Дело №2-862/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2011 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Малеевой Т.Е.
с участием прокурора Позднякова А.В.
представителя Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области Курочкиной С.Ф.
при секретаре Тажиевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Копейска о признании не соответствующими законодательству абзацев 1,2,3,5,6 пункта 16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа», утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа №320-МО от 03 февраля 2010 года; исключении из наименований разделов 6,7,8 и 12, пунктов 10,11,12 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» фразы «выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Копейска Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании не соответствующими законодательству абзацев 1,2,3,5,6 пункта 16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа», утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа №320-МО от 03 февраля 2010 года; исключении из наименований разделов 6,7,8 и 12, пунктов 10,11,12 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» фразы «выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».
В обоснование заявления ссылается, что Собранием депутатов Копейского городского округа 03 февраля 2010 года принято Решение №320-МО «О Положении об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа Челябинской области».
Согласно пункту 4 указанного Решения оно вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Нормы о необходимости опубликования или иного обнародования данное Решение не содержит, хотя является нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения по оплате труда неопределенного круга лиц - муниципальных служащих органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Указанный нормативный правовой акт содержит нормы, противоречащие действующему законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 26 Устава МО «Копейский городской округ», муниципальные правовые акты, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в законную силу после официального опубликования (обнародования).
Таким образом, отсутствие в тексте Решения Собрания депутатов Копейского городского округа №320-МО от 03 февраля 2010 года нормы о необходимости его опубликования противоречит законодательству о местном самоуправлении.
Кроме того, пункты 1,11,12,16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа Челябинской области», утвержденного Решением Собрания депутатов №320-МО от 03 февраля 2010 года не соответствует требованиям бюджетного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых для межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда РФ субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух их трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Челябинской области №9-П от 21 января 2010 года «О нормативах формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год» Копейский городской округ отнесен к числу муниципальных образований, в бюджете которого доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в течение двух и трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% собственных доходов местного бюджета.
В соответствии с пунктами 3,4 и приложения №2 к указанному Постановлению Правительства Челябинской области №9-П от 21 января 2010 года- нормативы формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, включает в себя нормативы размеров денежного вознаграждения указанных лиц, которые на 2010 год установлены: для Главы городского округа (3 группы) в размере 62520 рублей (из расчета должностного оклада 12020 рублей); для председателя представительного органа городского округа (3 группы) в размере 54900 рублей (из расчета должностного оклада 10550 рублей).
Согласно пункту 12 указанного Постановления Правительства Челябинской области – на денежное вознаграждение депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления - начисляется районный коэффициент в размере 1,15.
Иных доплат, надбавок и иных выплат сверх установленного размера вознаграждения для депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, законодательством Челябинской области не предусмотрено.
Несмотря на это в пунктах 10,11,12,16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» содержатся нормы, устанавливающие возможность установления ежемесячных надбавок выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе: за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; за государственные награды РФ, за ученую степень.
Данные ежемесячные надбавки учитываются при формировании годового фонда оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, что превышает установленные Правительством Челябинской области нормативы.
Прокуратурой города Копейска в адрес Собрания депутатов Копейского городского округа внесен протест на оспариваемый нормативный правовой акт, с требованием привести пункт 4 Решения №320-МО от 03 февраля 2010 года, пункты 10,11,12,16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» в соответствии с требованиями законодательства.
Наличие в муниципальном нормативном правовом акте нормы, противоречащей действующему законодательству, нарушает единообразное применение федерального законодательства, в связи с чем, затрагиваются интересы государства.
В судебном заседании прокурор Поздняков А.В. заявленные требования поддержал.
Просит признать не соответствующими законодательству абзацы 1,2,3,5,6 пункта 16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа», утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа №320-МО от 03 февраля 2010 года; исключить из наименований разделов 6,7,8 и 12, пунктов 10,11,12 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» фразы «выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».
Представитель Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области Курочкина С.Ф. с требованиями не согласилась, пояснила, что оспариваемое решение принято Собранием депутатов в рамках полномочий на принятие такого решения, порядок принятия, опубликования (обнародования) решения не нарушен.
Заслушав прокурора Позднякова А.В., представителя Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области Курочкину С.Ф., исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно части первой статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Статья 18 Конституции Российской Федерации содержит норму о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл. Содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжаловать в суд решений и действий (или бездействия) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. К таким решениям относятся и нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Установлено, что 03 февраля 2010 года Собранием депутатов Копейского городского округа принято решение №320-МО «О положении об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа», что подтверждается протоколом заседания Собрания депутатов Копейского городского округа №58 от 03 февраля 2010 года, решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03 февраля 2010 года №320-МО, «Положением об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» (л.д. 32-45,6,7-15).
Согласно пункту 4 указанного Решения оно вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2006 года №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципально-правовой акт-решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Порядок принятия и подписании нормативно-правовых актов представительным органом местного самоуправления определен Федеральным законом от 06 октября 2003 года№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования «Копейский городской округ».
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение десяти дней.
Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию (п.13 ст.35 Федерального закона от 06 октября №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Проект решения «О Положении об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» рассмотрен на заседании Собрания депутатов (протокол от 03 февраля 2010 №58) (л.д.32-45) и опубликован (обнародован) в газете «Копейский рабочий» (л.д.46-49, 54).
Таким образом, установлено, что отсутствие в тексте решения Собрания депутатов Копейского городского округа №320-МО от 03 февраля 2010 года нормы о необходимости его опубликования не свидетельствует о нарушении действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Пунктами 10,11.12 и 16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа Челябинской области» определены размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений.
В соответствии с положениями, установленными в ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 10 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципального правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 января 2010 года №9-П «О нормативах формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год» утверждены нормативы формирования расходов местных бюджетов городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Челябинской области на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год.
Указанные нормативы утверждены Правительством Челябинской области в целях оптимизации расходов местных бюджетов муниципальных образований, в которых для межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета.
Кроме того, они устанавливают только общие нормативы городских округов, в пределах которого и формируются фонд оплаты труда выборных должностных лиц Копейского городского округа.
Указанным постановлением не определен порядок предоставления иных компенсационных и стимулирующих выплат, которые полагаются в рамках трудового и иного законодательства.
В связи с этим, отсутствие в Постановлении Правительства Челябинской области от 21 января 2010 года №9-П «О нормативах формирования расходов местных бюджетов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих на 2010 год» порядка предоставления иных компенсационных и стимулирующих выплат выборным должностным лицам местного самоуправления Копейского городского округа, не препятствует принятию муниципальных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, и не влечет нарушения действующего законодательства.
Таким образом, нарушений требований действующего законодательства при принятии «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявления прокурора г. Копейска не имеется. Заявление прокурора г. Копейска о признании не соответствующими законодательству абзацев 1,2,3,5,6 пункта 16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа», утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа №320-МО от 3 февраля 2010 года; исключении из наименований разделов 6,7,8 и 12, пунктов 10,11,12 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» фразы «выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Копейска о признании не соответствующими законодательству абзацев 1,2,3,5,6 пункта 16 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа», утвержденного Решением Собрания депутатов Копейского городского округа №320-МО от 03 февраля 2010 года; исключении из наименований разделов 6,7,8 и 12, пунктов 10,11,12 «Положения об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Копейского городского округа» фразы «выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Копейский городской суд.
Председательствующий: подпись Т.Е. Малеева
.
.