признание бездействия ОМС незаконным, обязаниии предоставить жилье



Дело № 2-275/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Константиновка «25» августа 2010 г.

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ковалёвой Ю.В.,

при секретаре: Безрук Л.В.,

с участием помощника прокурора Константиновского района: Заболотиной Е.Н.,

представителя администрации Ключевского сельсовета: Кононовой Н.А.,

представителя органа опеки и попечительства: Козуб С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... о признании бездействия администрации Ключевского сельсовета незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Константиновского района, действующий в интересах ФИО8, имеющего статус лица, оставшегося в возрасте до 18 лет, без попечения родителей, обратился в Константиновский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области по обеспечению ФИО8 жильем.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Константиновского района Амурской области проведена проверка исполнения на территории района законодательства, направленного на защиту жилищных прав несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что органами местного самоуправления Ключевского сельсовета указанное законодательство в полном объеме не исполняется. Так, ФИО8, оставшийся без попечения родителей, после окончания в июне 2008 года ГОУ НПО «Профессиональное училище Номер обезличен» с. Тамбовка проживает на территории ..., Константиновского района, будучи в 2007 году поставленным на внеочередное получение жилья, имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Однако, с июня 2008 года по окончанию обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище Номер обезличен» он не имеет постоянного места жительства, в связи, с чем вынужден скитаться по чужим людям. При этом, со стороны администрации Ключевского сельсовета каких-либо мер по обеспечению ФИО8 жильем, в нарушение требований законодательства, длительное время не принимается. Тем самым, своим бездействием администрация Ключевского сельсовета нарушает конституционное право ФИО8 на жилище. Поэтому просит суд признать бездействие администрации Ключевского сельсовета по обеспечению жильем ФИО8 незаконным и обязать администрацию Ключевского сельсовета предоставить ФИО8 жилую площадь не ниже установленных норм.

Помощник прокурора Константиновского района Заболотная Е.Н. в судебном заседании требования прокурора, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, в дополнение указав, что целевая программа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей действует на территории Амурской области с 2007 года. На органы местного самоуправления, и содействующим им, органы опеки и попечительства, возложена обязанность по выявлению и внеочередному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем. Однако как органом опеки и попечительства администрации Константиновского района, так и администрацией Ключевского сельсовета Константиновского района не было выявлено, что житель с. Ключи ФИО8, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и в связи, с чем наделен правом на постановку на учет как нуждающаяся в получении жилья. В ходе проведенной в феврале 2010 года прокурорской проверки, было установлено, что хотя ФИО8 самостоятельно обратился в марте 2010 года с заявлением о предоставлении ему положенного жилья на территории Константиновского района, однако администрацией Ключевского сельсовета до настоящего времени ФИО8 положенным жильем так и не обеспечен, что и послужило причинной обращения с данным заявлением в суд.

ФИО8 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие и копию решения выслать в его адрес. Исковые требования прокурора Константиновского района он поддерживает в полном объеме.

Суд, выслушав мнение участвующих лиц, считает, что дело может быть рассмотрено в отсутствие не явившегося ФИО8

Главный специалист Ключевского сельсовета Константиновского района: ФИО2 в судебном заседании требования прокурора Константиновского района признала частично, указывая на то, что ФИО8 с 2007 года поставлен на регистрационный учет на получение жилья после окончания пребывания в детском учреждении. Так, в июле 2008 года ФИО8 администрация предлагала комнату, площадью около 12 кв. м в квартире Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ..., ..., .... ФИО8 смотрел жилье, однако оно его не устроила и он отказался от данной комнаты. Администрация жилье ФИО8, предлагало в устной форме, при этом какие-либо документы на предоставление жилья не оформлялись. Отказ ФИО8 от предоставленного жилья также письменно оформлен не был. В настоящее время ФИО8 действительно нуждается в жилье, однако в связи с отсутствием свободного муниципального жилья на территории с. Ключи, Константиновского района, вышеуказанное постановление до настоящего времени фактически не исполнено.

Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Константиновского района ФИО3 пояснила, что ФИО8 обратился к ним в органы 22 марта 2010 года с заявлением и приложенным пакетом документов, свидетельствующих о том, что он как лицо, оставшейся в возрасте до 18 лет, без попечения родителей и не имеющий жилья имеет право на обеспечение вне очереди жильем площадью не ниже установленных норм. Однако, жилье предоставить не могут, в связи с его отсутствием.

