Дело №2-1075/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДАТА
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Малеевой Т.Е.
при секретаре Тажиевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томина Г.М. к Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области об оспаривании отказа по выдаче государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади, возложении обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат с учетом дополнительной общей площади в размере 15 кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
Томин Г.М. обратился в суд с заявлением к Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области об оспаривании отказа по выдаче государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади, возложении обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат с учетом дополнительной общей площади в размере 15 кв.м.. В обоснование своих требований сослался на то, что он является ветераном подразделений особого риска, является инвалидом второй группы по заболеванию связанному с радиационным воздействием в период выполнения работ в подразделении особого риска, включен в список граждан, пострадавших от воздействия радиационных аварий и катастроф. На его обращение в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства о выдаче жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади 15 кв.м., был получен отказ в выдаче государственного жилищного сертификата (л.д.2,71).
Томин Г.М. в судебном заседании на своих требованиях настаивал, пояснил, что отказ Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в выдаче государственного жилищного сертификата не основан на законе. Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он как инвалид имел право на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. В настоящее время обеспечение жильем должно производиться путем выдачи государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади 15 кв.м..
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть без его участия, представлены письменные возражения (л.д.184, 186, 141-142).
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Копейского городского округа Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области.
Представитель администрация Копейского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.147).
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.131, 185, 133-135).
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, представителя администрации Копейского городского округа Челябинской области, представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав Томина Г.М., представителя Томина Г.М. Алексеева А.А., исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Томин Г.М. является ветераном подразделений особого риска, непосредственным участником испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, ИНЫЕ ДАННЫЕ (инвалидность связана с радиационным воздействием в период выполнения работ в подразделении особого риска), что подтверждается справкой МСЭ НОМЕР от ДАТА (л.д.3-5).
Решением Челябинского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДАТА на предмет установления причинной связи заболеваний с радиационным воздействием или сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов в период участия в действиях Подразделения особого риска (1961-1967г.г.), установлен диагноз: ИНЫЕ ДАННЫЕ (л.д.182-184).
Ранее Решением экспертного совета АДРЕС от ДАТА НОМЕР по результатам рассмотрения ходатайства Томина Г.М. об установлении причинной связи заболевания, инвалидности с радиационным и другими неблагоприятными воздействиями в результате проживания, работы на Семипалатинском ядерном полигоне, был установлен диагноз: ИНЫЕ ДАННЫЕ (л.д.151).
Заключением МСЭ АДРЕС ДАТА Томину Г.М. установлена ИНЫЕ ДАННЫЕ, причина заболевания - связано с воздействием радиации на Семипалатинском ядерном полигоне (л.д.152).
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 15 апреля 2003 года №17 утверждено разъяснение «Об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» в котором указано, что причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение) полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» определяется гражданам из подразделений особого риска при установлении им инвалидности по заболеваниям (травмам, увечьям, контузиям, ранениям), связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Основанием для установления причины инвалидности с вышеуказанной формулировкой является заключение медико-социальной экспертизы комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации о причинной связи заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), приведших к инвалидности, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
ДАТА бюро МСЭ АДРЕС при освидетельствовании Томину Г.М. подтверждена ИНЫЕ ДАННЫЕ.
Решением ФГУ Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лица, подвергшегося радиационным воздействиям НОМЕР от ДАТА установлено, что не имеется причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска (л.д.192).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 13 и пункту 3 части 1 статьи 14 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение, независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте, благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2123 -1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (в редакции от 29 декабря 2004 года) гарантированы меры социальной защиты как гражданам, имеющим инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, так и непосредственным участникам указанных действий, не имеющим инвалидности. При этом объем меры социальной защиты у каждой из указанных категорий различный.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации статья 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложена в новой редакции.
Согласно пункту 3 части 1 вышеназванной статьи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: «обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».
Данная норма не содержит указания на предоставление жилого помещения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке. Отсутствовало такое указание и в Жилищном кодексе РСФСР, который действовал до 1 марта 2005 года.
Правительством Российской Федерации 29 декабря 2004 года было принято постановление №866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц», пунктом 2 которого утверждены Правила обеспечения жильем за счет федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м. - на семью из 2 человек; по 18 кв.м. на каждого члена семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м.. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.
Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оформляющий государственные жилищные сертификаты, документы, предусмотренные пунктом 44 Правил, в том числе документ, подтверждающий право на получение дополнительной площади жилого помещения.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года №817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь
Томин Г.М. состоит на диспансерном учете в МЛПУЗ «Городская больница НОМЕР» с диагнозом: ИНЫЕ ДАННЫЕ
Данные заболевания не входят в перечень Постановления Правительства Российской Федерации №817 от 21 декабря 2004 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь». Указанное обстоятельство подтверждается ответом главного врача МЛПУЗ «Городская больница НОМЕР Копейского городского округа» (л.д.25).
Распоряжением главы АДРЕС от ДАТА НОМЕР Томин Г.М. принят на квартирный учет в список первоочередного получения жилья как ветеран подразделения особого риска (л.д.58).
ДАТА Томину Г.М. выдан государственный жилищный сертификат НОМЕР на сумму * рублей для приобретения жилья общей площадью 33 кв.м., от реализации которого Томин Г.М. отказался (л.д.29,43).
ДАТА жилищным отделом администрации Копейского городского округа АДРЕС неоднократно направлялись уведомления о выделении государственного жилищного сертификата (л.д.35,36).
В настоящее время Томин Г.М. включен в сводный по АДРЕС список граждан, пострадавших от воздействия радиационных аварий и катастроф, по дате постановки на учет в Копейском городском округе ДАТА.
Установлено, что ДАТА Томин Г.М. обратился в Министерство социальных отношений по вопросу обеспечения жилым помещением с учетом дополнительной общей площади, как ветеран подразделений особого риска. Данное заявление направлено в адрес Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (л.д.72-77).
Из письменного ответа Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от ДАТА за НОМЕР следует, что оказание государственной поддержки в обеспечении жильем возможно в рамках реализации подпрограммы путем выдачи государственного жилищного сертификата в соответствии с установленным порядком и согласно имеющейся в Челябинской области очередности. Рассмотрение вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади жилого помещения возможно в случае предоставления документов, подтверждающих право на дополнительную площадь (л.д.6-7).
В судебном заседании Томин Г.М. пояснил, что не согласен на получение государственного жилищного сертификата без учета дополнительной общей площади 15 кв.м. считает, что при определении размера субсидии у инвалидов подразделений особого риска имеется право на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в соответствии с положениями ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.
В соответствии с п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14,15,16,17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
В статье 19 Правил указано, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме по форме к которому прилагают следующие документы:
г) граждане, указанные в подпункте «е» пункта 5 настоящих Правил:
документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;
выписка из домой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшение жилищных условий;
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь (в случаях, когда такое предоставлено законодательством Российской Федерации).
Таким образом, право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционного права на жилище.
Поскольку ДАТА при постановке на квартирный учет Томин Г.М. не имел права на дополнительную жилую площадь в виде комнаты размером 15 кв.м. суд считает, в настоящее время оснований для учета нормы дополнительной общей площади 15 кв.м. также не имеется.
В соответствии со ст.56 ч.1 ГПК РФ Томин Г.М., имеющий ДАТА удостоверение лица, принимавшего непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, не представил доказательств в подтверждение того, что ДАТА ему предоставлялись меры социальной защиты как инвалиду, инвалидность которого связана с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Вступившим в законную силу решением Копейского городского суда Челябинской области от ДАТА Томину Г.М. отказано в удовлетворении требований к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области», Челябинскому региональному межведомственному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти у лиц, подвергшихся инвалидности с указанием причины: радиационное воздействие на Семипалатинском полигоне при исполнении служебных обязанностей, связанных с участием в действиях подразделений особого риска отказано (л.д.167-181).
Поскольку Томиным Г.М. не представлены доказательства, подтверждающие право на дополнительную площадь, государственный жилищный сертификат с учетом дополнительной общей площади 15 кв.м. Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не был выдан.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление Томина Г.М. о признании незаконными действий Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по отказу в выдаче государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади 15 кв.м., возложении обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат на приобретение жилья с учетом дополнительной общей площади не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Заявление Томина Г.М. к Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о признании незаконными действий Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по отказу в выдаче государственного жилищного сертификата с учетом дополнительной общей площади 15 кв.м., возложении обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат на приобретение жилья с учетом дополнительной общей площади 15 кв.м. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Копейский городской суд.
Председательствующий: подпись Т.Е. Малеева
.
.