Дело № 2-182/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2011 года с. Константиновка Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Ковалёвой Ю.В., с участием истицы: Чумаковой А.Ю., представителя ответчика – Управления образования: Козуб С.Б., при секретаре: Безрук Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чумаковой ФИО6 к Управлению образования администрации Константиновского района о признании незаконным действий Управления образования администрации Константиновского района, У С Т А Н О В И Л: Истица Чумакова А.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации Константиновского района о признании незаконным отказа о включении ее в программу по обеспечению детей-сирот жильем и обязании включить в данную программу, как лицо оставшееся без попечения родителей и нуждающуюся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований Чумакова А.Ю. указала на то, что 28 апреля 2011 года за № 549 в ее адрес было направлено начальником Управления образования администрации Константиновского района Григорьевой Е.М. информационное письмо, в котором было сообщено о том, что ее заявление на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилье (как лица, оставшегося без попечения родителей) рассмотрено и оснований для постановки ее на учет на получение жилого помещения отсутствуют, так как она достигла возраста 25 лет, и обучение закончила 5 лет назад. С данным отказом она не согласна, поскольку была поставлена на учет 12.01.1999 года постановлением Талданской поселковой администрации Сковородинского района Амурской области № 3, а снята с учета 28.01.2011 года, в связи с переездом на другое место жительства. В настоящее время, она проживает в бесхозном доме с. Нижняя Полтавка, является инвалидом 3 группы, своего жилья не имеет. Просит признать незаконным отказ Управления образования администрации Константиновского района от 28.04.2011 года, незаконным. Обязать Управление образования включить ее в программу по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. В судебном заседании истица Чумакова А.Ю. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика - Управления образования Администрации Константиновского района Амурской области: Козуб С.Б., фактически с иском согласился, указывая на то, что Чумакова А.Ю. 03 марта 2011 года обратилась с заявлением о предоставлении ей жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Управлением образования был собран пакет документов в отношении Чумаковой А.Ю. и направлен в Министерство образования и науки Амурской области для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье. Однако, Министерством образования и науки пакет документов был возвращен обратно и было сообщено, что основания для постановки отсутствуют, поэтому Чумакова А.Ю. не может быть поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье, так как она достигла возраста 25 лет, и обучение закончила 5 лет назад. Они, как орган, исполняющий полномочия органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, вынуждены были отказать Чумаковой А.Ю. в постановке на учет. Представитель третьего лица – Администрации Нижнеполтавского сельсовета Константиновского района, будучи надлежащим образом, уведомлён о дне, месте и времени судебного заседания, о чём в деле имеется уведомление о вручении повестки, в суд не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель третьего лица - Администрации Константиновского района, будучи надлежащим образом, уведомлён о дне, месте и времени судебного заседания, о чём в деле имеется уведомление о вручении повестки, в суд не явился, причину своей неявки не сообщил, оправдательных документов не предоставил. Суд, выслушав мнение явившихся сторон, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц. От Администрации Константиновского района в суд поступил письменный отзыв, в котором указано, что с иском администрация согласна в полном объеме, поскольку считают отказ управления образования в постановке на учет на получение жилого помещения не правомерным, т.к. Чумакова А.Ю., оставшаяся без попечения родителей, встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет и своего права на момент достижения данного возраста, находясь на учете на получение внеочередного жилого помещения в п. Талдан, Сковородинского района, Амурской области не реализовала. Поэтому считают действия Управления образования неправомерными и просят исковое заявление Чумаковой А.Ю. удовлетворить в полном объеме. Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, в их совокупности приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям: В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) устанавливается право каждого человека на достойный жизненный уровень, включая … и необходимое социальное обслуживание и право на обеспечение на случай утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение…, в случае … потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. №258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч.2 ст. 39 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле. Определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или один единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальный и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии ч.1 ст. 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), … при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного тип, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу п. 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ребенком, оставшимся без попечения родителей, признается лицо в возрасте до 18 лет, которое осталось без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, …и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В силу абз.1 ч.3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детского дома семейного типа, а также лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 4 вышеуказанного закона, достижение 23 лет вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Как следует из решения Сковородинского районного суда от 22 марта 1993 года, Постановления Главы администрации Сковородинского района № 88 от 16.04.1993 года, Чумакова Алиса Юрьевна 25.03.1986 года рождения была определена в детский дом, как ребенок оставшийся без попечения родителей, т.к. ее мать и отец Сковородинским районным судом были лишены родительских прав. Постановлением Талданской поселковой администрации Сковородинского района от 01.01.1999 № 3 Чумакова А.Ю. была поставлена на льготную очередь на жилое помещение на основании ст.3 п. «У» Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей». Постановлением администрации Талданского сельсовета Сковородинского района от 28.01.2011 № 8, Чумакова А.Ю. была снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, по договору социального найма, на основании личного заявления, в связи с постоянным местом жительства в с. Нижняя Полтавка, Константиновского района. Постановлением администрации Нижнеполтавского сельсовета Константиновского района от 28.02.2011 № 5 Чумакова А.Ю. была поставлена на учет на внеочередное получение жилья на территории Нижнеполтавского сельсовета по месту ее регистрации и проживания. Чумакова А.Ю. 03.03.2011 года с необходимым пакетом документов обратилась в орган опеки и попечительства управления образования администрации Константиновского района с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и были подтверждены им в судебном заседании. Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ Чумакова А.Ю., как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на внеочередное однократное предоставление жилого помещения органом местного самоуправления по месту своего жительства, т.е. на территории Нижнеполтавского сельсовета Константиновского района Амурской области. Однако, управление образования, рассмотрев заявление Чумаковой А.Ю. в постановке на учет на получение жилого помещения, отказало, мотивируя свой отказ тем, что Чумаковой А.Ю. на момент обращения в отдел опеки и попечительства управления образования администрации Константиновского района исполнилось 25 лет, и обучение она закончила пять лет назад. (л.д. 17) Вместе с тем, как следует из анализа приведенных вышеуказанных правовых норм, а также исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации( обзор судебной практики за 2 квартал 2006 года), достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Как было установлено в судебном заседании, Чумакова А.Ю. на момент своего 23-летия состояла на учете на получение жилого помещения в п. Талдан, Сковородинского района, Амурской области и своего права как лицо, оставшиеся без попечения родителей, на внеочередное предоставление однократно жилья, не реализовала. Это значит, что гарантируемая Чумаковой А.Ю. в виде внеочередное обеспечение однократно жилой площадью должна была быть предоставлена до достижения ею вышеуказанного возраста. И социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение Чумаковой А.Ю. 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Поэтому действия Управления образования администрации Константиновского района суд признает незаконными и нарушающими права Чумаковой А.Ю., а исковое заявление подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным действия Управления образования администрации Константиновского района Амурской области по отказу в постановке на учет на получение жилого помещения Чумаковой ФИО7, нуждающейся в жилье, как лица, оставшегося без попечения родителей. Обязать Управление образования администрации Константиновского района Амурской области поставить Чумакову ФИО8, 25 марта 1986 года рождения, оставшуюся без попечения родителей на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судом «24» июня 2011 года. <данные изъяты>: Судья Ю.В. Ковалёва