекса предусмотрено деление земель на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

В каждой категории земель предусмотрены конкретные виды разрешенного использования земельных участков (например, земли населенных пунктов предоставляются: под индивидуальное жилищное строительство, под строительство и эксплуатацию объектов недвижимости, под огородничество, и т.д.; земли сельскохозяйственного назначения предоставляются: под сельскохозяйственное производство, под крестьянско-фермерское хозяйство, под личное подсобное хозяйство без права строительства (полевой земельный участок) и т.д.).

В соответствии с нормами ЗК РФ использование земельного участка не по целевому назначению является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п.п.1 п.2 ст.45 Земельного Кодекса РФ) и права безвозмездного срочного пользования земельным участком (п.1 ст. 47 Земельного Кодекса). Согласно ст.ст. 284, 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предоставлен ему с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» либо «индивидуального жилищного строительства» и не используется для соответствующей цели в течение 3-х лет, если более длительный срок не установлен законом, а также в иных случаях использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением независимо от срока пользования.

Изменение установленного в государственном земельном кадастре вида разрешенного использования земельного участка возможно только с соблюдением установленной процедуры, включая процедуру организации и проведения публичных слушаний.

Любое изменение вида разрешенного использования при предоставлении участка в собственность без соблюдения необходимых процедур незаконно.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст. 1 ГрК РФ).

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки определен в ст. 31 ГрК РФ.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения или городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта Правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа) порядка и сроков проведения работ поселения или городского округа) порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (п. 5 ст. 31 ГрК РФ).

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки.

Глава администрации не позднее десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование в порядке установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта) в сети Интернет. Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению

Судом установлено, что 01 октября 2009 года главой КГО принято постановление № 174 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Копейского городского округа». Данное постановление главы КГО от 01 октября 2009 года № 174 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Копейского городского округа» опубликовано в газете «Копейский рабочий № 159 (16677) за 02 октября 2009 года л.д. 116-119).

В сообщении о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; иные вопросы организации работ л.д. 109 – 114).

08 октября 2009 года письмом № 2397 проект Правил землепользования и застройки направлен главе Копейского городского округа для принятия решения о проведении публичных слушаний л.д. 107).

В соответствии с ч. 11, 12 ст. 31 ГрК РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса. Продолжительность публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Судом установлено, что Решением Собрания депутатов КГО Челябинской области от 27 мая 2009 года № 211-МО утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Копейского городского округа, вступивший в законную силу с момента публикации в газете «Копейский рабочий».

Решение «О порядке назначения и проведения публичных слушаний на территории Копейского городского округа» (далее - решение, порядок) устанавливает в соответствии Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Копейский городской округ» порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Копейского городского округа (далее - городской округ, город).

Под публичными слушаниями в указанном решении понимается обсуждение проектов правовых актов органов местного самоуправления Копейского городского округа (далее - органы местного самоуправления) по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения городского округа, Собрания депутатов Копейского городского округа (далее - Собрание депутатов) или главы Копейского городского округа (далее - глава городского округа).

Согласно подпункту 5 пункта 5 Решения на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Пунктом 11 Решения предусмотрено, что публичные слушания, организуемые по инициативе населения и Собрания депутатов городского округа, назначаются Собранием депутатов в соответствии с регламентом Собрания депутатов и настоящим решением.

Публичные слушания по инициативе главы городского округа назначаются главой городского округа.

Согласно п. 12 Решения инициатива населения о проведении публичных слушаний может исходить от инициативной группы жителей муниципального образования численностью не менее 100 человек.

Инициативная группа жителей городского округа направляет ходатайство о проведении публичных слушаний в Собрание депутатов. В ходатайстве указывается: проект правового акта органа местного самоуправления, выносимого на публичные слушания; обоснование необходимости проведения публичных слушаний; предлагаемая форма проведения публичных слушаний; предлагаемые сроки проведения публичных слушаний; фамилия, имя, отчество, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, дата рождения, адрес места жительства каждого члена инициативной группы.

Ходатайство о назначении публичных слушаний подписывается всеми членами инициативной группы.

Ходатайство о назначении публичных слушаний рассматривается председателем Собрания депутатов в месячный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения ходатайства председатель Собрания депутатов информирует инициативную группу.

