Решение по иску Браткеева В.М.



         Дело № 2-34-2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года                                                                      <адрес>

Конышевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Афонченко Л.В.

с участием истца Браткеева В.М.,

представителя истца Браткеева В.М. - адвоката Беленко С.В., представившего удостоверение от <дата>, <данные изъяты>, и ордер от <дата>,

представителя ответчика - <данные изъяты>, - Ерёминой Н.Н., действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя третьего лица - <данные изъяты>, - Турнаева С.Н., действующего на основании решения <данные изъяты> от <дата> ,

представителя третьего лица - <данные изъяты>, - Тищенко Н.И., действующей на основании доверенности от <дата> ,

при секретаре Деменковой Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Браткеева ФИО1 <данные изъяты> о назначении доплаты к трудовой пенсии, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, морального вреда и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Браткеев В.М. обратился в суд с исковым заявлением к <данные изъяты> о назначении доплаты к трудовой пенсии, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты>., морального вреда в размере <данные изъяты>. и судебных расходов в размере <данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что с <дата> по <дата> замещал выборную должность <данные изъяты>, его стаж по которой составил 3 года 9 месяцев. С <дата> ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности, с <дата> является получателем трудовой пенсии по старости. Считает, что в соответствии со ст. 13.1 Закона <данные изъяты> от <дата> «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в <данные изъяты>» имеет право на доплату к трудовой пенсии. Однако ответчиком в назначении и выплате таковой доплаты ему отказано ввиду отсутствия Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

В судебном заседании истец Браткеев В.М. исковые требования уточнил в части увеличения судебных расходов до <данные изъяты>., кроме того, просил взыскать <данные изъяты>. в возмещение расходов на оплату услуг адвоката. При этом пояснил, что помимо замещения должности <данные изъяты>, более 5 лет (с <дата> по <дата>) занимал государственные должности <данные изъяты>, в связи с чем доплата к его пенсии должна составлять 60% месячного денежного вознаграждения, которое за последние 12 месяцев его работы в должности <данные изъяты> составляло <данные изъяты>. Требование о взыскании компенсации морального вреда обосновал тем, что из-за отказа <данные изъяты> в доплате к трудовой пенсии испытывал нравственные страдания, что отразилось на его физическом здоровье.

Представитель истца Браткеева В.М. - адвокат Беленко С.В. исковые требования с учётом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Счёл необоснованными доводы представителя ответчика об отказе в назначении и выплате доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) Браткееву В.М. ввиду отсутствия Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), сославшись на то, что указанная доплата к трудовой пенсии бывшему <данные изъяты> гарантирована Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством <данные изъяты> и Уставом <данные изъяты>. При этом указал, что часть 2 ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», декларирующая самостоятельность органов местного самоуправления в определении размеров и условий оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, утратила силу с <дата>

Представитель ответчика - <данные изъяты> Ерёмина Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что на момент прекращения полномочий Браткеева В.М. как <данные изъяты> действовало решение <данные изъяты> от <дата> «Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) <данные изъяты> которое признано недействительным решением <данные изъяты> от <дата> ввиду неопубликования. <дата> и <дата> Браткеев В.М. обращался в <данные изъяты> с заявлениями о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, однако дважды ему отказано в связи с отсутствием нормативно-правового акта, на основании которого за счет средств местного бюджета производится указанная ежемесячная доплата. Этот нормативно-правовой акт не разрабатывается <данные изъяты> в связи с тем, что бюджет <данные изъяты> на 70 % состоит из дотаций. Со ссылкой на п.2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ подчеркнула, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет средств собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - <данные изъяты> Турнаев С.Н. возражал против удовлетворения исковых требований Браткеева В.М. по основаниям, изложенным представителем ответчика.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - <данные изъяты> Тищенко Н.И. оставила разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что Браткеев В.Н. состоит на учете в отделе по <данные изъяты>), с <дата> является получателем трудовой пенсии по инвалидности, с <дата> - трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст. 7 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». <данные изъяты> не производит никаких доплат к пенсии Браткеева В.М.

Выслушав истца, представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом <данные изъяты> от <дата> «О внесении изменений и дополнений в Закон <данные изъяты> от <дата> «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в <данные изъяты>» введена ст. 13.1, устанавливающая пенсионное обеспечение главы муниципального образования.

Частью 1 статьи 13.1 Закона <данные изъяты> от <дата> предусмотрено установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) главам муниципальных образований при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), назначенную в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленную в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно ч. 2 ст. 13.1 того же закона (в ред. от <дата>), право на доплату к трудовой пенсии в соответствии с настоящим Законом имеют главы муниципальных образований, замещавшие выборную должность не менее трех лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, указанных в пунктах 3, 6, 7, 8, 9 части 1 статьи 5 настоящего Закона.

В силу чч. 3, 8 Закона <данные изъяты> от <дата> доплата к трудовой пенсии главе муниципального образования исчисляется в таком размере, чтобы сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии и доплаты к трудовой пенсии составляла при нахождении на выборной должности три года 45 процентов месячного денежного вознаграждения. За каждый полный год замещения выборной должности свыше трех лет доплата к трудовой пенсии увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения. При этом общая сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не может превышать 75 процентов месячного денежного вознаграждения главы соответствующего муниципального образования. Доплата к трудовой пенсии, предусмотренная настоящим Законом, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за доплатой к трудовой пенсии, но не ранее чем со дня возникновения на нее права.

Судом установлено, что решением <данные изъяты> от <дата> постановлено считать Браткеева В.М. избранным на должность <данные изъяты> (копия - том 1 л.д. 76).

