признание бездействия незаконным



Дело № 2- 250/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2011 года с. Константиновка

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи: Зинченко С.В.

при секретаре: Осетровой Т.И.,

с участием прокурора Константиновского района Петриенко А.Н.,

представителей заинтересованных лиц: Ускумбаевой Т.А., Поротиковой Т.Л.,

Григорьевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Константиновского района Амурской области в интересах несовершеннолетних учащихся МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», муниципального общеобразовательного учреждения «Константиновская средняя общеобразовательная школа», к МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», Управлению образования администрации Константиновского района, администрации Константиновского района Амурской области о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Константиновского района Амурской области в интересах несовершеннолетних учащихся муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (далее МОУ ДОД) «Центр внешкольной работы» и МОУ «Константиновская СОШ» обратился в суд с заявлением к администрации Константиновского района и МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия, указывая, на то, что в марте 2011 года, прокуратурой была проведена проверка исполнения на территории Константиновского района законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что в нарушение требований п. 2.2.3 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях от 28 ноября 2002 года № 44 – территория участка образовательного учреждения МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» на момент проверки по периметру не была огорожена забором высотой 1,5 м и вдоль него отсутствовали зеленые насаждения. Вследствие чего в настоящее время на территорию данного образовательного учреждения имеется беспрепятственный доступ, как посторонних лиц, так и постороннего автотранспорта, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних учащихся МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»., так и учащихся МОУ «Константиновская СОШ», использующего в образовательных целях часть кабинетов здания, переданного на праве оперативного управления МОУ ДОД «Центр внешкольной работы».

В связи с чем, прокурор Константиновского района просит признать незаконными бездействие МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», администрации Константиновского района по устройству вокруг всей территории, принадлежащей и используемой МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» соответствующего ограждения, установленным действующим законодательством требованиям, и обязать их установить ограждение, соответствующее Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно по всему периметру обеспечить возведение вокруг территории данного образовательного учреждения забора высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями, до начала следующего года.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление образования администрации Константиновского района Амурской области.

В судебном заседании прокурор Константиновского района Петриенко А.Н. поддержал требования, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить, при этом уточнил требования, а именно просил признать незаконным бездействие МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», Управления образования администрации Константиновского района, администрации Константиновского района по устройству вокруг всей территории МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» ограждения, соответствующего установленным действующим законодательством требованиям, предоставив МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», Управлению образования администрации Константиновского района и администрации Константиновского района срок для устранения выявленных нарушений до 01 декабря 2011 года.

Директор МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Поротикова Т.Л. в судебном заседании требования, изложенные в заявлении прокурора, признала частично, и пояснила, что МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» (далее как МОУ ДОД «ЦВР») фактически располагается в здании по ул. Школьная, 1 а с 2009 года, она приступила к исполнению обязанностей директора данного образовательного учреждения с 01.01.2011 года. Здание, в котором располагается МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления, однако учебные кабинеты, расположенные на 1-ом этаже здания находятся в оперативном управлении МОУ «Константиновская СОШ». Фактически земельный участок – территория МОУ ДОД «ЦВР» только со 02 июня 2011 года предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, до этого земельный участок, на котором расположено здание МОУ ДОД «ЦВР» и прилегающая территория, находилось в ведении МОУ «Константиновская СОШ». В настоящее время территория МОУ ДОД «ЦВР» не имеет ограждения только с центральной, фасадной части здания, куда свободный подъезд постороннего транспорта невозможен из-за препятствующих этому труб теплосетей. Согласно санитарно-эпидеомологических правил и нормативов для учреждений дополнительного образования детей территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2- 1,5 метра или зелеными насаждениями. Если к началу учебного года в связи с отсутствием должного финансирования забор не будет установлен, то силами МОУ ДОД «ЦВР» будут с фасадной стороны здания высажены зеленые насаждения.

Представитель заинтересованного лица по доверенности от администрации Константиновского района – Ускумбаева Т.А. в судебном заседании с требованиями, изложенными в заявлении прокурора, согласилась частично, и в обоснование имеющихся возражений, указала, что фактически общеобразовательные учреждения Константиновского района включены по финансированию в областную долгосрочную целевую программу «Противодействие терроризму и экстремизму в Амурской области на 2011-2013 годы». В настоящее время бюджету Константиновского района на уровне области решается вопрос о выделении субсидии из областного бюджета на установку и ремонт ограждений по периметру территорий образовательных учреждений в размере 2300 000 рублей, из которых 230000 рублей объем средств за счет средств бюджета Константиновского района, остальная сумма выделяется как субсидия из областного бюджета. Учитывая, что Константиновский район включен в вышеназванную программу, то в период 2012-2013 годов ограждение будет установлено на территории всех образовательных учреждений. Считает, что администрация Константиновского района в этом направлении не бездействует, поэтому в этой части заявленных требований прокурора она не согласна, а с требованием об обязании произвести определенные действия, именно по установке ограждения по периметру территории МОУ ДОД «ЦВР» она согласна.

