Решение суда о признании права на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору соцнайма



.

Дело № 2-623/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Китовой Т.Н.

при секретаре Патраковой Э.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биссимбаевой А.И. к администрации Копейского городского округа, Управлению социального защиты населения Копейского городского округа Челябинской области о признании права на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилой площади,

УСТАНОВИЛ:

Биссимбаева А.И. обратилась в суд с иском к администрации КГО, Управлению социальной защиты населения КГО о признании права на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилой площади. В обоснование иска указала, что ДАТА Биссимбаева А.И. относится к категории детей-сирот (мать ФИО2 – лишена родительских прав ДАТА, отец ФИО1 – умер ДАТА). Постановлением главы АДРЕС НОМЕР от ДАТА ФИО4 (ее тетя) была назначена ее опекуном (попечителем) и ее сестры Биссимбаевой Г.И. как несовершеннолетних. При этом какое-либо жилое помещение за ней и Биссимбаевой Г.И. закреплено не было. Постоянным местом жительства является квартира, расположенная по адресу: АДРЕС, принадлежащая ФИО4 (ее тети). ДАТА попечительство ФИО4 над Биссимбаевой А.И. прекращено без особого решения, в связи с достижением ею возраста восемнадцати лет. ДАТА Биссимбаева А.И. окончила ИНЫЕ ДАННЫЕ Поскольку Биссимбаева А.И. имеет постоянное место жительства в г.Копейске, то предоставление ей жилого помещения является обязанностью муниципального образования по месту ее жительства администрации Копейского городского округа Челябинской области. За один год до окончания пребывания ее под опекой орган опеки и попечительства администрации КГО, УСЗН КГО должны были включить ее в соответствующий список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и направить его в уполномоченные органы местного самоуправления в сфере жилищных отношений для организации работы по предоставлению детям-сиротам, в том числе и ей, жилого помещения вне очереди. Обеспечить реализацию в отношении Биссимбаевой Г.И., как лица из числа детей-сирот, законодательно закрепленных дополнительных гарантий (мер) по обеспечению жилым помещением вне очереди должно было Министерство социальных отношений Челябинской области. В настоящее время Биссимбаева Г.И. достигла возраста ДАТА, однако уполномоченные органы не исполнили в установленный законом срок своей обязанности по обеспечению ее жилым помещением вне очереди. Указанные действия органа местного самоуправления являются незаконными и необоснованными и грубейшим образом нарушают ее конституционные, гражданские и жилищные права и интересы, так как она, фактически, лишена законодательно закрепленных дополнительных гарантий (мер) на жилое помещение. На основании изложенного просит признать за ней право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, обязать ответчиков включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилой площади.

В судебном заседании истиц Биссимбаева Г.И. на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представители администрации Копейского городского округа, Управлению социальной защиты населения Копейского городского округа, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

Третьи лица Министерство социальных отношений Челябинской области, администрация Альменевского района Курганской области, Министерство финансов Челябинской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся ответчиков и третьих лиц.

Выслушав пояснения истца Биссимбаевой Г.И., исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.2 ст.20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных предствителей-родителей, усыновителей.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005года N18 "Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма" закреплено, что при установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - порядок), рекомендуется устанавливать:

- порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях;

- порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.

В силу п. 3,4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» от 25.10.2007 года № 212-ЗО, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области.

В соответствии подпункта 8 статьи 3 Закона Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22.12.2005 года № 442-ЗО на территории Челябинской области полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области.

Судом установлено, что Биссимбаева А.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО2 лишена родительских прав на основании решения АДРЕС от ДАТА. В материалах дела имеется копия решения суда (л.д. 13).

Отец ФИО1 умер ДАТА, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 16).

Постановлением администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТА ФИО4 назначена опекуном (попечителем) над несовершеннолетними Биссимбаевой А.И., ДАТА рождения, ФИО3, ДАТА рождения. Закрепление за несовершеннолетними жилье невозможно в связи с тем, что дом находится в полуразрушенном состоянии (л.д.12).

Распоряжением администрации АДРЕС от ДАТА НОМЕР Биссимбаева А.И., ДАТА года рождения и ФИО3 ДАТА года рождения поставлены на льготную очередь для получения жилья (л.д. 27).

Согласно справки АДРЕС Биссимбаева А.И. обучалась на очной форме в данном техникуме с ДАТА по ДАТА и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.21).

На л.д.18 имеется диплом о начальном профессиональном образовании Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) АДРЕС, выданный ДАТА, из которого следует, что Биссимбаевой А.И. решением государственной аттестационной комиссии от ДАТА присваивается квалификация ИНЫЕ ДАННЫЕ по профессии ИНЫЕ ДАННЫЕ

Биссимбаева А.И. была зарегистрирована по месту жительства с ДАТА по адресу: АДРЕС, снята с регистрационного учета по данному адресу ДАТА (л.д. 23). С ДАТА Биссимбаева А.И. зарегистрирована по месту жительства по адресу: АДРЕС, что подтверждается отметкой в паспорте (л.д. 20).

Судом установлено, что Биссимбаева А.И. в период обучения в техникуме была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: АДРЕС с ДАТА по ДАТА (л.д. 24).

Свидетель ФИО4 пояснила, что Биссимбаева А.И. ее племянница. С ДАТА ФИО4 была назначена опекуном над племянницами, так как мать их лишили родительских прав, а отец умер. ФИО4 забрала девочек в свою семью, первое время они жили в АДРЕС, а в ДАТА переехали в АДРЕС. Биссимбаева А.И. прописана в доме у ФИО4, но в настоящее время в доме не проживает, а снимает квартиру, так как дом общей площадью ИНЫЕ ДАННЫЕ

ДАТА Биссимбаева А.И. обратилась в администрацию Копейского городского округа о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилой площади. Согласно ответа администрации КГО НОМЕР от ДАТА принято решение об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилой площади, поскольку в соответствии с постановлением губернатора АДРЕС от ДАТА НОМЕР учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до ДАТА. Поскольку Биссимбаева А.И. достигла возраста ДАТА, то она не может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на внеочередное предоставление жилья (л.д. 19).

Постановка Биссимбаевой А.И. на учет в АДРЕС не свидетельствует о реализации ею в указанном субъекте Российской Федерации права на обеспечение жильем в соответствии со ст. 8 ФЗ Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На основании изложенного суд пришел к убеждению, что Биссимбаева А.И. относится к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей и на момент рассмотрения дела не достигшая возраста ДАТА.

При таких обстоятельствах суд считает, что следует признать за Биссимбаевой А.И. право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Копейского городского округа Челябинской области, как лица относящегося к категории детей-сирот, обязании включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилой площади следует отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ст. 20 ГК РФ, ст.1, 49, 57 ЖК РФ, ФЗ Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд –

РЕШИЛ:

Признать за Биссимбаевой А.И. право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.

Обязать администрацию Копейского городского округа включить Биссимбаеву А.И. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное получение жилой площади.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение 10-ти дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Т.Н. Китова

.

.

.