Дело № 2-134/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Константиновка «13» апреля 2011 г. Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи: Ковалёвой Ю.В., при секретаре: Пимаховой Т.М.., с участием заместителя прокурора Константиновского района: Чуй-то-фа Г.Н., представителей ответчиков: Гетмановой Е.А., Козик В.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Константиновского района Амурской области, выступающего в защиту интересов Российской Федерации Амурской области и прав неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 10 «Буратино», Управлению образования администрации Константиновского района о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Константиновского района Амурской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации Амурской области и прав неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 10 «Буратино» (далее МДОУ Детский сад № 10 «Буратино») о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Константиновского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности ее внесения, в ходе которой установлено, что МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» требования законодательства в части обеспечения своевременного расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не выполняются. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, заполняются организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, - связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, а затем согласовывается уполномоченным органом. Срок уплаты за - негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода установлен - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Указанное образовательное учреждение состоит на учете в органе Росприроднадзора в качестве природопользователя, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду путем размещения, (накопления) отходов производства и потребления. Указанная деятельность облагается платой в соответствии с законодательством РФ. Проверкой, проведенной прокуратурой района 17 марта 2011 г. было установлено, что МДОУ Детский сад № 10 «Буратино», в нарушение вышеуказанных требований закона, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в течение 2009 - 2011 г.г. не производился, на согласование в уполномоченный орган не направлялся. В силу 4.1 ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет -20%, в бюджет субъекта РФ-40%, в местный бюджет -40%. Отсутствие у МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» соответствующих расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, согласованных уполномоченным органом, влечет невнесение указанным природопользователем платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Константиновского района денежных средств, и как следствие не позволяет за счет данных бюджетов увеличить расходы на реализацию обязательств, выполнение которых возложено Федеральным законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления, в т.ч. в социальных и иных сферах правоотношений, что влечет нарушение прав жителей Константиновского района, предусмотренных Конституцией РФ. Просят признать бездействие администрации МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» по проведению расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду незаконным. Обязать МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду. В судебном заседании заместитель прокурора Константиновского района Чуй-то-фа Г.Н. уточнила исковые требования, указывая на то, что МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» произвела и представила на согласование в уполномоченный орган – Росприроднадзор расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2011 года. Поэтому просит суд обязать МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» произвести расчет платы негативное воздействие на окружающую среду за 2010 года в трехмесячный срок. Представитель ответчика МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» - Козик В.Т. с исковыми требованиями прокурора согласна полностью. Определением суда от 04 апреля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Константиновского района Амурской области. Представитель ответчика Управления образования администрации Константиновского района Амурской области – Гетманова Е.А с исковыми требованиями прокурора согласна в полном объеме, пояснив, что данным учебным учреждением расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2011 года произведены и представлены в Росприроднадзор и в срок до 20 апреля будут произведены платежи. Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие и копию решения выслать в их адрес, исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области поддерживают полностью. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, в своей совокупности считает, что исковые требования прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям: В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой при водят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охраны, воспроизводство и рационального использования природных ресурсов, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на. окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008 г.) заполняются организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, - связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, а затем согласовывается уполномоченным органом. Срок уплаты за - негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода установлен - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В силу 4.1 ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ- 40%, в местный бюджет - 40%. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной деятельности и иной деятельности независимо от форм собственности осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, которое также осуществляет учет уплаты платежей, учет неплательщиков и согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным Росприроднадзора по Амурской области МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» состоит на учете в качестве природопользователя, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду путем размещения, (накопления) отходов производства и потребления. Данная деятельность облагается платой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиками в судебное заседание представлены расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года, который согласован с Роспироднадзором 07 апреля 2011 года. Таким образом, требования прокурора частично ответчиками удовлетворены самостоятельно. Вместе с тем, в судебном заседании установлено и следует из исследованных доказательств, в том числе: Акта от 17 марта 2011 года, данных Управления образования Администрации Константиновского района, Амурской области – МДОУ Детский сад № 10 «Буратино», в нарушение вышеуказанных требований закона расчет платы за 2010 год не производила и в уполномоченный орган – Росприроднадзор их не направляла. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие у МДОУ Детский сад № 10 «Буратино» расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, которые должны быть согласованны уполномоченным органом - Роспироднадзором, влечет невнесение указанным природопользователем платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Константиновского района денежных средств, и как следствие не позволяет за счет данных бюджетов увеличить расходы на реализацию обязательств, выполнение которых возложено Федеральным законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления, в т.ч. в социальных и иных сферах правоотношений, что влечет нарушение прав жителей Константиновского района, предусмотренных Конституцией РФ. При таком положении, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области, удовлетворить. Признать бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 10 «Буратино», Управления образования администрации Константиновского района Амурской области в части не произведения расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, незаконным. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Буратино», Управление образования администрации Константиновского района Амурской области произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду за 2010 год в трехмесячный срок. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судом «13» апреля 2011 года. <данные изъяты>: Судья Ю.В. Ковалёва