Начальник Управления образования Константиновского района - Григорьева Е.М. требования, изложенные в заявлении прокурора, признала частично, и пояснила суду, что Управлением образования выполняются все необходимые мероприятия для осуществления безопасности обучающихся во всех образовательных учреждениях, расположенных на территории Константиновского района, а именно в первоочередном плане решается вопрос об антитеррористической и пожарной безопасности образовательных учреждений. Управлением образования администрации Константиновского района по вопросу возведения ограждения вокруг территорий образовательных учреждений – школ, в том числе решался вопрос и по ограждению территории МОУ ДОД «ЦВР». После того, как в декабре было вынесено решение Константиновскоим районным судом по ограждению МОУ «Константиновская СОШ», то была составлена смета по ограждению данного образовательного учреждения, куда были включены затраты и по возведению 27 метров со стороны фасада здания, где располагается МОУ ДОД «ЦВР». Однако, впоследствии в январе 2011 года из данной сметы по неизвестной ей причине данные затраты были исключены, но при возведении ограждения вокруг территории МОУ «Константиновская СОШ» Управление образования обязуется оградить также и оставшуюся сторону по периметру территории МОУ ДОД «ЦВР».

Представитель заинтересованного лица – директор МОУ «Константиновская СОШ» Бянкина Н.А. согласилась с требованиями прокурора частично, и подтвердила доводы, изложенные директором МОУ ДОД «ЦВР» Поротиковой Т.Л., указав, что в случае установки ограждения вокруг Константиновской СОШ, будет в обязательном порядке загорожена со стороны фасадной части и территория МОУ ДОД «ЦВР».

Суд, заслушав пояснения прокурора, представителей заинтересованных лиц от администрации Константиновского района, Управления образования администрации Константиновского района, МОУ «Константиновская СОШ», МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», исследовав представленные письменные материалы дела, полагает возможным удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям:

Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц…. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Так как несовершеннолетние учащиеся МОУ «Константиновская СОШ», МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», которые в процессе обучения находятся в здании по ул. Школьная, 1 «а», в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права на охрану жизни и здоровья, то в соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – учащихся МОУ «Константиновская СОШ» и МОУ ДОД «ЦВР».

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, должностных лиц, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.

Как следует из ст.ст. 3, 5 федерального закона «О противодействии терроризму», ст. 15 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны участвовать в противодействии терроризму, а именно осуществлять деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся … материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится, … обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с требованиями п.2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4. 1251-03 «Гигиена детей и подростков детские внешкольные учреждения ( учреждения дополнительного образования) санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 03.04.2003 года № 27, территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2- 1,5 метра или зелеными насаждениями.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается исследованными доказательствами, а также не оспаривалось представителями заинтересованных лиц, на территории МОУ ДОД «ЦВР» с фасадной части ограждение и зеленые насаждения вокруг всей территории школы, в соответствии с данными гигиеническими требованиями, отсутствуют.

Суд приходит к выводу, что в соответствии с п.1.6 Устава МОУ ДОД « ЦВР» данное образовательное учреждение дополнительного образования детей является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, лицевой счет, обладает обособленным имуществом.

Согласно п. 1.4 Устава МОУ ДОД «ЦВР», учредителем данного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей является администрация Константиновского района.

Как следует из п. 6.2 Устава, к компетенции учредителя ( администрации Константиновского района) относится обеспечение содержания здания Центра, обустройство прилегающей к нему территории, проведение капитального ремонта.

Согласно п.8.3 Устава одним из источников формирования финансовых ресурсов и имущества Центра является муниципальный бюджет и другие источники финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, одним из источников финансирования МОУ ДОД «ЦВР» являются средства муниципального районного бюджета, т.е. администрации Константиновского района через Управление образования администрации Константиновского района, которые не финансировали данное учебное заведение для установления ограждения либо посадки зеленых насаждений, в соответствии с МОУ «Константиновская СОШ», МОУ ДОД «Центр внешкольной работы». Управление образования администрации Константиновского района является структурным подразделением администрации Константиновского района, что не оспаривается сторонами.

В судебном заседании установлено, что при осуществлении образовательной деятельности МОУ ДОД «ЦВР» не выполняются санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные п. 2.4 СанПин 2.4.4. 1251-03п.2.2.3, предусматривающие ограждение территории образовательного учреждения дополнительного образования детей забором высотой 1,2- 1,5 метра или зелеными насаждениями.

