Решение о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Дело №2-232-2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2012 года                                                                              <адрес>

Конышевский районный суд Курской области, в составе:

председательствующего судьи Конышевского районного суда Курской области Березниковой Е.М.,

с участием помощника прокурора Конышевского района Курской области Мокиной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Ломакиной В.И.

а также представителя заинтересованного лица- <данные изъяты> ФИО1., действующего на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Конышевского района Курской области, в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Конышевского района Курской области обратился в Конышевский районный суд с заявлением в порядке ст.ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных в <адрес>: за <данные изъяты> по <адрес>; за зданием <данные изъяты> по <адрес>; за <данные изъяты> по <адрес>; за <данные изъяты> по <адрес>, в районе <данные изъяты>; за <данные изъяты>» по <адрес>; на <данные изъяты> по <адрес>, на расстоянии <данные изъяты>; на <данные изъяты> по <адрес>, на расстоянии <данные изъяты>; на <данные изъяты> напротив дома по <адрес> по тем основаниям, что прокуратурой Конышевского района Курской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований действующего законодательства в названной сфере на территории <данные изъяты>. В границах <данные изъяты> образованы восемь несанкционированных свалок, с вышеуказанным местом их расположения. Свалки представляют собой участки без твердого покрытия (асфальта, бетона и других). На территории несанкционированных свалок размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки). Данные территории для складирования отходов не предназначены, находятся вблизи жилых домов, расположенных в границах <данные изъяты> свалки функционируют без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. В результате бездействия органа местного самоуправления - <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение и влечет вред здоровью граждан поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Конышевского района Курской области Мокина Т.А. поддержала заявленные прокурором требования, по изложенным в заявлении основаниям и просит обязать <данные изъяты> принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в <адрес> путем очистки территории и привести указанные земельные участки в благоприятное для окружающей среды состояние в месячный срок.

Представитель заинтересованного лица - <данные изъяты> ФИО1 признал заявленные прокурором Конышевского района Курской области требования, не возражает против их удовлетворения. Доказательств уважительности бездействия <данные изъяты> и непринятия мер, в рамках их полномочий, по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов суду не представлено.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Конышевского района КурскойобластиМокиной Т.А., представителязаинтересованноголица- <данные изъяты> ФИО1., оценив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, находит

заявленные прокурором Конышевского района Курской области требования                    о признании незаконным бездействия <данные изъяты>, выразившегося                                 в непринятиимер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных                          в <адрес> законными, обоснованными                     и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено вст.42 Конституции Российской Федерации ист.11 Федерального законаот 10 января 2002 г. N 7-ФЗ«Об охране окружающей среды».

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления» организация     сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения

поселения. Пунктом первым ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организациясбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям                               органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В структуру органов местного самоуправления, согласно ст.34 ФЗ №131 от 06.10.2002 г. входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного образования).

В соответствии со ст.4 Устава <данные изъяты> в структуру органов местного самоуправления входит администрация поселения.

Согласно п.18 ст.3 указанного Устава к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.15-18).

С учетом изложенного, <данные изъяты> при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированных свалок <данные изъяты> осведомлена (л.д.8-14).

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора влечет нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В соответствии с ч.1 ст.45ГПКРФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенногокруга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской                        Федерации, муниципальных образований.

        Как усматривается из поданного, в порядке ст.45 ГПК РФ, в суд                  заявления прокурором района заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных                                     интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - <данные изъяты>. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.

Из содержания и смысла ст.56, ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия возлагается на орган или должностное лицо, которые совершили оспариваемое бездействие.

Вместе с тем представителем <данные изъяты> доказательств, уважительности причины бездействияадминистрации данного муниципального образования по организации сбора и                вывоза бытовых отходов и мусора суду не представлено, не добыто их и в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что на территории <данные изъяты>, в <адрес>: за <данные изъяты> по <адрес>; за <данные изъяты> по <адрес>; за <данные изъяты> по <адрес>; за <данные изъяты> по <адрес>, в <данные изъяты>; за <данные изъяты> по <адрес>; на <данные изъяты> по <адрес>, на расстоянии <данные изъяты>; на <данные изъяты> по <адрес>, на расстоянии <данные изъяты>; на <данные изъяты> напротив дома по <адрес> расположены несанкционированные свалки бытовых отходов. На территории несанкционированных свалок размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки). Данные территории для складирования отходов не предназначены, находятся вблизи жилых домов, расположены в границах <данные изъяты>», свалки функционируют без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. Данные несанкционированные свалки не соответствуют п.3.2. Санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03» от 30.04.2003г. и п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 24 сентября 2012 г. и фото таблицей к нему, из которых следует, что в границах <данные изъяты> образованы восемь несанкционированных свалок, расположенные в <адрес>, с местом их расположения изложенным в заявлении. Свалки представляют собой участки площадью без твердого покрытия (асфальта, бетона и др.), на их территории размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки) (л.д.8-12).

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращения с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В нарушение п.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на выявленных свалках допускается сброс отходов производства и потребления на землю, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

В силу ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со статьей 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способ которого должен быть безопасным для здоровья населения и среды обитания и осуществляется в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что последствиями оспариваемого бездействияявляется нарушение прав граждан поселения на благоприятную окружающую среду, то есть нарушение общественно публичных интересов.

Несанкционированное размещение свалок бытовых отходов вблизи жилых домов в <адрес> свидетельствует о том, что администрация указанного муниципального образования не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. В результате бездействия органов местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие <данные изъяты> мер по ликвидации несанкционированных свалок является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.191-198, 258, 338 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Конышевского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных в <адрес>.

Обязать <данные изъяты> принять меры к ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных в <адрес>, путем очистки территории и привести указанные земельные участки в благоприятное для окружающей среды состояние в срок до 20.12.2012 г.

Обязать <данные изъяты> разместить информацию о принятом судом решении на информационном стенде <данные изъяты>, обеспечивающий свободный доступ к этой информации жителей поселения.

С мотивированным решением по делу № 2-232-2012 г. лица, участвующие в деле и их представители могут ознакомиться 26.10.2012г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом, через Конышевский районный суд Курской области.

Судья /председательствующий/:                                                         Е.М. Березникова