Дело № 2-111/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 марта 2011 года с. Константиновка Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи: Зинченко С.В. при секретаре: Осетровой Т.И., с участием заместителя прокурора Константиновского района: Чуй-то-фа Г.Н., представителей заинтересованных лиц: Ускумбаевой Т.А., Монастыревой Г.И., Григорьевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Константиновского района Амурской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Ключевская средняя общеобразовательная школа», к МОУ «Ключевская СОШ», Управлению образования администрации Константиновского района, администрации Константиновского района Амурской области о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Константиновского района Амурской области в интересах учащихся МОУ «Ключевская СОШ» обратился в суд с заявлением к администрации Константиновского района и муниципальному образовательному учреждению «Ключевская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия, указывая, на то, что в марте 2011 года, прокуратурой была проведена проверка исполнения на территории Константиновского района законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п. 2.2.3 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях от 28 ноября 2002 года № 44 – территория участка образовательного учреждения МОУ «Ключевская СОШ» на момент проверки по периметру не была огорожена забором высотой 1,5 м и вдоль него отсутствуют зеленые насаждения. Вследствие чего в настоящее время на территорию данного образовательного учреждения имеется беспрепятственный доступ, как посторонних лиц, так и постороннего автотранспорта, что создает угрозу жизни и здоровью учащихся МОУ «Ключевская СОШ». В связи с чем, прокурор Константиновского района просит признать незаконными бездействие МОУ «Ключевская СОШ», администрации Константиновского района по устройству вокруг всей территории МОУ «Ключевская СОШ» соответствующего ограждения, установленным действующим законодательством требованиям, и обязать их установить ограждение, соответствующее Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно по всему периметру обеспечить возведение вокруг территории данного образовательного учреждения забора высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями, до начала следующего года. К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление образования администрации Константиновского района Амурской области. В судебном заседании заместитель прокурора Константиновского района Чуй-то-фа Г.Н. поддержала доводы, изложенные в заявлении прокурора, просила удовлетворить требования, указанные в заявлении, при этом уточнила требования прокурора, просила признать незаконным бездействие МОУ «Ключевская СОШ», Управления образования администрации Константиновского района, администрации Константиновского района по устройству вокруг всей территории МОУ «Ключевская СОШ» ограждения, соответствующего установленным действующим законодательством требованиям, предоставив МОУ «Ключевская СОШ», Управлению образования администрации Константиновского района и администрации Константиновского района срок для устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2011 года. Директор МОУ «Ключевская СОШ» Монастырева Г.И. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении прокурора, признала в полном объеме и пояснила, что школа фактически имеет частичное ограждение по периметру территории, загорожена территория школы только с двух сторон, выставлены собственными силами школы два шлагбаума, всего необходимо выставить забор протяженностью 350 метров. Последний раз вопрос о необходимости возведения ограждения на территории Ключевской школы заслушивали на административном Совете администрации Константиновского района в апреле 2010 года. Согласно составленных сметных расчетов в январе 2011 года установлено, что стоимость работ по возведению ограждения вокруг школы составит 340388 рублей, однако на 2011 год школе выделено на строительные материалы согласно сметы расходов только 54000 рублей. Полагает, что без финансовой поддержки районного бюджета возвести ограждение вокруг территории МОУ «Ключевская СОШ» будет невозможно. Представитель заинтересованного лица по доверенности от администрации Константиновского района – Ускумбаева Т.А. в судебном заседании с требованиями, изложенными в заявлении прокурора, не согласилась, и в обоснование имеющихся возражений, указала следующее : в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменениями от 01.01.2011 года, в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных ( муниципальных) учреждений» в статье 9.1 прописано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления. Согласно Уставу Константиновского района от 07.07.2005 года № 30 в редакции решения от 06.12.2010 года № 257 муниципальное образование Константиновский район вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений и предприятий осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления – администрация района либо уполномоченное постановлением администрации района структурное подразделение администрации района. В соответствии с Постановлением администрации района от 18.01.2011 года № 18 «О порядке осуществления органами местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений» уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении МОУ «Ключевская СОШ» осуществляет Управление образования администрации Константиновского района. Согласно сводного реестра главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, финансируемых из районного бюджета на 2011 год главным распорядителем бюджетных средств является финансовый отдел администрации района, а распорядителями средств является администрация района и управление образования в пределах доведенных лимитов. Таким образом, полагает, что только орган, осуществляющий полномочия учредителя муниципального учреждения и одновременно являющийся распорядителем бюджетных средств по отношению к данному учреждению, вправе определять направления и размеры бюджетных средств данному учреждению в пределах утвержденных лимитов. Администрация района не вправе вмешиваться в данную деятельность и направлять бюджетные средства напрямую муниципальному учреждению минуя распорядителя бюджетных средств – Управление образования. Вместе с тем, представитель администрации Константиновского района также дополнила, что в настоящее время действует переходный период в течение полугода, когда окончательно Управление образования организует и будет осуществлять в полном объеме свою деятельность, как учредитель общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Константиновского района. Кроме того, Ускумбаева Т.