Решение по заявлению прокурора



Дело №2-84-2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2011 года                                                                              <адрес>

Конышевский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Конышевского районного суда <адрес> Березниковой Е.М.,

с участием помощника прокурора <адрес> Мокиной Т.А.,

при и.о. секретаря судебного заседания Адамовой И.Б.

а также представителя заинтересованного лица-ФИО1, действующего на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор <адрес> обратился в Конышевский районный суд с заявлением в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>, по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста <данные изъяты> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территории МО <данные изъяты> <адрес>. В границах муниципального образования <данные изъяты> несанкционированная свалка, расположена в <адрес> на расстоянии 70 метров от жилых домов, 3 метров от автодороги. Свалка представляет собой участок площадью около 20 кв.м. без твердого покрытия (асфальта, бетона и других). На территории несанкционированной свалки размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки), срубленные ветви деревьев. Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, расположена в границах муниципального образования <данные изъяты>, свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. В результате бездействия органа местного самоуправления - администрации <данные изъяты> <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение и влечет вред здоровью граждан поселения.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мокина Т.А. поддержала заявленные прокурором требования, по изложенным в заявлении основаниям и просит обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес> путем очистки территории и привести указанный земельный участок в благоприятное для окружающей среды состояние в месячный срок.

Представитель заинтересованного лица - ФИО1 признал заявленные прокурором <адрес> требования, не возражает против их удовлетворения. Доказательств уважительности бездействия администрации <данные изъяты> и непринятия мер, в рамках их полномочий, по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов суду не представлено.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора <адрес> Мокиной Т.А., представителя заинтересованного лица- ФИО1, оценив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, находит заявленные прокурором <адрес> требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

       В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В структуру органов местного самоуправления, согласно ст.34 ФЗ №131 от 06.10.2002 г. входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного образования).

В соответствии со ст.5 Устава муниципального образования <данные изъяты> <адрес> в структуру органов местного самоуправления входит администрация поселения (л.д.11-39).

Согласно п.19 ст.3 указанного Устава к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

С учетом изложенного, администрация муниципального образования <данные изъяты> при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированной свалки администрация <данные изъяты> <адрес> осведомлена (л.д.8-10).

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора влечет нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из поданного, в порядке ст.45 ГПК РФ, в суд заявления прокурором района заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - сельского совета. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.

    Из содержания и смысла ст.56, ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия возлагается на орган или должностное лицо, которые совершили оспариваемое бездействие.

Вместе с тем представителем администрации <данные изъяты> <адрес> доказательств, уважительности причины бездействия администрации данного муниципального образования по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора суду не представлено, не добыто их и в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования - <данные изъяты> <адрес>, в <адрес>, вблизи жилых домов, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. На территории несанкционированной свалки размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки), срубленные ветви деревьев. Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, расположена в границах муниципального образования <данные изъяты>, свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. Данная несанкционированная свалка не соответствует п. 3.2. Санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03» от 30.04.2003г. и п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».

Указанные обстоятельства подтверждаются акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, из которых следует, что в границах муниципального образования <данные изъяты> <адрес> образована несанкционированная свалка, расположенная в <адрес> на расстоянии 70 метров от жилых домов, 3 метров от автодороги. Свалка представляет собой участок площадью около 20 кв.м. без твердого покрытия (асфальта, бетона и др.), на ее территории размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки), срубленные ветви деревьев (л.д.8-9).

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращения с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст несанкционированные свалки отходов- это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на выявленной свалке допускается сброс отходов производства и потребления на землю, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч. 2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со статьей 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способ которого должен быть безопасным для здоровья населения и среды обитания и осуществляется в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что последствиями оспариваемого бездействия является нарушение прав граждан поселения на благоприятную окружающую среду, то есть нарушение общественно публичных интересов.

Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов вблизи жилых домов в <адрес> свидетельствует о том, что администрация указанного муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. В результате бездействия органов местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией муниципального образования <данные изъяты> <адрес> мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.191-198, 258, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>, путем очистки территории и привести указанный земельный участок в благоприятное для окружающей среды состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> <адрес> разместить информацию о принятом судом решении на информационном стенде администрации <данные изъяты> <адрес>, обеспечивающий свободный доступ к этой информации жителей поселения.

С мотивированным решением по делу № 2-84-2011г. лица, участвующие в деле и их представители могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в 10 дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме через Конышевский районный суд <адрес>.

Судья /председательствующий/:                                    Е.М. Березникова