обжалование решения органа местного самоуправления



Дело № 2-393/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Константиновка « 08 » ноября 2011 г.

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко В.В.

при секретаре Высоцкой Э.Е.

с участием:

истца Кузьмина С.Л.

представителя ответчика – администрации

Константиновского сельсовета Белокопытова А.П.

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Кузьмина Л.И.

Кузьминой Т.В.

Кузьминой И.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьмина ФИО1 к администрации Константиновского сельсовета о признании незаконным постановления главы администрации Константиновского сельсовета, обязывании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Кузьмин С.Л. обратился в суд с иском к администрации Константиновского района Амурской области, в котором просит признать незаконным постановление главы администрации Константиновского сельсовета от 26 сентября 2011 года, которым ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с обязыванием ответчика признать и поставить его на учет в органы местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных исковых требований Кузьмин С.Л. в своем заявлении указал, что 23 сентября 2011 года он обратился в администрацию Константиновского сельсовета для признания его нуждающимся в жилом помещении. Решением жилищно-бытовой комиссии от 23 сентября 2011 года принято решение об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании которого главой администрации Константиновского сельсовета 26 сентября 2011 года вынесено соответствующее постановление об отказе в принятии его на учет. Однако считает данное постановление незаконным, поскольку будучи собственником жилого помещения общей площадью 61,8 кв.м, на каждого члена его семьи и его самого приходится 10,3 кв.м жилой площади, при установленной на территории Константиновского сельсовета учетной норме жилой площади на одного человека 15 кв.м., в связи с чем полагает, что он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного просит суд:

Признать незаконным постановление главы администрации Константиновского сельсовета от 26 сентября 2011 года.

Обязать администрацию Константиновского сельсовета признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ч.1 ст. 6 Закона Амурской области №38-ОЗ от 01.09.2005 года «О жилищной политике в Амурской области» и поставить на учет в органы местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истец Кузьмин С.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, в дополнении указав, что в жилом помещении – квартире, расположенной в <адрес>, общей площадью 61,8 кв.м, приобретенной им в собственность в порядке приватизации, он проживал вместе со своими родителями Кузьминым Л.И., Кузьминой Т.В. и младшим братом Кузьминым В.Л., которые в последствии отказались от участия в приватизации в его пользу. После регистрации брака в указанной квартире была также зарегистрирована и проживала его супруга Кузьмина И.П. Ввиду того, что всем членам его семьи в одной квартире проживать стало тесно и к тому же жилое помещение не имело коммунальных услуг, в связи с чем сразу после рождения ребенка он был вынужден снимать иное благоустроенное жилье, в котором он в настоящее время проживает со своей супругой и ребенком. При этом, будучи ветераном боевых действий в Чеченской республике, нуждающийся в улучшении жилищных условий, он в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Постановления Правительства Амурской области от 30.07.2009 г. № 325 «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья…» в рамках реализации долгосрочной целевой программой «Социальная работа с ветеранами ВОВ, боевых действий, военной службы….», имеет право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Представитель ответчика – администрации Константиновского сельсовета Белокопытов А.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Кузьмина С.Л. не признал и пояснил, что администрацией Константиновского сельсовета было отказано обоснованно в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку за Кузьминым С.Л. зарегистрировано право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную в <адрес>, общей площадью 61,8 кв.м. При этом, размер жилой площади, приходящейся на истца и на каждого члена его истца, коими администрацией Константиновского сельсовета в соответствии с законодательством Амурской области признаны только супруга и ребенок, составляет более 20 кв.м при учетной норме в 15 кв.м.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета иска, Кузьмин Л.И. и Кузьмина Т.В. исковые требования Кузьмина С.Л. поддержали в полном объеме, указав, что <адрес>, в двухквартирном жилом <адрес>, расположенном по <адрес> в <адрес>, их семье в порядке социального найма предоставлена администрацией Константиновского сельсовета. В данной квартире изначально были зарегистрированы они, и их сыновья Кузьмин В.Л. и истец Кузьмин С.Л. В последствии с их согласия в порядке приватизации указанная квартира перешла в личную собственность их сына Кузьмина С.Л., который после заключения брака, зарегистрировал на данной жилплощади свою супругу Кузьмину И.А., а впоследствии и родившегося ребенка Кузьмина А.С. В настоящее время сын с супругой и ребенком проживают в съемной благоустроенной квартире, а в квартире истца в настоящее время продолжают проживать они и их младший сын Кузьмин В.Л. Иного жилого помещения в их собственности и в собственности их младшего сына Кузьмина В.Л. не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, Кузьмина И.П. исковые требования Кузьмина С.Л. поддержала, указав, что до вступления в брак с истцом она проживала со своими родителями, при этом иного жилья в собственности она не имеет. После заключения брака с Кузьминым С.Л. она переехала жить к своему супругу с регистрацией по новому месту жительства. После рождения ребенка – сына Артема, ввиду стесненности условий проживания и отсутствия коммунальных услуг, они с супругом были вынуждены переехать на съемную квартиру.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, Кузьмин В.Л. в судебное заседание не явился, представив в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия; возражений на иск не представил.

Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Кузьмина В.Л.

Суд, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07 сентября 2011 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на праве собственности принадлежит недвижимое имущество – квартира, расположенная в <адрес>.

Как следует из кадастрового паспорта помещения, общая площадь жилого помещения – <адрес>, расположенной по <адрес> оставляет 61,8 кв.м.

Согласно справке администрации Константиновского сельсовета от 11 октября 2011 года в жилом помещении - <адрес>, расположенной по <адрес>, дом. № <адрес> значатся зарегистрированными и проживают: истец Кузьмин С.Л., его отец Кузьмин Л.И., мать Кузьмина Т.В., брат Кузьмин В.Л., супруга Кузьмина И.П., сын Кузьмин А.П.

Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что какие-либо зарегистрированные права на объекты недвижимости – жилые помещения за Кузьминым Л.И., Кузьминой Т.В., Кузьминым В.Л., Кузьминой И.П., Кузьминым А.П., отсутствуют.

Согласно удостоверению ветерана серии РМ ФИО1 является ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Так, в силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в частности: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 3 ст. 52, ст. 54 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 8 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» установлено, что гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях и проживающим на территории области, предоставляется государственная поддержка в виде: субсидии (займа) на строительство или приобретение жилых помещений; приобретение жилых помещений по жилищным сертификатам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, п.2 ч. 1 ст. 6 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств бюджетов всех уровней; регистрация и учет граждан, участвующих в программах по улучшению жилищных условий, действующих на территории области.

В целях усиления социальной защищенности, создания условий для улучшения качества жизни ветеранов ВОВ, боевых действий и военной службы, членов семей погибших военнослужащих Постановлением Правительства Амурской области от 27 мая 2009 г. № 221 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) ВОВ, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников ВОВ и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы» была принята целевая программа по социальной работе с ветеранами боевых действий, включающая меры по улучшению жилищных условий указанной категории граждан.

Согласно Постановлению Правительства Амурской области от 30.07.2009 г. № 325 «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья…» в целях реализации Постановления Правительства Амурской области от 27.05.2009г. №221, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 данного Федерального закона «О ветеранах» имеют право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В судебном заседании установлено, что истец Кузьмин С.Л., имея статус ветерана боевых действий, 23 сентября 2011 года обратился с письменным заявлением на имя главы Константиновского сельсовета с просьбой о рассмотрении его заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку на одного члена его семьи приходится менее 15 кв.м учетной нормы жилого помещения.

Постановлением главы администрации Константиновского сельсовета от 26 сентября 2011 года, вынесенного на основании решения комиссии по жилищно-бытовым вопросам и благоустройству администрации Константиновского сельсовета Кузьмину С.Л. в соответствие с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Однако, суд не может признать состоятельными доводы представителя ответчика в части того, что Кузьмин С.Л. является собственником жилого помещения, общей площадью 61,8 кв.м, а признание граждан, нуждающимися в жилых помещениях осуществляется с учетом нормы общей площади жилого помещения на одного человека (учетной нормы), которыми в данном правовом споре администрацией Константиновского сельсовета признаны лишь супруга истца и его ребенок, на каждого из которых, в том числе и на истца приходится более 20 кв.м жилой площади, находящейся в собственности истца, при учетной норме 15 кв.м, поскольку в судебном заседании установлено, что не проживание в настоящее время истца Кузьмина С.Л. в жилом помещении, которым он владеет на праве собственности, носит вынужденный и временный характер, определено рядом субъективных обстоятельств (стесненность проживания с другими членами семьи, за которыми в силу закона сохранено право пользования жилым помещением, принадлежащим истцу на праве собственности, отсутствие в жилом помещении коммунальных услуг и др.), и не может служить основанием для не признания родителей истца Кузьмина Л.И., Кузьминой Т.В. и брата Кузьмина В.Л. членами его семьи, при расчете учетной нормы жилой площади на каждого из членов семьи.

В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно Решению главы Константиновского сельсовета от 29 ноября 2010 года № 93 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилья на территории Константиновского сельсовета» установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В силу ч.4 ст. 6 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области», к членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином его супруг, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи, если они вселены гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи в судебном порядке.

Таким образом, суд считает, что истец Кузьмин С.Л., который является специальным субъектом в возникших спорных правоотношениях, а именно как ветеран боевых действий, имеющий в собственности жилое помещение, общая площадь которого на одного члена семьи, которыми суд признает его супругу Кузьмину И.П., сына Кузьмина А.С., родителей Кузьмина Л.И. и Кузьмину Т.В., брата Кузьмина В.Л., менее учетной нормы, следует признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на жилищный учет, в связи с чем, находит его исковые требования подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 206 ч.2 ГПК РФ если действия, указанные в решении суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию либо коллегиальный орган совершит определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных средств исполняется их руководителем в установленный судом срок.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузьмина Сергея Леонидовича - удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации Константиновского сельсовета от 26 сентября 2011 года №186 «Об отказе Кузьмину С.Л. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении».

Обязать администрацию Константиновского сельсовета Константиновского района Амурской области поставить Кузьмина Сергея Леонидовича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в недельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья /В.В. Бондаренко/