В. также пояснила, что ни администрация МОУ «Ключевская СОШ», ни Управление образования администрации Константиновского района не обращались в 2011 году по поводу выделения денежных средств, необходимых на установление ограждения вокруг школы и посадки зеленых насаждений. Начальник Управления образования Константиновского района - Григорьева Е.М. требования, изложенные в заявлении прокурора, признала частично, и пояснила суду, что Управлением образования выполняются все необходимые мероприятия для осуществления безопасности обучающихся во всех образовательных учреждениях, расположенных на территории Константиновского района, а именно в первоочередном плане решается вопрос об антитеррористической и пожарной безопасности образовательных учреждений. Управлением образования администрации Константиновского района по вопросу возведения ограждения вокруг территорий образовательных учреждений – школ, в том числе и МОУ «Ключевская СОШ», неоднократно направлялась информация в администрацию района по выделению финансовых средств, поднимался данный вопрос и на административных Советах при администрации района, подписано Соглашение между Министерством образования и науки Амурской области и администрацией Константиновского района о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Константиновского района на финансирование расходов, связанных с обеспечением пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений на 2011 год. Разработаны и утверждены перспективные планы по выполнению мер обеспечения безопасности образовательных учреждений на период 2010-2012 года. Ограждение будет выставлено вокруг образовательного учреждения по мере поступления финансовых средств, однако выделяемых финансов не хватает. Считает, что Управлением образования в пределах выделяемых администрацией Константиновского района лимитов финансовых ассигнований в полной мере предпринимаются все необходимые меры по безопасному пребыванию учащихся на территории школы и в самом здании. Просит увеличить срок устранения выявленных нарушений, и определить его до 01.09.2012 года. Суд, заслушав объяснения представителя прокуратуры, представителей заинтересованных лиц от администрации Константиновского района, Управления образования администрации Константиновского района, МОУ «Ключевская СОШ», исследовав представленные письменные материалы дела, полагает возможным удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям: Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц…. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Так как несовершеннолетние учащиеся МОУ «Ключевская СОШ» в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права на охрану жизни и здоровья, то в соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - учеников МОУ «Ключевская СОШ». В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, должностных лиц, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Согласно ст. 2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. Как следует из ст.ст. 3, 5 федерального закона «О противодействии терроризму», ст. 15 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны участвовать в противодействии терроризму, а именно осуществлять деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся … материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Как следует из положений ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится, … обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44, территория участка образовательного учреждения должна ограждаться забором высотой 1,5 метра и вдоль него - зелеными насаждениями. Как установлено в судебном заседании и подтверждается исследованными доказательствами, а также не оспаривалось представителями заинтересованных лиц, на территории МОУ «Ключевская СОШ» ограждение и зеленые насаждения вокруг всей территории школы, в соответствии с данными гигиеническими требованиями, отсутствуют. Суд приходит к выводу, что в соответствии с п.1.6, п.6.7 Устава МОУ « Ключевская СОШ» общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, лицевой счет, обладает обособленным имуществом. Не выполнение санитарно-гигиенических норм и других требований в целях охраны жизни и здоровья учащихся и работников учреждения предусматривает ответственность в установленном законом порядке. Согласно п. 1.2 Устава МОУ «Ключевская СОШ», учредителем данного муниципального общеобразовательного учреждения является администрация Константиновского района. Как следует из п. 6.5 Устава, финансовое обеспечение учреждения осуществляется учредителем в соответствии с заключенным между ними договором на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Согласно п. 6.6 Устава МОУ «Ключевская СОШ» администрацией муниципального образования района устанавливаются нормативы финансирования за счет средств местного бюджета ( за исключением субвенций, предоставленных их бюджетов Администрации Амурской области в соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона «Об образовании») для обеспечения содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающей к ним территорий, подвоза учащихся, организации питания и выплаты средств на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Согласно Постановлению главы администрации Константиновского района № 18 от 18 января 2011 года полномочиями