Дело № 2-139/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Константиновка «13» апреля 2011 г. Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи: Ковалёвой Ю.В., при секретаре: Пимаховой Т.М.., с участием заместителя прокурора Константиновского района: Чуй-то-фа Г.Н., представителя ответчика: Гетмановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Константиновского района Амурской области, выступающего в защиту интересов Российской Федерации Амурской области и прав неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Новопетровская средняя общеобразовательная школа, Управлению образования администрации Константиновского района о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Константиновского района Амурской области обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации Амурской области и прав неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Новопетровская средняя общеобразовательная школа (далее МОУ Новопетровская СОШ) о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Константиновского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности ее внесения, в ходе которой установлено, что МОУ Новопетровская СОШ требования законодательства в части обеспечения своевременного расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не выполняются. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, заполняются организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, - связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, а затем согласовывается уполномоченным органом. Срок уплаты за - негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода установлен - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Указанное образовательное учреждение состоит на учете в органе Росприроднадзора в качестве природопользователя, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду путем размещения, (накопления) отходов производства и потребления. Указанная деятельность облагается платой в соответствии с законодательством РФ. Проверкой, проведенной прокуратурой района 17 марта 2011 г. было установлено, что МОУ Новопетровская СОШ, в нарушение вышеуказанных требований закона, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в течение 2009 - 2011 г.г. не производился, на согласование в уполномоченный орган не направлялся. В силу 4.1 ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет -20%, в бюджет субъекта РФ-40%, в местный бюджет -40%. Отсутствие у МОУ Новопетровская СОШ соответствующих расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, согласованных уполномоченным органом, влечет невнесение указанным природопользователем платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Константиновского района денежных средств, и как следствие не позволяет за счет данных бюджетов увеличить расходы на реализацию обязательств, выполнение которых возложено Федеральным законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления, в т.ч. в социальных и иных сферах правоотношений, что влечет нарушение прав жителей Константиновского района, предусмотренных Конституцией РФ. Просят признать бездействие администрации МОУ Новопетровская СОШ по проведению расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду незаконным. Обязать МОУ Новопетровская СОШ произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду. В судебном заседании заместитель прокурора Константиновского района Чуй-то-фа Г.Н. уточнила исковые требования, указывая на то, что МОУ Новопетровская СОШ произвела и представила на согласование в уполномоченный орган – Росприроднадзор расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2011 года. Поэтому просит суд обязать МОУ Новопетровская СОШ произвести расчет платы негативное воздействие на окружающую среду за 2010 года в трехмесячный срок. Представитель ответчика МОУ Новопетровская СОШ – Пидгурская Л.М., в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие и копию решения выслать в ее адрес, с исковыми требованиями прокурора согласна полностью. Определением суда от 04 апреля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Константиновского района Амурской области. Представитель ответчика Управления образования администрации Константиновского района Амурской области – Гетманова Е.А с исковыми требованиями прокурора согласна в полном объеме, пояснив, что данным учебным учреждением расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2011 года произведены и представлены в Росприроднадзор и в срок до 20 апреля будут произведены платежи. Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие и копию решения выслать в их адрес, исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области поддерживают полностью. Суд, выслушав мнение участников процесса, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика МОУ Новопетровская СОШ и представителя третьего лица. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, в своей совокупности считает, что исковые требования прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям: В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой при водят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охраны, воспроизводство и рационального использования природных ресурсов, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на. окружающую среду" (с изменениями от 27 марта 2008 г.) заполняются организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, - связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, а затем согласовывается уполномоченным органом. Срок уплаты за - негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода установлен - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В силу 4.1 ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ- 40%, в местный бюджет - 40%. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной деятельности и иной деятельности независимо от форм собственности осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, которое также осуществляет учет уплаты платежей, учет неплательщиков и согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно данным Росприроднадзора по Амурской области МОУ Новопетровская СОШ состоит на учете в качестве природопользователя, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду путем размещения, (накопления) отходов производства и потребления. Данная деятельность облагается платой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиками в судебное заседание представлены расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года, который согласован с Роспироднадзором 25 марта 2011 года. Таким образом, требования прокурора частично ответчиками удовлетворены самостоятельно. Вместе с тем, в судебном заседании установлено и следует из исследованных доказательств, в том числе: Акта от 17 марта 2011 года, данных Управления образования Администрации Константиновского района, Амурской области – МОУ Новопетровская СОШ, в нарушение вышеуказанных требований закона расчет платы за 2010 год не производила и в уполномоченный орган – Росприроднадзор их не направляла. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие у МОУ Новопетровская СОШ расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, которые должны быть согласованны уполномоченным органом - Роспироднадзором, влечет невнесение указанным природопользователем платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Константиновского района денежных средств, и как следствие не позволяет за счет данных бюджетов увеличить расходы на реализацию обязательств, выполнение которых возложено Федеральным законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления, в т.ч. в социальных и иных сферах правоотношений, что влечет нарушение прав жителей Константиновского района, предусмотренных Конституцией РФ. При таком положении, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области, удовлетворить. Признать бездействие муниципального общеобразовательного учреждения Новопетровская средняя общеобразовательная школа, Управления образования администрации Константиновского района Амурской области в части не произведения расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, незаконным. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Новопетровская средняя общеобразовательная школа, Управление образования администрации Константиновского района Амурской области произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду за 2010 год в трехмесячный срок. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судом «13» апреля 2011 года. <данные изъяты>: Судья Ю.В. Ковалёва