Дело №2-687/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДАТА
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Малеевой Т.Е.
при секретаре Тажиевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшковой Е.А. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности в предоставлении во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным нормам в черте г. Копейска Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
Горшкова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа со стороны ответчика в предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения и возложении обязанности по предоставлению ей во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным нормам в черте г. Копейска, в соответствии с нормами предоставления.
В обоснование требований указала, что с ДАТА проживала и зарегистрирована по месту жительства по адресу АДРЕС. ДАТА износ данного домовладения составлял 85%, начиная ДАТА она неоднократно обращалась к администрации АДРЕС о предоставления жилого помещения. ДАТА при строительстве ИНЫЕ ДАННЫЕ был нанесен окончательный урон территории, на которой находился дом по АДРЕС. Дом был снесен, а на его месте ДАТА оборудована автостоянка. В настоящее время с несовершеннолетним ФИО11. ДАТА рождения она вынуждена снимать жилье, другого жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма она не имеет.
Дом признан непригодным для проживания. На её обращение ДАТА по вопросу предоставления жилья ей было разъяснено, что дом снесен, сроки застройки ИНЫЕ ДАННЫЕ не определены. В связи с большими обременениями по данному участку в виде сноса существующих домостроений с дальнейшим предоставлением жилых помещений, не определен застройщик. После определения застройщика будет решаться вопрос о предоставлении жилья.
В судебном заседании истица Горшкова Е.А. на иске настаивала, пояснила, что ДАТА состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как неполная малообеспеченная семья.
Представитель администрации Копейского городского округа Челябинской области Кусмауль Н.Н., действующая по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что никаких обязательств перед истицей администрация не имеет, истица не является собственником жилого помещения и земельного участка Решение о сносе дома администрацией Копейского городского округа не принималось.
Заслушав истицу Горшкову Е.А., её представителя Денисову Н.Н., представителя администрации Копейского городского округа Челябинской области Кусмауль Н.Н., исследовав письменные материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что с ДАТА пользователем жилого дома по адресу АДРЕС являлся ФИО1, отец заявительницы с семьей из трех человек женой ФИО2, детьми Горшковой Е.А., ФИО3. в настоящее время в указанном доме зарегистрированы по месту жительства Горшкова Е.А. с несовершеннолетним ФИО11. ДАТА года рождения.
В настоящее время по состоянию на ДАТА домостроение по адресу АДРЕС снесено на месте дома пустырь.
ДАТА заключением Межведомственной комиссии по обследованию зданий и помещений, назначенной распоряжением главы администрации Копейского городского округа АДРЕС признан непригодным для проживания.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, данными в судебном заседании, материалами инвентарного дела НОМЕР: заявлением Горшкова А.И. на имя председателя Копейского горисполкома депутатов трудящихся АДРЕС от ДАТА о разрешении проживания Горшкову А.И. с семьей по АДРЕС (л.д.151), домовой книгой для прописки граждан, проживающих в АДРЕС с разрешением прописки ФИО1, ФИО2 и двоих детей ФИО10 и ФИО12, в связи со сносом пристроя к дому АДРЕС председателем Копейского городского совета народных депутатов (л.д.13,14-18), техническим паспортом на индивидуальный жилой дом по АДРЕС (л.д.29-32), справкой ОГУП «Обл. ЦТИ» по АДРЕС от ДАТА (л.д.34), актом обследования помещения от ДАТА и заключением о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Межведомственной комиссией (МВК), назначенной ДАТА НОМЕР распоряжением главы Копейского городского округа (л.д.90-91).
Из акта обследования и заключения МВК от ДАТА следует, что на основании данных Копейского филиала ОГУП «Обл. ЦТИ» по АДРЕС домостроение снесено. На месте дома пустырь (л.д.90-91).
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО8 юрисконсульт ОГУП «Обл.ЦТИ» в судебном заседании пояснила, что ДАТА проводили инвентаризацию по заявлению МУП «УК ЖКХ». Была проведена инвентаризация перечня ИНЫЕ ДАННЫЕ на предмет сноса домостроений. По результатам инвентаризации они сделали запись о сносе домостроения. В каждое инвентарное дело письмо не подшивается (л.д.155).
