Дело № 2-2505/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДАТА Копейский городской суд г. Копейска Челябинской области в составе: председательствующего Гончаровой М. И. при секретаре Соколовой А. А. с участием прокурора Фуфачевой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Копейска в интересах Крацевича О.Г. к администрации Копейского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Копейска обратился в суд с иском в интересах Крацевича О. Г. к администрации Копейского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указано, что Крацевич Олег Геннадьевич ДАТА года рождения является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что мать Крацевича О. Г. – К.А.А. умерла ДАТА, отец – К.Г.С. воспитанием ребенка не занимался, проживал в Латвии, опекуном над несовершеннолетним Крацевич О. Г. был назначен П.Н.Н. Постановлением Главы г. Копейска НОМЕР от ДАТА П.Н.Н. отстранен от обязанностей попечителя, Крацевич О. Г. определен в детское учреждение. В период с ДАТА по ДАТА Крацевич О. Г. обучался в коррекционной школе на полном государственном обеспечении, с ДАТА по ДАТА проходил обучение в училище НОМЕР АДРЕС, с ДАТА по ДАТА отбывал наказание в местах лишения свободы. Распоряжением главы администрации г. Копейска НОМЕР-р от ДАТА Крацевич О. Г. принят на учет в жилищный отдел в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота. В настоящее время Крацевич О. Г. своего жилья не имеет, проживает без регистрации у своей тети З.З.А. по адресу АДРЕС. Крацевич О. Г. относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного просит обязать администрацию Копейского городского округа предоставить Крацевичу О. Г. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. В судебном заседании прокурор Фуфачева А. А. исковые требования поддержала в полном объеме. В судебном заседании Крацевич О. Г. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Гусева Т.В. с иском не согласилась. Ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области о месте и времени судебного заседания извещен, представитель в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л. д.32-33, 36-37, 43). Ответчик министерство финансов Челябинской области о месте и времени судебного заседания извещен, представитель в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л. д.39-40). Третье лицо отдел опеки и попечительства управления социальной защиты населения Копейского городского округа о месте и времени судебного заседания извещено (л. д. 50), представитель в судебное заседание не явился. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, их представителей. Выслушав прокурора Фуфачеву А. А., Крацевича О. Г., допросив свидетеля ???, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005г.N18 "Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма" закреплено, что при установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - порядок), рекомендуется устанавливать: - порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях; - порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. В силу ч. 3,4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Постановлением Губернатора Челябинской области от ДАТА НОМЕР «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден Порядок обеспечения детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа жилыми помещениями по договору социального найма. В соответствии с вышеназванным Порядком обеспечения детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа жилыми помещениями по договору социального найма дети -сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. Жилое помещение для детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. В деле имеется отзыв Министерства социальных отношений Челябинской области, из которого следует, что согласно Закону Челябинской области от ДАТА НОМЕР-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» Копейскому городскому округу была выделена субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на ДАТА год в размере 8692,2 тыс. рублей (л. д. 32-33, 36-37). Из отзыва Министерства финансов Челябинской области следует, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан. Законом Челябинской области от ДАТА НОМЕР-ЗО «Об областном бюджете на 2010 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 150545,52 тыс. руб. в виде субвенций муниципальным образованиям Челябинской области, в том числе муниципальному образованию Копейский городской округ – 5652,9 тыс. руб. Законом Челябинской области от ДАТА НОМЕР-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» на указанные расходы предусмотрены средства в сумме 212210,74 тыс. руб. в виде субвенций муниципальным образованиям Челябинской области, в том числе муниципальному образованию Копейский городской округ 14421,0 тыс. руб. Поскольку ежегодно из областного бюджета на осуществление указанных государственных полномочий муниципальным образованиям Челябинской области выделяются денежные средства в виде субвенций, Министерство финансов надлежащим образом и в полном объеме выполнило обязательства по финансированию реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л. д. 39-40). Судом установлено, что Кравцевич О.Г. родился ДАТА в АДРЕС, что подтверждается свидетельством о рождении от ДАТА, где в графе мать указана К.Е.А., отец – К.Г.С. (л. д.12). Установлено, что К.Е.А. умерла ДАТА в Латвии, АДРЕС, К.Г.С. воспитанием ребенка не занимается, отказался от выполнения родительских обязанностей, проживает в Латвии, указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти (л. д. 13-14), актом Управления образования от ДАТА (л. д. 15-16). Таким образом, суд пришел к выводу, что Крацевич О. Г., ДАТА года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Согласно распоряжения главы администрации г. Копейска НОМЕР-р от ДАТА над несовершеннолетним К.О.Г. была установлена опека П.Н.Н. (л. д. 19). Поскольку опекун П.Н.Н. должным образом не выполнял обязанности опекуна и попечителя, Постановлением главы г. Копейска НОМЕР от ДАТА П.Н.Н. отстранен от исполнения обязанностей попечителя (л. д. 20). В судебном заседании установлено, в период с ДАТА по ДАТА Крацевич О. Г. проходил обучение в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида Копейского городского округа Челябинской области, что подтверждается справкой образовательного учреждения (л. д. 21). В деле имеется свидетельство о прохождении К.О.Г. в период с ДАТА по ДАТА обучения в профессиональном училище НОМЕР АДРЕС (л. д. 22). После окончания образовательных учреждений Крацевич О. Г. не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Согласно распоряжения главы г. Копейска от ДАТА, распоряжения главы администрации Копейского городского округа НОМЕР-р от ДАТА Крацевич О. Г. принят на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота (л. д. 24-выписка из распоряжения). Судом установлено, что фактически Крацевич О. Г. в настоящее время жилья не имеет, проживает без регистрации у родственников по адресу АДРЕС Крацевич О. Г. относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела в суде он достиг возраста 23-х лет, однако был признан лицом, нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в несовершеннолетнем возрасте, закончил обучение в государственном образовательном учреждении. По смыслу приведенных выше норм права подразумевается внеочередное предоставление жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного суд пришел к выводу, что следует обязать администрацию Копейского городского округа предоставить Крацевичу О. Г. благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 49 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Копейского городского округа предоставить Крацевичу ФИО18 благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение десяти дней. Председательствующий: