Дело № 2- 226/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года с. Константиновка Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи: Зинченко С.В., при секретаре: Осетровой Т.И., с участием прокурора Константиновского района: Петриенко А.Н., представителя ответчика – Крюкова Н.И., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Скрябиной Н.А., Григорьевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений Константиновского района) к муниципальному учреждению здравоохранения «Константиновская центральная районная больница» о признании незаконным действия по осуществлению без лицензии медицинской деятельности в образовательных учреждениях Константиновского района и обязании произвести определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений Константиновского района обратился в суд с исковым заявлением к МУЗ «Константиновская ЦРБ» о признании незаконным действия МУЗ «Константиновская ЦРБ» по осуществлению без лицензии медицинской деятельности в образовательных учреждениях Константиновского района и обязании произвести определенные действия, а именно просит обязать ответчика в срок до 01 сентября 2011 года получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в образовательных учреждениях Константиновского района. В обоснование доводов по иску прокурор в своем заявлении указал следующее: Прокуратурой Константиновского района 17 мая 2011 года проведена проверка образовательных учреждений района, в ходе которой установлены нарушения законодательства об образовании, здравоохранении, о лицензировании. Так, согласно ст. ст. 5.1, 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ от 22.07.1993 № 5487-1, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2011 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; полномочием по лицензированию наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. № 30 предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности; копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя; копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности и другие документы. Согласно статей 32, 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об С целью соблюдения вышеназванных требований закона между образовательными учреждениями района и МУЗ «Константиновская ЦРБ» были заключены договоры о совместной деятельности, по условиям которых МУЗ «Константиновская ЦРБ» осуществляет медицинское обслуживание воспитанников, учащихся (проводит медицинские осмотры, оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь, информирует руководителя образовательного учреждения о возникновении среди воспитанников случая инфекционного заболевания, осуществляет контроль и участие в работе по гигиеническому обучению воспитанников и т.д.) в зданиях образовательных учреждений, расположенных на территории района. Фактически медицинское обслуживание воспитанников, учащихся медицинским персоналом МУЗ «Константиновская ЦРБ» в МДОУ детский сад № 17 «Ручеек», МДОУ детский сад № 18 «Алёнушка», МДОУ детский сад № 5 «Родничок», МДОУ детский сад № 4 «Колосок» осуществляется с 1 апреля 2011 года, а в остальных образовательных учреждениях с момента открытия учреждений, однако лицензия на осуществление медицинской деятельности: - в МОУ «Константиновская СОШ» -по адресу с.Константиновка, ул. Школьная, 1, -в МОУ Крестовоздвиженская СОШ-по адресу с.Крестовоздвиженка, ул.Школьная, 15, - в МОУ Нижнеполтавская СОШ-по адресу с.Нижняя Полтавка, пер. Пионерский, 3 - в МОУ Верхнеполтавская СОШ-по адресу с.Верхняя Полтавка, ул., - в МОУ Ключевская СОШ-по адресу с.Ключи, ул. Школьная, 51, - в МОУ Новопетровская СОШ-по адресу с.Новопетровка, ул. Школьная, 24, - в МОУ Коврижская СОШ-по адресу с.Коврижка, ул. Школьная, 13, - в МОУ Новотроицкая СОШ-по адресу с.Новотроицкое, ул.Советская, 50 - в МОУ Зеньковская СОШ-по адресу с.Зеньковка, ул. Советская, 22 - в МОУ Верхнеуртуйская СОШ-по адресу с.Верхний Уртуй, ул.Ленина, 41, - в МОУ Золотоножская СОШ-по адресу с.Золотоножка, ул. Школьная, 9, - в МОУ Семидомская СОШ-по адресу с.Семидомка, ул. Ленина, 27, а, - в МОУ Орловская СОШ-по адресу с.Орловка, ул.Веснина, 22, - в МОУ Среднеполтавская НОШ-по адресу с.Средняя Полтавка, ул. Центральная,67, - в МДОУ детский сад № 5 «Родничок» - по адресу с.Константиновка, ул. Коммунальная, 13, а, - в МДОУ детский сад № 4 «Колосок» - по адресу с.Константиновка, ул. Константиновская, 36 - в МДОУ детский сад № 8 «Теремок» - по адресу с.Константиновка, ул. Школьная, 22, - в МДОУ детский сад № 17 «Ручеек» - по адресу с.Нижняя Полтавка, пер.Пионерский, 26, - в МДОУ детский сад № 18 «Аленушка» - по адресу с.Зеньковка, ул. Советская, 24, - в МДОУ детский сад № 10 «Буратино» - по адресу с.Коврижка, ул.Ленина, 29, - в МДОУ детский сад № 12 «Малышок» - по адресу с.Новопетровка, ул.Стрельцова, 60, - в МДОУ детский сад № 20 «Чиполлино» - по адресу с.Орловка, ул.Амурская, 13, - в МДОУ детский сад № 11 «Буратино» - по адресу с.Семидомка, ул.Ленина, 43, - в МДОУ детский сад № 13 «Солнышко» - по адресу с.Крестовоздвиженка, пер.Школьный 9 а, у МУЗ « Константиновская ЦРБ» отсутствует. Прокурор полагает, что МУЗ «Константиновская ЦРБ» не исполняет требования федерального законодательства о лицензировании, медицинскую деятельность в образовательных учреждениях района осуществляет незаконно (на объекте, не заявленном к лицензированию), чем нарушаются права и интересы воспитанников, учащихся образовательных учреждений района на охрану жизни и здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ. В судебном заседании прокурор Константиновского района Петриенко А.Н. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, предоставить ответчику МУЗ «Константиновская ЦРБ» срок для устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2011 года, то есть до начала следующего учебного года. Представитель ответчика – главный врач МУЗ «Константиновская ЦРБ» Крюков Н.И. в судебном заседании исковые требования признал частично и суду пояснил, что фактически МУЗ «Константиновская ЦРБ» самостоятельно не желала вступать в договорные отношения с образовательными учреждениями, полагает, что осуществление медицинской деятельности в образовательных учреждениях Константиновского района не является обязанностью для МУЗ «Константиновская ЦРБ», с отдельными образовательными учреждениями МУЗ «Константиновская ЦРБ» не вступала в договорные отношения, договоры были заключены фельдшерско-акушерскими пунктами, расположенными в сельских поселениях, где и располагаются образовательные учреждения, которые не являются самостоятельными юридическими лицами, но находятся в штатной структуре МУЗ «Константиновская ЦРБ». Частичное признание исковых требований ответчик пояснил тем, что с 01 апреля 2011 года в штат МУЗ «Константиновская ЦРБ» переведены штатные единицы медицинских работников следующих образовательных учреждений – МОУ «Константиновская СОШ», МДОУ детский сад № 5 «Родничок», МДОУ детский сад № 4 «Колосок», расположенные в с.Константиновка, МДОУ детский сад № 17 «Ручеек» в с.Нижняя Полтавка, МДОУ детский сад № 18 «Аленушка» в с.Зеньковка, которые обязаны осуществлять медицинскую деятельность в указанных образовательных учреждениях в соответствии с установленными положениями о лицензировании, однако в действительности в действующей лицензии МУЗ «Константиновская ЦРБ» отсутствуют сведения о месте осуществления медицинской деятельности по месту расположения указанных образовательных учреждений. Кроме того, представитель ответчика Крюков Н.И. полагает, что требования прокурора безосновательны по той причине, что с 01 сентября 2011 года в действие вступают новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях, в которых допускается в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Помимо этого, 08 февраля 2012 года у МУЗ «Константиновская ЦРБ» заканчивается срок действия лицензии на осуществление медицинской деятельности, поэтому нецелесообразно в настоящее время разрешать вопрос о внесении изменений в действующую лицензию, так как это повлечет излишние затраты как для МУЗ «Константиновская ЦРБ», так и для общеобразовательных учреждений, которые обязаны предоставить по действующему законодательству помещения, специально подготовленные под медицинские кабинеты. Представитель третьего лица по доверенности от администрации Константиновского района Скрябина Н.А. частично согласилась с требованиями, предъявленными прокурором, полагает, что в действительности лицензия на осуществление медицинской деятельности должна содержать указание на все места, в которых МУЗ «Константиновская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность, в том числе и в образовательных учреждениях, при чем обязанность органов здравоохранения по медицинскому обслуживанию детей как в дошкольных образовательных учреждениях так и в общеобразовательных учреждениях возложена наряду с администрацией и педагогическими работниками в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Полагает, что прокурором заявлен необоснованно короткий срок для устранения нарушений в осуществлении медицинской деятельности ответчиком, просит суд учесть также и то обстоятельство, что фактически срок действия лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной МУЗ «Константиновская ЦРБ» заканчивается 08 февраля 2012 года. Представитель третьего лица от Управления образования администрации Константиновского района – начальник Управления образования Григорьева Е.