администрации Константиновского района, как учредителя муниципальных образовательных учреждений, наделено Управление образования Администрации Константиновского района, в том числе орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в установленном порядке осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с постановлением главы администрации района от 25.11.2010 года № 581 «О порядке формирования и обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями». Согласно Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания бюджетными и казенными учреждениями, утвержденного постановлением администрации района от 25.11.2010 года № 581 (п.6; п.9) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в районном бюджете на соответствующие цели и осуществляется в виде субсидии. В соответствии с п.7 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ Таким образом, одним из источников финансирования МОУ «Ключевская СОШ» являются средства муниципального районного бюджета, т.е. администрации Константиновского района через Управление образования администрации Константиновского района, которые не финансировали данное учебное заведение для установления ограждения и вдоль него зеленых насаждений, в соответствии с СанПин 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Управление образования администрации Константиновского района является структурным подразделением администрации Константиновского района, что не оспаривается сторонами. В судебном заседании установлено, что при осуществлении образовательной деятельности МОУ «Ключевская СОШ» не выполняются санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные п.2.2.3 СанПин 2.4.2 1178-02, предусматривающие ограждение территории образовательного учреждения забором высотой 1,5 метра и вдоль него зелеными насаждениями. В судебном заседании также установлено, что Управлением образования администрации Константиновского района на имя главы администрации Константиновского района и в районный Совет народных депутатов в ноябре 2010 года и в феврале 2011 года предоставлялась письменная информация по дефициту предельных объемов бюджетных ассигнований на 2011 год, где было указано, что на содержание прилегающей территории (ограждения) общеобразовательных учреждений района, в том числе и МОУ «Ключевская СОШ» требуется 1540,0 тысяч рублей, что фактически опровергает доводы представителя администрации Константиновского района в этой части. Вместе с тем, администрацией района недостаточно производится финансирование по обеспечению выполнения данным общеобразовательным учреждением санитарно-гигиенических норм и других требований для охраны жизни и здоровья учащихся. Все это является следствием непринятия заинтересованными лицами необходимых мер по устройству ограждения по периметру территории МОУ «Ключевская СОШ», в том числе своевременного финансирования из средств бюджета Константиновского района через Управление образования расходов и их распределения, связанных с возведением ограждения и зеленых насаждений вдоль ограждения. Доводы заинтересованных лиц об отсутствии финансовых средств, суд находит не обоснованными, поскольку это не является основанием для невыполнения требований, предусмотренных ст. 51 Закона «Об образовании», ст.28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, доводы представителя администрации Константиновского района о том, что администрация Константиновского района не является надлежащей стороной по данному делу, так как Управлению образования администрации Константиновского района были переданы полномочия учредителя общеобразовательных учреждений, суд также находит не обоснованными, поскольку администрация района в лице его структурного подразделения финансового отдела является главным распорядителем денежных средств, поступающих в бюджет района, и правом первой подписи на всех финансовых документах обладает именно глава муниципального образования Константиновский район. Суд приходит к выводу, что бездействием МОУ «Ключевская СОШ», Управления образования администрации Константиновского района, администрации Константиновского района нарушаются права и законные интересы учащихся МОУ «Ключевская СОШ», поскольку в настоящее время на территорию данного общеобразовательного учреждения имеется беспрепятственный доступ, как посторонних лиц, так и постороннего автотранспорта, что создает угрозу жизни и здоровью учащимся МОУ «Ключевская СОШ». Поскольку образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, суд приходит к выводу, что требования прокурора Константиновского района Амурской области в защиту несовершеннолетних учащихся МОУ «Ключевская СОШ» подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ст.258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Константиновского района Амурской области в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Ключевская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Константиновского района, Амурской области, МОУ «Ключевская СОШ», Управления образования администрации Константиновского района Амурской области, выразившееся в неисполнении требований Федерального Закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44, а именно, в непринятии мер по ограждению территории общеобразовательного учреждения – МОУ «Ключевская СОШ», расположенного в с. Ключи Константиновского района Амурской области, ул. Школьная, 51, забором высотой 1,5 метра и вдоль него зелеными насаждениями Обязать администрацию Константиновского района, Амурской области, МОУ «Ключевская СОШ», Управление образования администрации Константиновского района Амурской области в срок до 01 сентября 2011 года установить ограждение по периметру территории, принадлежащей МОУ «Ключевская СОШ» забором высотой 1,5 метра и вдоль него - зелеными насаждениями. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 15 апреля 2011 года. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Зинченко С.В.
"О некоммерческих организациях" порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.