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1 отец Горшковой Е.А. в судебном заседании показал, что дом АДРЕС неплановый, в доме жила семья ФИО13. ФИО13 предоставили квартиру, а ему с письменного разрешения председателя Копейского горисполкома разрешили вселиться и прописаться АДРЕС. В собственность дом не разрешали оформить, каждый год обещали снести дом и предоставить жилье, не разрешали делать ремонт, сажать огороды. Последний раз обращался в БТИ в ДАТА с заявлением об обследовании дома (л.д.84).
В материалах инвентарного дела имеется акт от ДАТА (л.д.148).
Горшкова Е.А. и члены её семьи состоят на учете в управлении социальной защиты населения администрации Копейского городского округа Челябинской области как неполная, малообеспеченная семья, что подтверждается справкой от ДАТА НОМЕР за подписью начальника УСЗН ФИО4(л.д.10,11).
Горшкова Е.А. с несовершеннолетним ФИО11 ДАТА рождения с ДАТА состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий при администрации Копейского городского округа Челябинской области, на ДАТА по общему списку ей определен НОМЕР номер очереди (л.д.45).
Установлено, что Горшкова Е.А. в собственности объектов недвижимости не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДАТА, справкой АДРЕС от ДАТА (л.д.48,111,112).
В силу «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно - восстановительных работ (пункты 42,49).
Таким образом, орган местного самоуправления в определенный срок, а если жилой дом (жилое помещение) признан непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, - не позднее дня, следующего за датой поступления решения комиссии, определяет меры по обеспечению жильем граждан, проживающих в этом доме (жилом помещении).
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.1п.8,9 ст.14 ЖК РФ).
В определении Конституционного суда РФ от 05 марта 2009 года №376-О-П «По жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что:
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 стати 57 Жилищного кодекса российской Федерации)- при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких - либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодным для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища.
Судом установлено, что истица обращалась в администрацию Копейского городского округа о внеочередном предоставлении жилья. Администрацией Копейского городского округа был дан письменный ответ от ДАТА, из содержания которого следует, что вопрос о предоставлении жилого помещения может быть разрешен только в порядке установленной очередности.
ДАТА Горшкова Е.А. обратилась к администрации Копейского городского округа с заявлением о предоставлении жилья в вязи со сносом дома по АДРЕС (л.д.44).
В письменном ответе НОМЕР от ДАТА за подписью заместителя главы администрации Копейского городского округа ФИО5 Горшковой Е.А. разъяснено, что администрацией Копейского городского округа действия по сносу дома не производились. В настоящее время строительство жилых домов АДРЕС не ведется (л.д.74).
На день рассмотрения дела в суде органом местного самоуправления не принято решения о признании дома АДРЕС аварийным и подлежащим сносу и об отселении жильцов не принималось. В связи с этим, гражданам, зарегистрированным в доме АДРЕС жилые помещения не предоставлялись. В материалах дела (л.д.40) имеется ответ заместителя главы администрации Копейского городского округа по жилищно- коммунальным вопросам от ДАТА НОМЕР
Таким образом, установлено, что до настоящего времени орган местного самоуправления не принял решение о дальнейшем использовании дома АДРЕС (о признании дома аварийным и подлежащим сносу, об отселении жильцов, изъятии земельного участка т.д.).
Поскольку заключение межведомственной комиссии имело место ДАТА, а администрацией городского округа до настоящего времени не принято решение о дальнейшем использовании дома АДРЕС, суд считает, что следует признать незаконным бездействие администрации Копейского городского округа по принятию решения о дальнейшем использовании дома АДРЕС и переселению жильцов из аварийного дома.
Из ответа заместителя главы администрации по вопросам градостроительства за НОМЕР от ДАТА ФИО6 на имя Горшковой Е.А. следует, что в соответствии с утвержденной градостроительной документацией земельный участок, занимаемый ранее жилым домом АДРЕС входит в границы земельного участка, ограниченного АДРЕС и предназначен для многоэтажного жилищного строительство.
В настоящее время работы по строительству объектов на вышеуказанной территории не проводятся. Решение вопроса о предоставлении жилплощади возможно после проведения аукциона и определения застройщика данной территории (л.д.54).