М. в судебном заседании также поддержала доводы по иску прокурора частично, согласилась с позицией представителя третьего лица от администрации Константиновского района в том, что МУЗ «Константиновская ЦРБ» наряду с администрацией образовательных учреждений должна нести ответственность по медицинскому обслуживанию детей, обучающихся в образовательных учреждениях. Но вместе с тем, считает, что срок для устранения выявленных нарушений условий лицензирования для МУЗ «Константиновская ЦРБ» прокурором в заявлении указан необоснованно короткий, так как обеспечение кабинетами медицинских работников возложено на образовательные учреждения, которые должны по оснащенности соответствовать определенным нормам, но финансирования для этих целей недостаточно, в связи с чем, целесообразно установить срок для устранения вышеуказанных нарушений до начала 2012 учебного года, сославшись при этом на план мероприятий оснащения медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений Константиновского района на 2010-2012 годы. Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика Крюкова Н.И., представителей третьих лиц – Скрябиной Н.А., Григорьевой Е.М., исследовав представленные доказательства в материалах дела, полагает возможным удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям: Согласно ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц…. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Так как несовершеннолетние воспитанники дошкольных образовательных учреждений и учащиеся образовательных учреждений, расположенных на территории Константиновского района, в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно защитить свои права на охрану жизни и здоровья, то в соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений района. В силу ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Порядок лицензирования отдельных видов деятельности определяется В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30 предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности; копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя; копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности и другие документы. Согласно ст.ст. 32,51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об В судебном заседании установлено, что медицинскими работниками МУЗ «Константиновская ЦРБ» в образовательных учреждениях, расположенных на территории Константиновского района, осуществляется медицинская деятельность в виде медицинского обслуживания воспитанников и учащихся, а именно проводятся медицинские осмотры, оказывается неотложная доврачебная медицинская помощь, осуществляется контроль и участие в работе по гигиеническому обучению, именно в зданиях образовательных учреждений. Однако, в действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной МУЗ «Константиновская ЦРБ» данные места осуществления медицинской деятельности не указаны, что фактически является нарушением условий лицензии. Образовательные учреждения Константиновского района с целью соблюдения требований закона, предписывающих создание в образовательных учреждениях условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, выполнение требований санитарного законодательства, принятие мер по медицинскому обслуживанию Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что осуществление медицинской деятельности в образовательных учреждениях в части медицинского обслуживания не является обязательным требованием для МУЗ «Константиновская ЦРБ», так как данное суждение ответчика противоречит п.23 Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, который гласит, что «медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведением лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся», а также п.25 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, которым регламентировано « медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения». Кроме того, ссылка ответчика и представителей третьих лиц на введение с 01.09.2011 года новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которыми в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях, в связи с чем, отпадёт в будущем необходимость в лицензировании медицинских пунктов в общеобразовательных учреждениях района – сельских школах, явно безосновательна и неприемлема при рассмотрении данного иска в настоящее время в суде, так как ссылка на нормативный акт, не вступивший в законную силу не может расцениваться как допустимое доказательство. В настоящее время действуют Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» ( с изменениями от 23.07.2008 года), утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28.11.2002 года, требования которых распространяются только на общеобразовательные учреждения, где пунктом 2.3.22 предусмотрено в общеобразовательном учреждении наличие медицинского пункта, который включает следующие помещения: кабинет врача; кабинет зубного врача; процедурный кабинет; кабинет психолога. Для вновь строящихся и реконструируемых объектов дошкольных организаций независимо от их вместимости следует предусмотреть медицинский блок, который по составу помещений и их площади должен соответствовать настоящим санитарным правилам. Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора. В дошкольных организациях вместимостью 280 и более детей изолятор проектируют не менее чем на 2 инфекции (2 отдельных помещения). В существующих дошкольных организациях (до проведения их реконструкции) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым они были построены (п.4.21). Кроме того, суд констатирует, что к спорным правоотношениям следует применить статью 11 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку в ней указан порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в том числе и в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. В данном правовом случае имеет место внесение дополнения в части количества мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, поэтому МУЗ «Константиновская ЦРБ» следует подать в лицензионный орган только заявление о переоформлении имеющейся лицензии. Таким образом, в судебном заседании установлено, что МУЗ «Константиновская ЦРБ» не исполняет требования федерального законодательства о лицензировании, медицинскую деятельность в образовательных учреждениях Константиновского района осуществляет незаконно (на объектах, не заявленных к лицензированию), чем нарушаются права и интересы воспитанников, учащихся образовательных учреждений района на охрану жизни и здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ. Поскольку судом исковое заявление прокурора признано обоснованным, исковые требования удовлетворены, то судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат возмещению в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ на общих основаниях за счет собственных средств ответчика МУЗ «Константиновская ЦРБ» в доход федерального бюджета. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений Константиновского района) к муниципальному учреждению здравоохранения «Константиновская центральная районная больница» о признании незаконным действия по осуществлению без лицензии медицинской деятельности в образовательных учреждениях Константиновского района и обязании произвести определенные действия, удовлетворить. Признать незаконным действия МУЗ «Константиновская центральная районная больница» по осуществлению без лицензии медицинской деятельности в образовательных учреждениях Константиновского района. Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Константиновская центральная районная больница» в срок до 01 сентября 2011 года получить переоформленную лицензию на осуществление медицинской деятельности в образовательных учреждениях Константиновского района. Взыскать с МУЗ «Константиновская центральная районная больница» в доход федерального бюджета судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 30 июня 2011 года. <данные изъяты> <данные изъяты>: Судья Зинченко С.В.
образовании», ст.ст. 2, 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных
учреждениях должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся, воспитанников, выполняться требования санитарного
законодательства, приниматься меры по медицинскому обслуживанию
воспитанников, которое обеспечивает орган здравоохранения; образовательное
учреждение обязано предоставить помещение для работы медицинских
работников. Аналогичные требования изложены в п.п. 19.1, 21.2 Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных
учреждениях», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от
22.07.2010 г. № 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10), федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ № 2106 от 28.12.2010 г., СаН-Пин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 28.11.2002 г..
положениями Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ), а также другими
нормативно-правовыми актами, положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Федеральные органы государственной
власти, полномочные осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности,
определяются Правительством РФ. При выдаче лицензии определяются требование и
условия, которые обязан соблюдать лицензиат.
медицинская деятельность подлежит лицензированию.
образовании», ст.ст.2,11,39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных
учреждениях должны быть созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся, воспитанников, выполняться требования санитарного
законодательства, приниматься меры по медицинскому обслуживанию
воспитанников, которое обеспечивает орган здравоохранения; образовательное
учреждение обязано предоставить помещение для работы медицинских
работников. Аналогичные требования изложены в п.п. 19.1, 21.2 Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных
учреждениях», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от
22.07.2010 г.№ 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10), федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ № 2106 от 28.12.2010 г., СаН-Пин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 28.11.2002 года, которые являются действующими на момент рассмотрения данного дела в суде.
воспитанников, заключили договоры с МУЗ «Константиновская ЦРБ», в том числе и в лице фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), о совместной деятельности в этом направлении.