признание бездействия незаконным и обязывании произвести определенные действия(водохранилище)



Дело № 2- 185/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011 года с. Константиновка

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Зинченко С.В.,

с участием помощника прокурора Константиновского района Коваленко Е.Н.,

представителя ответчика – главы Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области Цакун С.Г.,

при секретаре Осетровой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области по постановке на учет бесхозяйного имущества – гидротехнического сооружения «Ключи (5 прудов)», находящегося на территории муниципального образования и обязывании произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области о признании бездействия администрации Ключевского сельсовета по непринятию мер по постановке на учет гидротехнического сооружения – водохранилища « Ключи (5 прудов)», расположенного на территории муниципального образования, как бесхозяйной недвижимой вещи и обязывании администрации Ключевского сельсовета поставить гидротехническое сооружение как бесхозяйный недвижимый объект на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

В обоснование доводов по иску прокурор в заявлении поданном в суд, указал, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена
проверка по информации Дальневосточного управления Ростехнадзора по
Амурской области о наличии на территории Ключевского сельсовета
Константиновского района бесхозяйного гидротехнического сооружения (ГТС) -«Ключи (5 прудов)», расположенного с Юга к <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Ключевской сельсовет Константиновского района, находится гидротехническое сооружение -водохранилище (далее - ГТС «Ключи (5 прудов)»), которое примыкает с Юга к с. Ключи, собственник ГТС «Ключи (5 прудов)» не установлен. Указанное водохранилище на балансе Ключевского сельсовета и других предприятий не значится и является бесхозным имуществом.

Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

В соответствии с. ч. 3 ст. 217 Гражданского кодекса РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ устанавливается порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в силу которого бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

На основании п. 7 постановления Правительства РФ от 17.09.2003 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (п. 2 Положения).

Таким органом в Амурской области является Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

Согласно ст.218 ГК РФ в случае и порядке, предусмотренных законодательством, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения поселения.

Обязанность по обращению в территориальный орган управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области лежит на администрации Ключевского сельсовета Константиновского района, так как данное ГТС расположено на территории указанного муниципального образования.

Однако, администрацией Ключевского сельсовета Константиновского района, в нарушение норм вышеназванного законодательства, указанное ГТС не поставлено на учет как бесхозное и не принято на баланс.

На основании положения ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

Исходя из положения ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ, гидротехническим сооружением являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

Согласно ст. 8 указанного Закона, для обеспечение безопасности гидротехнических сооружений необходимо соблюдение такого требования, как необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 24.12.1994 №68-ФЗ), органы местного самоуправления в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.12.1994 №68-ФЗ, организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.12.1994 №68-ФЗ, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих требований, одним из которых является осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Согласно ст. 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.

Исходя из ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 22.1 Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Частью 3 ст. 7 Федеральный закон от 03.06.2006 -Ф3 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся водохранилища.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 -Ф3, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 -Ф3, полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Согласно сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от 17.02.2011, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества - водохранилище «Ключи (5 прудов)», примыкающее с Юга к <адрес>, отсутствуют.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, не принятие органом местного самоуправления мер по постановке ГТС «Ключи (5 прудов)» на учет как бесхозяйного имущества, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.

Неисполнение вышеназванного законодательства создает экологический риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в виде паводков, затопления прилегающей территории, следовательно, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Прокурор полагает, что с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации и не допущения нарушения прав граждан, администрация Ключевского сельсовета Константиновского района обязана поставить вышеуказанное ГТС на учет в качестве бесхозяйного имущества и до установления собственника гидротехнического сооружения определить организацию, ответственную за его эксплуатацию и обеспечение безопасности.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В судебном заседании представитель от Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры - помощник прокурора Константиновского района Коваленко Е.Н. исковые требования, изложенные в заявлении Амурского межрайонного природоохранного прокурора, поддержала в полном объеме, изложила доводы, указанные в исковом заявлении прокурора, при этом уточнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие администрации Ключевского сельсовета по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – гидротехнического сооружения - водохранилища «Ключи (5 прудов)», находящегося на территории данного муниципального образования и возложить на администрацию Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - водохранилища «Ключи ( 5 прудов)», примыкающего с Юга к <адрес>.

Представитель ответчика – глава Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме и пояснила, что фактически поставить на учет данное ГТС как бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное на территории муниципального образования, администрация Ключевского сельсовета пока не имеет возможности по причине отсутствия технического паспорта, расходы по изготовлению которого, на себя возложила администрация Константиновского района. При этом представитель ответчика - ФИО2 не представила суду доказательств того, что до проведения прокурорской проверки администрацией Ключевского сельсовета принимались меры по постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения.

