Дело № 2-422 Именем Российской Федерации 11 ноября 2011 года с. Константиновка Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Зинченко С.В., с участием помощника прокурора Константиновского района Коваленко Е.Н., при секретаре Осетровой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Константиновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с. Ключи Константиновского района о признании незаконным бездействия Администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области и обязании обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы Амурской области о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Константиновского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с. Ключи Константиновского района Амурской области о признании незаконным бездействия Администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области и обязании обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы Амурской области о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, в котором указывается, что на территории муниципального образования – Ключевской сельсовет находится баня, расположенная в с. Ключи Константиновского района. Указанный объект в реестре федерального имущества, реестре собственности Амурской области, реестре муниципальной собственности Константиновского района и Ключевского сельсовета не числятся, собственник бани, находящейся на территории с. Ключи не установлен. В соответствии с п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, при чем, бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: - выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учете в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества. Прокурор считает, что обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы в Амурской области лежит на администрации Ключевского сельсовета, так как указанный объект расположен на территории указанного сельсовета. Однако, администрация муниципального образования Ключевской сельсовет длительное время не принимает никаких действий по подаче заявления в Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, что является нарушением ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Прокурор полагает, что ненадлежащее техническое состояние, вызванное отсутствием собственника или иного владельца, обязанного обеспечить надлежащее техническое состояние бани, может повлечь признание её непригодной к эксплуатации. В этом случае, будут нарушены права граждан на обеспечение надлежащего бытового обслуживания в границах муниципального образования. Кроме того, Ключевской сельсовет обязан будет организовать наличие бани для граждан, проживающих на территории Ключевского сельсовета, то есть произвести значительные затраты денежных средств, которые в бюджете сельсовета не заложены. Кроме того, данное бездействие муниципального образования влечет недополучение бюджетом Ключевского сельсовета соответствующих доходов от использования муниципального имущества. В связи с чем, прокурор просит суд признать бездействие администрации Ключевского сельсовета, выраженное в неподаче заявления в Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области о постановке на учет бани, находящейся на территории Ключевского сельсовета как бесхозяйных недвижимых вещей, незаконным и обязать администрацию Ключевского сельсовета в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы Амурской области о постановке на учет бани, находящейся на территории Ключевского сельсовета, как бесхозяйной недвижимой вещи. Помощник прокурора Константиновского района Коваленко Е.Н. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме, изложила доводы, указанные в заявлении прокурора, просила удовлетворить заявленные требования. Заинтересованное лицо – администрация Ключевского сельсовета в судебное заседание не явилась, глава администрации Ключевского сельсовета Цакун С.Г., будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте слушания дела, просила рассмотреть дело без участия представителя от администрации Ключевского сельсовета, согласившись при этом с требованиями прокурора в полном объеме. В силу ст. 257 ч. 2 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих при рассмотрении заявления судом об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Выслушав доводы помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 5 Устава Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области сельское поселение – Ключевской сельсовет является муниципальным образованием, образованным на территории с. Ключи Константиновского района Амурской области, что также подтверждается и свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о данном муниципального образовании как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года (свидетельство серии 28 № 000071269). Как установлено в судебном заседании согласно представленной информации Минстроя Амурской области баня, расположенная в с. Ключи Константиновского района не состоит на учете в Управлении Росреестра в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Судом также установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – баню, находящуюся на территории Ключевского сельсовета по адресу: с. Ключи Константиновского района Амурской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 10.11.2011 г. № 08/002/2011 -617, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области ( Управление Росреестра по Амурской области) Тамбовский отдел. Как следует из письма от 20.10.2011 г. № 245 МО Ключевского сельсовета баня, расположенная в с. Ключи не является муниципальной собственностью, является бесхозяйным объектом. В настоящее время реконструкция бани и оформление технической документации для принятия в муниципальную собственность включены в целевую программу «Социальное развитие Ключевского сельсовета на 2012-2013 годы». Согласно справке № 307 от 11.11.2011 г. Константиновского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» проведена техническая инвентаризация здания бани по адресу : с. Ключи Константиновского района Амурской области по состоянию на 30.09.2002 года, объект поставлен на технический учет. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Судом установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – баню, расположенные по адресу: с. Ключи Константиновского района Амурской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре муниципальной собственности Ключевского сельсовета, отсутствуют. При таких обстоятельствах суд считает, что баня, расположенная на территории Ключевского сельсовета является бесхозяйной. В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь Согласно п. 1 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, настоящее Положение регулирует вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей. В соответствии с п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Согласно п. 4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. В соответствии с п. 3 ч. 1ст.8 Устава Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области к вопросам местного значения Ключевского сельсовета относятся вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета. При таких обстоятельствах, поскольку недвижимое имущество – баня, расположена в административных границах муниципального образования – сельское поселение Ключевской сельсовет, то не обращение Администрации Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (Управление Росреестра по Амурской области) с заявлением о принятии вышеназванного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Так как данный объект недвижимости, расположенный на территории муниципального образования «Ключевской сельсовет», не имеет собственника, то никто не несет бремя содержания в настоящее время за данным недвижимым имуществом. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации данного недвижимого имущества, не принятие органом местного самоуправления мер по постановке данного объекта недвижимости (бани) на учет как бесхозяйного имущества, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, так как данное имущество, если бы Ключевской сельсовет являлся собственником возможно было передать по договору аренды и получать соответствующую арендную плату, которая являлась бы доходной частью местного бюджета поселения согласно ст.ст. 42, 62 БК РФ. Кроме того, использование данных объектов недвижимости без учета их надлежащего содержания влечет их постепенное разрушение, ненадлежащее техническое состояние, что фактически может привести к непригодности их эксплуатации. В этом случае будут нарушены права граждан на обеспечение надлежащего бытового обслуживания в границах данного муниципального образования. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Как установлено в судебном заседании, согласно акта обследования бани от 09.11.2011 года комиссионно был обследован данный объект недвижимости, в результате чего было выявлено, что данный объект недвижимости не эксплуатируется, состояние его неудовлетворительное, имеется 80% степени износа, не пригодно к эксплуатации, подлежит капитальному ремонту. При таких обстоятельствах, учитывая, что в случае проникновения на данный объект, который находится без контроля и присмотра, посторонних лиц, может происходить дальнейшее разрушение данного объекта, в связи с чем, будут продолжены нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, техническое состояние данного объекта недвижимости, представляет угрозу безопасности неопределенного круга лиц, суд считает, что имеются законные основания для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц по данным требованиям. Исходя из вышеизложенного, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда по заявлению об оспаривании действия ( бездействия) органа местного самоуправления исполняется по правилам, которые указаны в ст. 206 ч. 2 ГПК РФ. Согласно ст. 206 ч. 2 ГПК РФ если действия, указанные в решении суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию либо коллегиальный орган совершит определенные действия ( исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных средств исполняется их руководителем в установленный судом срок. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Константиновского района Амурской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Ключевского сельсовета Константиновского района, выразившееся в неподаче заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (Управление Росреестра по Амурской области) по постановке на учет бесхозяйного имущества – бани, находящейся на территории данного муниципального образования. Обязать администрацию Ключевского сельсовета Константиновского района Амурской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества водонапорной башни и скважины, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. О принятых мерах в месячный срок сообщить в Константиновский районный суд. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме в Амурский областной суд в кассационном производстве через Константиновский районный суд. Судья Зинченко С.В.
РЕШЕНИЕ