Из ответа заместителя главы администрации Копейского городского округа по вопросам градостроительства, экономического развития и инвестиций ФИО6 за НОМЕР от ДАТА следует, что сроки застройки ИНЫЕ ДАННЫЕ в границах которого располагается АДРЕС, в настоящее время не определены. В связи с кризисными явлениями в строительной отрасли, большими обременениями по данному участку в виде сноса существующих домостроений с предоставлением жилых помещений, инвесторы не изъявляют заинтересованности в застройке микрорайона. После определения застройщика будет решаться вопрос о предоставления жилья (л.д.58).
Из проекта планировки и межевания территории, ограниченной АДРЕС следует, что в соответствии с генеральным планом застройки развития жилой дом АДРЕС находится в районе перспективной застройки и подлежит перспективному сносу (л.д.27-28).
Из информационного сообщения о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на земельный участок, расположенный по адресу АДРЕС (северо -западная часть микрорайона) для комплексного освоения в целях жилищного строительства назначенного на ДАТА включена информация о расположенных в границах земельного участка объектов капитального строительства (индивидуальные жилые дома): в том числе АДРЕС (л.д.78-79).
Представитель ответчика Кусмауль Н.Н. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время аукцион по продаже земельного участка ИНЫЕ ДАННЫЕ не состоялся, границы земельного участка в настоящее время не определены, земельный участок находится в государственной собственности.
Установлено, что в настоящее время по адресу АДРЕС находится платная парковка. В материалах дела имеется договор НОМЕР от ДАТА на организацию и эксплуатацию платной парковки, выкопировка из геосъемки земельного участка (л.д.139-143).
В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая, что у администрации Копейского городского округа с момента признания жилого дома АДРЕС имелось время для решения вопроса по принятию решения о дальнейшем использовании дома АДРЕС и предоставлении его жильцам иного жилья, а в соответствии с требованиями ч.3 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательства не предусматривает срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства, суд считает возможным признать бездействия администрации по предоставлению другого жилого помещения незаконным.
Положения ст.10 Жилищного кодекса РФ, определяющие перечень оснований возникновения жилищных прав и обязанностей, закрепляют такое основание их возникновения, как действия участников жилищных отношений или наступление событий с которыми федеральный закон или иной нормативно - правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей или иной нормативно- правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Судом установлено, что истица другого жилого помещения на праве собственности, на условиях договора социального найма не имеет, состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения в связи с тем, что её жилье не пригодно для постоянного проживания.
Проживание граждан в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащими, в том числе и в многоквартирном доме, в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ является основанием для предоставления эти гражданам вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истицы о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ст. 86 ЖК РФ указано, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решения о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с положениями ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по АДРЕС по состоянию на ДАТА следует, что дом общей площадью 15,2 кв.м. состоит из жилой комнаты площадью 9,1 кв.м. и кухни площадью 6,1 кв.м. (л.д.29-32), следовательно, следует обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области предоставить Горшковой Е.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Копейска, отвечающее установленным санитарным нормам в черте г. Копейска квартиру не менее 15,2 квадратных метров общей площади.
Истица Горшкова Е.А. просит взыскать с администрации Копейского городского округа компенсацию морального вреда, поскольку вынуждена длительное время снимать жилье, другого жилого помещения не имеет. Причиненный бездействием администрации по предоставлению жилья моральный вред оценивает в * рублей.
В ст. 151 ГК РФ указано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд считает, что в иске о взыскании морального вреда следует отказать, поскольку судом не установлено, а истицей не представлено доказательств, что по вине ответчика ей причинен моральный вред.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковое заявление Горшковой Е.А. к администрации Копейского городского округа Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Копейского городского округа Челябинской области по предоставлению Горшковой Е.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию муниципального образования «Копейский городской округ» Челябинской области предоставить Горшковой Е.А., ФИО11 ДАТА рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Копейска, отвечающее установленным санитарным нормам в черте г. Копейска Челябинской области квартиру общей площадью не менее 15,2 кв.м..
Исковые требования Горшковой Е.А. к администрации Копейского городского округа о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Копейский городской суд.
Председательствующий: подпись Т.Е. Малеева
.
.