Суд, заслушав пояснения представителя прокуратуры и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, полагает возможным удовлетворить заявление прокурора по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, при этом он пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Под бездействием органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, по смыслу закона понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

Согласно информации, предоставленной Дальневосточным Управлением Ростехнадзора по Амурской области, установлено, что на территории Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области имеется гидротехническое сооружение – водохранилище «Ключи (5 прудов)», которое примыкает с юга к с. Ключи Константиновского района объемом 0,76 млн. м3, данный водный объект является бесхозяйным.

В соответствии со ст.1 п. 4 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N74-ФЗ (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 24 июля 2009 г.) водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, следовательно, водохранилище « Ключи (5 прудов)» в с. Ключи Константиновского района является водным объектом.

Согласно ст. 130 ч. 1 ГК РФ обособленные водные объекты относятся к недвижимым вещам ( недвижимое имущество, недвижимость).

В соответствии со ст. 131 ч. 1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

На основании положения ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.

Исходя из положения ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ, гидротехническим сооружением являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

Согласно ст. 8 указанного Закона, для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений необходимо соблюдение такого требования, как необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Кроме того, в силу ст. 8 ч. 2 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Исходя из указанных норм закона гидротехническое сооружение - водохранилище «Ключи (5 прудов)», являющееся водным объектом и находящееся на землях, принадлежащих Ключевскому сельсовету, должно находиться в собственности данного муниципального образования, право собственности которого должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

Однако, Ключевской сельсовет данный водный объект на баланс муниципального образования не принял, поэтому указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным, а учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ производится органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь от права собственности на которую, собственник отказался.

Согласно п.7. Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 (далее - Положение), документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Согласно ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Так как данный водный объект, расположенный на территории муниципального образования «Ключевской сельсовет», не имеет собственника, никто не несет бремя содержания в настоящее время за данным недвижимым имуществом.

Согласно ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения соответственно и муниципального района.

При этом, со стороны Ключевского сельсовета каких-либо мер по признанию гидротехнического сооружения (водохранилища), расположенного на территории указанного сельсовета бесхозяйственным имуществом, длительное время не принимается.

Таким образом, гидротехническое сооружение - водохранилище «Ключи (5 прудов)», примыкающее с Юга к с. Ключи, является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы в Амурской области возложена законом (п.3 ст.225 ГК РФ) на администрацию Ключевского сельсовета, так как ГТС расположено на территории указанного сельсовета.

Администрация данного муниципального образования длительное время не принимает никаких действий по подаче заявления о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества ГТС в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, что и является нарушением п. 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 11 ч. 2 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 - ФЗ от 24.12.1994 г., органы местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Бездействие администрации Ключевского сельсовета по не постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения нарушает права и свободы граждан, проживающих на территории с. Ключи Константиновского района, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем, создает угрозу жизни и здоровья жителей муниципального образования «Ключевской сельсовет».

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Водные объекты, которые используются населением для личных нужд, также должны содержаться в надлежащем состоянии, не опасном для жизни и здоровья людей, и находится в чьем либо ведении, состоять на регистрационном учете.

Таким образом, анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ненадлежащее исполнение своих обязанностей (то есть бездействие) администрации Ключевского сельсовета по непринятию мер по постановке на учет гидротехнического сооружения водохранилища «Ключи (5 прудов)», расположенного на землях, принадлежащих муниципальному образованию Ключевскому сельсовету, в государственном регистрационном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые проживают на территории Ключевского сельсовета, на благоприятную окружающую среду, что и служит основанием для удовлетворения исковых требований Амурского межрайонного природоохранного прокурора.

Согласно ст. 206 ч. 2 ГПК РФ если действия, указанные в решении суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию либо коллегиальный орган совершит определенные действия ( исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных средств исполняется их руководителем в установленный судом срок.


На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст.194, 197,198, 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить: признать незаконным бездействие администрации Ключевского сельсовета Константиновского района по постановке на учет бесхозяйного имущества – гидротехнического сооружения – водохранилища «Ключи (5 прудов)», находящегося на территории данного муниципального образования.

Возложить на администрацию Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения- водохранилища «Ключи (5 прудов)», примыкающего с юга к с. Ключи Константиновского района Амурской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме в Амурский областной суд в кассационном производстве через Константиновский районный суд.

Решение суда в окончательной форме принято 30 мая 2011 года.

Судья Зинченко С.В.