Суд, заслушав объяснения представителя Ключевского сельсовета – Кононову Н.А., представителя органа опеки и попечительства Козуб С.Б., помощника прокурора Константиновского района - Заболотиной Е.Н., исследовав письменные материалы дела, в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Константиновского района требований, по следующим основаниям:

Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан …, при этом он пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Под действиями и решениями, которые могут быть оспорены в суде как незаконные, понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно-властное повелевание, предписание, которыми нарушаются права и свободы граждан.

В соответствии ч.1 ст. 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. за № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. за № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ребенком, оставшимся без попечения родителей, признается лицо в возрасте до 18 лет, которое осталось без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, …и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Так, согласно свидетельству о рождении серии II -ЖО Номер обезличен родителями ФИО8 являются ФИО7 и ФИО6, при этом согласно справки отдела ЗАГС администрации Благовещенского района сведения об отце ФИО8 – ФИО7 записаны со слов матери.

Согласно вступившему в законную силу заочному решению Константиновского районного суда Амурской области от Дата обезличена года, ФИО6 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: сына ФИО10, 1985 года рождения, сына ФИО9, 1987 года рождения, сына ФИО8 1989 года рождения.

Таким образом, с апреля 1998 года ФИО8 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и с указанного периода времени наделен в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 г. Номер обезличенФЗ правом на дополнительные гарантии по получению мер социальной поддержки.

Органом исполнительной власти по месту жительства ФИО8, призванным обеспечить последнего жилой площадью, является орган местного самоуправления – администрация Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области.

Так, постановлением главы администрации Ключевского сельсовета № 4 от 12 марта 2007 года ФИО8 поставлен на регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья после окончания пребывания в детском учреждении.

При этом, по смыслу положений ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ право на получение дополнительной меры социальной поддержки – в виде обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у ФИО8 возникло после окончания обучения в ГОУ НПО «Профессиональный училище №18» с. Тамбовка в июне 2008 года.

В судебном заседании установлено и сторонами, по сути, не оспаривалось, что после окончания в июне 2008 года ГОУ «Профессиональный училище №18» за ФИО8 органом местного самоуправления с. Ключи, Константиновского района, какое-либо жильё не закреплено и до настоящего времени не предоставлено.

Таким образом, суд полагает признать установленным, что администрация Ключевского сельсовета Константиновского района, как с момента окончания обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище Номер обезличен», т.е. с июля 2008 года, так и с момента обращения ФИО8 (с марта 2010 года) о предоставлении ему жилья, не предприняла необходимых мер для обеспечения его в соответствии с законодательством жилой площадью не ниже установленных социальных норм в с. Ключи, что и является незаконным бездействием органа местного самоуправления, которым является администрация Ключевского сельсовета Константиновского района ....

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Ключевского сельсовета Константиновского района, по обеспечению жильем ФИО8, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, и обладающего правом на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью, нарушает права и законные интересы последнего, что и служит основанием для удовлетворения заявления прокурора Константиновского района Амурской области.

Доводы представителя Ключевского сельсовета ФИО2 о том, что администрацией предоставлялось жилье ФИО8, имеющимися материалами дела не подтверждаются, они противоречат исследованным доказательствам и установленным обстоятельствами по делу.

Кроме того, суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ, признав заявление прокурора о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным обоснованным, должен принять решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина, в интересах которого предъявлено заявление и поэтому требование прокурора об обязывании администрацию Ключевского сельсовета Константиновского района предоставить ФИО8 жилую площадь не ниже установленных социальных норм в с. Ключи Константиновского района, также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 197, 198, 258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Константиновского района Амурской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области по обеспечению жилой площадью жителя с. Ключи Константиновского района ФИО8.

Обязать администрацию Ключевского сельсовета Константиновского района предоставить ФИО8 жилую площадь не ниже установленных социальных норм в с. Ключи, Константиновского района, Амурской области.

Обязать администрацию Константиновского района Амурской области не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения сообщить об исполнении данного судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судом «25» августа 2010 года.

Судья Ю.В. Ковалёва