Мотивированное решение об отклонении ходатайства о назначении публичных слушаний может быть вынесено в случае, если: проект правового акта, выносимый на публичные слушаний, разработан и представлен в органы местного самоуправления не в соответствии с регламентом работы этих органов; не соблюден порядок выдвижения инициативы, предусмотренный настоящим решением.

Решение о назначении публичных слушаний по проектам правовых актов, указанным в п.п. 1 - 4 настоящего решения, принимается Собранием депутатов.

Решение о назначении публичных слушаний по проектам правовых актов, указанным в п.п. 5 п. 5 настоящего решения, принимается главой городского округа.

В соответствии с требованиями ст. 31 ГрК РФ, порядком организации и проведения публичных слушаний на территории КГО, утвержденного решением Собрания депутатов КГО от 27 мая 2009 года, издано постановление от 12 октября 2009 года № 176 «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проекта землепользования и застройки Копейского городского округа» л.д. 102).

Указанное постановление главы КГО опубликовано в газете «Копейский рабочий» ДАТА л.д. 104).

По результатам проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки КГО 17 декабря 2009 года утвержден протокол л.д. 105).

Заключение по результатам проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки опубликовано в газете «Копейский рабочий № 205 (16712) от 18 декабря 2009 года л.д. 106).

В силу ч. 16. ст. 31 ГрК РФ глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Постановлением главы КГО от 22 декабря 2009 года № 221 проект Правил землепользования и застройки КГО направлен на утверждение Собранию депутатов КГО. Указанное постановление опубликовано в газете «Копейский рабочий» 23 декабря 2009 года л.д. 99 – 100).

Решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 28 декабря 2009 года № 284-МО утверждены Правила землепользования и застройки Копейского городского округа, которые опубликованы в газете «Копейский рабочий» 29 декабря 2009 года и на официальном Интернет-сайте администрации КГО л.д. 116-119).

Судом установлено, что Правила землепользования и застройки Копейского городского округа разработаны и приняты в соответствии с действующим градостроительным законодательством.

Установлено, что заявление собственника земельных участков Булимова В.В. в администрацию КГО от 04 августа 2009 года по вопросу организации и строительства дачного товарищества, обращение Булимова В.В. в администрацию КГО от 04 марта 2010 года о назначении публичных слушаний по вопросу разрешенного вида использования земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, разработаны и представлены в органы местного самоуправления не в соответствии с регламентом работы этих органов, Булимовым В.В. не соблюден порядок выдвижения инициативы, предусмотренный Решением Собрания депутатов КГО от 27 мая 2009 года № 211-МО «О порядке организации и проведения публичных слушаний на территории Копейского городского округа».

Булимов В.В. имел возможность участвовать в публичных слушаниях по вопросу утверждения проекта Правил землепользования и застройки Копейского городского округа, проводимых в октябре – декабре 2009 года.

Истец не представил доказательств того, что определенный Решением Собрания депутатов КГО 28 декабря 2009 года вид разрешенного использования земельных участков является неправомерным, не обосновал вид разрешенного использования земельных участков, на котором он настаивает. Не указал какие его законные права и интересы нарушены, какие препятствия к осуществлению его прав и свобод созданы органами местного самоуправления и должностными лицами Копейского городского округа.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требованиях Булимову В.В. следует отказать.

Отказ в удовлетворении исковых требований не лишает истца Булимова В.В. возможности участвовать в создании и работе инициативной группе жителей, общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования в подготовке и проведении публичных слушаний на территории городского округа по вопросам, затрагивающим его интересы как это предусмотрено Порядком организации и проведения публичных слушаний на территории КГО, принятому Собранием депутатов КГО от 27 мая 2009 года № 211-МО.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Булимова в.в. к Администрации Копейского городского округа о признании незаконным отказа в назначении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности и обязании назначить публичные слушания по вопросу изменения разрешенного вида использования земельных участков на «дачное строительство»; обязании администрации Копейского городского округа КГО внести изменения в утвержденный Генеральный план и Правила землепользования и застройки как не соответствующих нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, нарушающих права и интересы истца, в части земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, отнесенных Генеральным планом к рекреационной зоне, с установлением зоны сельскохозяйственного использования для ведения дачного хозяйства с целью восстановления прав и законных интересов истца, в соответствии с ранее поданным заявлением собственника земельных участков от 04 августа 2009 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий: подпись Михалин В.П.

.

.

.