На основании постановления <данные изъяты> от <дата> Браткеев В.М. приступил к исполнению полномочий <данные изъяты> <дата> (копия - том 1 л.д. 75).

Постановлением <данные изъяты> от <дата> прекращены полномочия Браткеева В.М. в качестве <данные изъяты> в связи с неизбранием на указанную должность (копия - том 1 л.д. 73). Трудовой стаж истца по выборной должности главы муниципального образования составил 3 года 9 месяцев.

<дата> Браткееву В.М. установлена инвалидность <данные изъяты> группы, с этой же даты истец является получателем трудовой пенсии по инвалидности, с <дата> - получателем трудовой пенсии по старости, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом (том 1 л.д. 36-37), и информацией <данные изъяты> (том 1 л.д. 116).

С <дата> по настоящее время Браткеев В.М. занимает должность <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки истца (том 1 л.д. 25).

<дата> Браткеев В.М. обратился в <данные изъяты> с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (копия - том 1 л.д. 27-28). Аналогичное заявление было подано истцом повторно <дата> (копия - том 1 л.д. 71).

Обстоятельства, предусмотренные ч. 7 ст. 13.1 Закона <данные изъяты> от <дата> , исключающие установление доплаты к трудовой пенсии истца, судом не установлены.

Между тем, суд принимает во внимание, что истец стал получателем трудовой пенсии по инвалидности спустя два месяца после прекращения полномочий <данные изъяты> в связи с неизбранием, а не вышел на указанную пенсию непосредственно с должности <данные изъяты>.

Согласно ст. 3 Закона <данные изъяты> (в ред. от <дата>) "О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в <данные изъяты>" правовую основу статуса глав муниципальных образований составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав <данные изъяты>, законодательство области и уставы соответствующих муниципальных образований.

В силу ч. 12 ст. 13.1 того же Закона <данные изъяты> назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки доплаты к трудовой пенсии производятся соответствующим органом местного самоуправления, в котором указанное лицо замещало муниципальную должность соответственно перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), по месту жительства лица, обратившегося за доплатой к трудовой пенсии.

Согласно ч. 13 ст. 13.1 указанного Закона <данные изъяты>, перечень документов, необходимых для установления доплаты к трудовой пенсии, правила обращения за доплатой к трудовой пенсии, назначения доплаты к трудовой пенсии и перерасчета размера доплаты к трудовой пенсии, ведение пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

Как установлено судом, на момент выхода Браткеева В.М. на пенсию по инвалидности, то есть на <дата>, редакция ч.5 ст. 19 Устава <данные изъяты> предусматривала, что объём устанавливаемых настоящим Уставом гарантий осуществления полномочий <данные изъяты> не может быть уменьшен по сравнению с объёмом гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и <данные изъяты>. При этом конкретные гарантии осуществления полномочий <данные изъяты>, в том числе пенсионное обеспечение, Уставом не поименованы.

Кроме того, на момент выхода Браткеева В.М. на трудовую пенсию по инвалидности имелось Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) <данные изъяты>, утверждённое решением <данные изъяты> от <дата> (копия - том 1 л.д. 97-106).

Однако решением <данные изъяты> от <дата> указанное Положение признано недействительным ввиду неопубликования (копия - том 1 л.д. 96).

Таким образом, право на доплату к трудовой пенсии не возникло у истца на основании неопубликованного (необнародованного), а, следовательно, не вступившего в силу, <данные изъяты> правового акта. Кроме того, до настоящего времени <данные изъяты> не утверждён нормативно-правового акт, устанавливающий доплату к трудовой пенсии <данные изъяты>. При этом, Устав <данные изъяты>, формально декларируя гарантии <данные изъяты>, не содержит конкретных положений, регламентирующих порядок назначения доплаты к трудовой пенсии.

Вместе с тем, диспозиция вышеизложенной ч. 13 ст. 13.1 Закона <данные изъяты> «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления в <данные изъяты>» носит бланкетный характер, отсылая к установленному органом местного самоуправления порядку, регламентирующему перечень документов, необходимых для установления доплаты к трудовой пенсии, правила обращения за доплатой к трудовой пенсии, назначения доплаты к трудовой пенсии и перерасчета размера доплаты к трудовой пенсии, ведение пенсионной документации.

Согласно частям 1, 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

В соответствии с п.1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 2 и 4 п.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (п. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).

Часть 14 ст. 13.1 Закона <данные изъяты> от <дата> предусматривает, что финансирование доплаты к трудовой пенсии <данные изъяты> производится за счет средств местного бюджета.

Довод представителя истца - адвоката Беленко С.В. о том, что часть 2 ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», устанавливающая самостоятельность органов местного самоуправления в определении размеров и условий оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, утратила силу, не основан на законе, поскольку указанная правовая норма является действующей.

Изложенное позволяет заключить, что предоставление гарантии в виде доплаты к трудовой пенсии <данные изъяты> за счёт средств местного бюджета на основании закона субъекта РФ (до приведения в соответствие с этим законом муниципальных правовых актов)противоречит приведённым выше положениям Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 ФЗ и Бюджетного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Браткеева В.М. о назначении доплаты к трудовой пенсии, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии.

Принимая во внимание, что исковые требования о взыскании морального вреда, судебных расходов являются производными от основных требований о назначении доплаты к трудовой пенсии, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, суд не усматривает оснований для их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Браткееву ФИО1 в удовлетворении исковых требований к <данные изъяты> о назначении доплаты к трудовой пенсии, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, морального вреда и судебных расходов отказать.

Лица, участвующие в деле, и их представители, могут ознакомиться с мотивированным решением суда 02 апреля 2012 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Конышевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                   Л.В. Афонченко