Решение суда о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-2273/10 .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА года

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Ксензовой О.В.,

при секретаре Лушниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ледяевой Е.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Истица Ледяева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области, далее ГУ УПФР в г. Копейске Челябинской области, с исковым заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.1.20 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как имеющая 30 лет лечебной деятельности. Просит отменить Протокол комиссии №359 от 18.06.2010 года и решение № 12510 от 18.06.2010 года, обязать ГУ УПФР в г. Копейске Челябинской области включить в специальный стаж периоды: с 13.09.1996 года по 10.06.2010 года-применить льготное исчисление за работу в сельской местности как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 6.06.1994 года по 17.06.1994 года, 23.03.1998 года по 10.04.1998 года, 30.08.2004 года по 17.09.2004 года, 24.08.2009 года по 10.09.2009 года-периоды прохождения курсов повышения квалификации, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 10.06.2010 года.

В ходе судебного разбирательства истица Ледяева Е.В. исковые требования дополнила, просит включить в специальный стаж периоды: с 13.09.1996 года по 18.11.2004 года-применить льготное исчисление за работу в сельской местности как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 6.06.1994 года по 17.06.1994 года, 23.03.1998 года по 10.04.1998 года, 30.08.2004 года по 17.09.2004 года, 24.08.2009 года по 10.09.2009 года-периоды прохождения курсов повышения квалификации, с 11.12.1990 года по 31.12.1991 года-период нахождения по уходу за ребенком до 3-х лет.

Ледяева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Копейске Челябинской области Лыжина Н.В. исковые требования не признала.

Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Ледяева Е.В. ДАТА года рождения, 10.06.2010 года л.д.11) обратилась в ГУ УПФР в городе Копейске Челябинской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. На момент обращения страховой стаж Ледяевой Е.В. составляет 26 лет 2 месяца 12 дней, стаж лечебной деятельности с учетом постановления Конституционного суда № 2-П составляет 27 лет 1 месяц 11 дней, стаж лечебной деятельности с учетом постановления от 29.10.2002 № 781 составляет 14 лет 4 месяца 17 дней.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Копейске Челябинской области № 359 от 18.06.2010 года, решением №12510 от 18.06.2010 года Ледяевой Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано.

Не включены в специальный стаж следующие периоды:

-курсы усовершенствования в периоды:

с 6.06.1994 года по 17.06.1994 года, 23.03.1998 года по 10.04.1998 года, 30.08.2004 года по 17.09.2004 года, 24.08.2009 года по 10.09.2009 года;

-период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет:

с 11.12.1990 года по 31.12.1991 года;

-период нахождения в отпусках без сохранения заработной платы:

с 3.08.1992 года по 8.08.1992 года, 7.07.1995 года по 21.07.1995 года;

-донорские дни:

с 7.05.2002 года по 8.05.2002 года, 22.08.2002 года по 23.08.2002 года, 25.11.2002 года по 26.11.2002 года;

-к периоду с 13.09.1996 года по 10.06.2010 года не применен льготный порядок исчисления стажа за работу в сельской местности 1 год работы как за 1 год 3 месяца.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста 55 лет для женщин и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного его статьей 7 возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении периодов работы дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002года № 516.

В постановлении Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 г. № 11-П указал, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Судом установлено, что Ледяева Е.В. находилась на курсах повышения квалификации в периоды: С 06.06.1994 года по 17.06.1994 года (12 дней); с 23.03.1998 года по 10.04.1998 года (18 дней); с 30.08.2004 года по 17.09.2004 года (18 дней); 24.08.2009 года по 10.09.2009 года (17 дней). Эти периоды не включены в специальный стаж, истицей оспариваются.

Нал.д.30 имеется справка от 8.06.2010 года МЛПУЗ «Городской больницы НОМЕР КГО», из которой следует, что Ледяева Е.В. находилась на курсах усовершенствования в периоды:

С 06.06.1994 года по 17.06.1994 года (Приказ №49 от 10.03.1994 года); с 23.03.1998 года по 10.04.1998 года (Приказ №23 от 23.03.1998 года); с 30.08.2004 года по 17.09.2004 года (Приказ №62 от 2.08.2004 года); 24.08.2009 года по 10.09.2009 года (Приказ №80Л/1 от 21.08.2009 года).