Согласно Постановления администрации Константиновского района № 274 от 02.06.2011 года «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» МОУ ДОД «ЦВР» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с местоположением: Амурская область, Константиновский район, с. Константиновка, ул. Школьная, с кадастровым номером 28:15:011325:84 с разрешенным использованием №»под объект образования».

Суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц, что они фактически не бездействуют, а решают вопросы по финансированию и установлению ограждения вокруг территории общеобразовательных учреждений района.

В представленных в судебном заседании документах, а именно Соглашении между Министерством образования и науки Амурской области и администрацией Константиновского района о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Константиновского района на софинансирование расходов, связанных с установкой и ремонтом ограждения по периметру территории образовательных учреждений, на 2011 год, которое находится фактически в стадии согласования и подписания, субсидия общим объемом 2300 000 рублей будет выделена согласно ч. 3 данного Соглашения только на три единицы зданий образовательных учреждений, в которые не входит МОУ ДОД «ЦВР».

Кроме того, предоставленный руководителем МОУ ДОД «ЦВР» локальный сметный расчет № 123 от 05.05.2011 года «Устройство забора протяженностью 28 п.м.» ( с. Константиновка МОУ ДОД «ЦВР» фактически был изготовлен уже в процессе проводимой прокурорской проверки, а 17 мая 2011 года директором МОУ ДОД «ЦВР» Поротиковой Т.Л. в Управление образования администрации Константиновского района в соответствии с изготовленным сметным расчетом направлена информация о необходимости возведения ограждения от проезжей части по ул. Школьная протяженностью 28 метров.

В материалах дела также имеется письменная информация директора МОУ «Константиновская СОШ» Бянкиной Н.А. № 115 от 26.04.2011 года, согласно которой суду стало известно, что в локальном сметном расчете на устройство забора № 103 от 23.03.2011 года, ограждение вокруг Центра внешкольной работы не предусмотрено. В связи с чем, суд считает несостоятельными доводы заинтересованных лиц в том, что при возведении ограждения вокруг территории МОУ «Константиновская СОШ», финансирование которой вошло в долгосрочную областную программу будет огорожена и фасадная часть территории МОУ ДОД «ЦВР» явно не состоятельны, не основаны на представленных доказательствах.

Таким образом, администрацией района недостаточно производится финансирование по обеспечению выполнения данным образовательным учреждением дополнительного образования детей санитарно-гигиенических норм и других требований для охраны жизни и здоровья учащихся.

Все это является следствием непринятия заинтересованными лицами необходимых мер по устройству ограждения по периметру территории МОУ ДОД «ЦВР», в том числе своевременного финансирования из средств бюджета Константиновского района через Управление образования расходов и их распределения, связанных с возведением ограждения или высадки зеленых насаждений вместо ограждения.

Доводы заинтересованных лиц об отсутствии финансовых средств, суд находит не обоснованными, поскольку это не является основанием для невыполнения требований, предусмотренных ст. 51 Закона «Об образовании», ст.28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Суд приходит к выводу, что бездействием МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», Управления образования администрации Константиновского района, администрации Константиновского района нарушаются права и законные интересы учащихся МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» и МОУ «Константиновская СОШ», которые проходят обучение в здании МОУ ДОД «ЦВР», поскольку в настоящее время на территорию данного общеобразовательного учреждения имеется беспрепятственный доступ, как посторонних лиц, так и постороннего автотранспорта, что создает угрозу жизни и здоровью учащимся.

Поскольку образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, суд приходит к выводу, что требования прокурора Константиновского района Амурской области в защиту несовершеннолетних учащихся МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» и МОУ «Константиновская СОШ» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Константиновского района Амурской области в интересах несовершеннолетних учащихся МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», муниципального общеобразовательного учреждения «Константиновская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Константиновского района, Амурской области, МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», Управления образования администрации Константиновского района Амурской области, выразившееся в неисполнении требований Федерального Закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.4.4 1251 -03 «Гигиена детей и подростков детские внешкольные учреждения ( учреждения дополнительного образования) санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 03.04.2003 года № 27, а именно, в непринятии мер по ограждению территории образовательного учреждения – МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», расположенного в с. Константиновка Константиновского района Амурской области, ул. Школьная, 1 а, забором высотой 1,2 м- 1,5 метра или зелеными насаждениями

Обязать администрацию Константиновского района, Амурской области, МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», Управление образования администрации Константиновского района Амурской области в срок до 01 декабря 2011 года установить ограждение по периметру территории, принадлежащей МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в виде забора высотой 1,2 м - 1,5 метра или зеленых насаждений.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 12 июля 2011 года.

Судья Зинченко С.В.