решение по заявлению прокурора



Дело № 2-137/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2012 года                      <адрес>

Конышевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Попрядухина А.А.

с участием представителя заявителя - прокурора Конышевского района Каховского В.Г.,

представителя заинтересованного лица - <данные изъяты> ФИО1,

при секретаре Синяковой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Конышевского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - <данные изъяты>, указав, что прокуратурой Конышевского района Курской области проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что количество автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах указанного <данные изъяты> составляет <данные изъяты> общей протяженностью <данные изъяты>. Решением <данные изъяты> от <дата> утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <данные изъяты>. Вместе с тем, технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах <данные изъяты>, отсутствуют.Отсутствие технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования местного значения препятствует реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения и противоречит требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя - прокурор Конышевского района Курской области Каховский В.Г., требования, указанные в заявлении, поддержал, просил признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <данные изъяты>; обязать <данные изъяты> произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <данные изъяты>. Кроме того, просил установить срок для проведения паспортизации указанных автомобильных дорог - <дата>.

Представитель заинтересованного лица - ФИО1 не возражала против удовлетворения заявления прокурора, пояснив, что технические паспорта на автомобильные дороги местного значения, расположенные в границах <данные изъяты> отсутствуют, по причине недостаточности финансовых средств.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, по заявленным прокурором Конышевского района Курской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц требованиям о признании бездействия <данные изъяты> приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии с п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

          В силу п. 8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (в ред. от 01.08.2011 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 3 Устава <данные изъяты>, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           В силу п.4 ст.6 ФЗ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т.ч. и на объектах улично-дорожной сети в границах населённых пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Согласно ст.12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Ст.17 вышеуказанного ФЗ от 08.11.2007 года №257 -ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

        Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодором РСФСР 05.02.1982 года определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию (п.1.1). Паспортизации в соответствии с п.1.2 данной инструкции подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности.

           Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно п. 5.3.4, п. 5.4.7 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.

При этом, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно информации <данные изъяты>, количество автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к <данные изъяты>, и расположенных в границах данного <данные изъяты> составляет <данные изъяты> общей протяжённостью <данные изъяты>. /л.д.8/.

           Из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения <данные изъяты>, утверждённого Решением <данные изъяты> от <дата> , следует, что к данному <данные изъяты> относятся автомобильные дороги, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> /л.д.9, 10/.

В силу ст.210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник.

           Согласно п.5 ст.3 Устава <данные изъяты>, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, границах населенных пунктов <данные изъяты>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, относится к вопросам местного значения <данные изъяты> /л.д.11-15/.

Учитывая, что автомобильные дороги расположены в границах <данные изъяты>, и в силу ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся к собственности <данные изъяты>, паспортизация дорог должна быть произведена <данные изъяты>. При этом технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами.

Бездействие администрации муниципального образования «Платавский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах указанного муниципального образования, влечет невозможность определения фактического состояния автомобильных дорог, рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, а также невозможность осуществления контроля за деятельностью муниципального образования в области осуществления полномочий, возложенных Уставом данного муниципального образования, по надлежащему использованию автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Указанные факты, не оспаривались в судебном заседании представителем <данные изъяты> ФИО1

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие <данные изъяты> мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах указанного муниципального образования, делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающим по автомобильным дорогам в границах <данные изъяты>.

С учётом изложенного суд считает, что требования прокурора Конышевского района Курской области заявлены на законных основаниях и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258, 338 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Конышевского района Курской области удовлетворить.

          Признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер к паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <данные изъяты>.

         Обязать <данные изъяты> произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах <данные изъяты> в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Конышевский районный суд Курской области в течение месяца со дня объявления.

Председательствующий судья     А.А.Попрядухин