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, поэтому суд считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации-усовершенствования: с 06.06.1994 года по 17.06.1994 года (12 дней); с 23.03.1998 года по 10.04.1998 года (18 дней); с 30.08.2004 года по 17.09.2004 года (18 дней); 24.08.2009 года по 10.09.2009 года (17 дней), следует включить в специальный стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих должностей и учреждений.

Согласно пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила от 29. 10.2002 №781).

В силу Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и три месяца.

Ранее аналогичное положение было указано в постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий, должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.

В подсчет специального стажа без льготного исчисления сельской местности включены периоды работы с 13.09.1996 года по 18.11.2004 года - лечебная деятельность в должности медицинской сестры в МЛПУЗ «Городской больницы НОМЕР г. Копейска».

Суд пришел к выводу, что следует исходить не только из статуса учреждения здравоохранения, который когда-то был присвоен населенному пункту, но и из территории, на которой расположено учреждение в период работы заявителя. Рабочий поселок Старокамышинск относится к категории рабочих поселков согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении населенным пунктам наименования р.п. Старокамышинск от 10.11.1984 года и решения облиспокома от 4.12.1984 года №479.

Нал.д.31 имеется справка от 21.05.2010 года о том, что МЛПУЗ «Городской больницы НОМЕР г. Копейска» расположена на территории поселка Старокамышинска Копейксого городского округа Челябинской области.

На основании изложенного выше, суд пришел к выводу, что периоды работы: с ДАТА года по ДАТА года, следует включить в стаж работы Ледяевой Е.В. в льготном исчислении.

Судом установлено, что Ледяева Е.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 11.12.1990 года по 31.12.1991 года.

Нал.д. 30 имеется справка от 8 июня 2010 года МЛПУЗ «Городской больницы НОМЕР КГО», из которой следует, что Ледяева Е.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком в периоды:

с 11.12.1990 года по 31.12.1991 года (Приказ № 175 от 13.12.1990 года), что составляет 1 год 21 день.

Нал.д. 37 имеется свидетельство о рождении Л.И.Г., родившегося ДАТА года.

Суд считает, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что период отпуска Ледяевой Е.В. по уходу за ребенком с 11.12.1990 года по 31.12.1991 года следует включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, специальный стаж Ледяевой Е.В. на 10.06.2010 года, на день подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии, составил 30 лет 4 месяца 23 дня л.д.36).

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования Ледяевой Е.В. подлежат полному удовлетворению, следует отменить признать незаконным решение №12510 от 18.06.2010 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области об отказе Ледяевой Е.В. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 10.06.2010 года.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области включить в специальный стаж работы Ледяевой Е.В.:

- периоды прохождения курсов повышения квалификации:

С 06.06.1994 года по 17.06.1994 года (12 дней); с 23.03.1998 года по 10.04.1998 года (18 дней); с 30.08.2004 года по 17.09.2004 года (18 дней); 24.08.2009 года по 10.09.2009 года (17 дней);

- период работы в льготном исчислении с 13.09.1996 года по 18.11.2004 года (2 года 16 дней);

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 11.12.1990 года по 31.12.1991 года (1 год 21 день);

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской назначить Ледяевой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 10.06.2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд-

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение №12510 от 18.06.2010 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области об отказе Ледяевой Е.В. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 10.06.2010 года.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской области включить в специальный стаж работы Ледяевой Е.В.:

- периоды прохождения курсов повышения квалификации:

С 06.06.1994 года по 17.06.1994 года (12 дней); с 23.03.1998 года по 10.04.1998 года (18 дней); с 30.08.2004 года по 17.09.2004 года (18 дней); 24.08.2009 года по 10.09.2009 года (17 дней);

- период работы в льготном исчислении с 13.09.1996 года по 18.11.2004 года (2 года 16 дней);

- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 11.12.1990 года по 31.12.1991 года (1 год 21 день);

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Копейске Челябинской назначить Ледяевой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 10.06.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд Челябинской области в течение десяти дней.

Председательствующий подпись О.В. Ксензова

.

Судья

Секретарь