обжалование бездействия администрации Семидомского сельсовета



Дело № 2-421


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 года с. Константиновка

Константиновский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Зинченко С.В.,

с участием помощника прокурора Константиновского района Коваленко Е.Н.,

при секретаре Осетровой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Константиновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с. Семидомка о признании незаконным бездействия Администрации Семидомского сельсовета Константиновского района Амурской области и обязании обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы Амурской области о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Константиновского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с. Семидомка о признании незаконным бездействия Администрации Семидомского сельсовета Константиновского района Амурской области и обязании обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы Амурской области о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в котором указывается, что на территории муниципального образования – Семидомский сельсовет находится водонапорная башня и скважина, расположенные в с. Семидомка. Указанные объекты в реестре федерального имущества, реестре собственности Амурской области, реестре муниципальной собственности Константиновского района и Семидомского сельсовета не числятся, собственник водонапорной башни и скважины, находящихся на территории с. Семидомка не установлен.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, при чем, бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учете в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Прокурор считает, что обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной регистрационной службы в Амурской области лежит на администрации Семидомского сельсовета, так как указанные объекты расположены на территории указанного сельсовета. Однако, администрация муниципального образования Семидомский сельсовет длительное время не принимает никаких действий по подаче заявления в Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, что является нарушением ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Прокурор полагает, что ненадлежащее техническое состояние, вызванное отсутствием собственника или иного владельца, обязанного обеспечить надлежащее техническое состояние водонапорной башни и скважины, может повлечь признание их непригодными к эксплуатации. В этом случае, будут нарушены права граждан на обеспечение надлежащего водоснабжения в границах муниципального образования. Кроме того, Семидомский сельсовет обязан будет организовать водоснабжение для граждан, проживающих на территории Семидомского сельсовета, то есть произвести значительные затраты денежных средств, которые в бюджете сельсовета не заложены. Кроме того, данное бездействие муниципального образования влечет недополучение бюджетом Семидомского сельсовета соответствующих доходов от использования муниципального имущества.

В связи с чем, прокурор просит суд признать бездействие администрации Семидомского сельсовета, выраженное в неподаче заявления в Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области о постановке на учет водонапорной башни и скважины, находящихся на территории Семидомского сельсовета как бесхозяйных недвижимых вещей, незаконным и обязать администрацию Семидомского сельсовета в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы Амурской области о постановке на учет водонапорной башни и скважины, находящихся на территории Семидомского сельсовета, как бесхозяйных недвижимых вещей.

Помощник прокурора Константиновского района Коваленко Е.Н. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме, изложила доводы, указанные в заявлении прокурора, просила удовлетворить заявленные требования.

Заинтересованное лицо – администрация Семидомского сельсовета в судебное заседание не явилась, представитель заинтересованного лица по доверенности Карпова Н.А. предоставила в суд заявление, в котором указала на согласие с требованиями прокурора в полном объеме и просила рассмотреть дело без её участия.

В силу ст. 257 ч. 2 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих при рассмотрении заявления судом об оспаривании решения, действия

(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав доводы помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 5 Устава Семидомского сельсовета Константиновского района Амурской области сельское поселение – Семидомский сельсовет является муниципальным образованием, образованным на территории с. Семидомка Константиновского района Амурской области, что также подтверждается и свидетельством о включении данного муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований ( регистрационный номер Ru 28513314).

Как установлено в судебном заседании согласно представленной информации Минстроя Амурской области водонапорная башня и скважина, расположенные в с. Семидомка Константиновского района не состоят на учете в Управлении Росреестра в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

Судом также установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества – водонапорную башню и скважину, находящихся на территории Семидомского сельсовета по адресу: с. Семидомка Константиновского района Амурской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 10.11.2011 г. № 08/002/2011 -619 и от 10.11.2011 г. № 08/002/2011 -618.

Как следует из письма от 19.10.2011 г. № 245 МО Семидомского сельсовета водонапорная башня и скважина, расположенные в с. Семидомка не являются муниципальной собственностью и документов, подтверждающих право какой-либо собственности не имеется. Данные объекты являются бесхозяйными.

Согласно архивной справке Константиновского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 306 от 11.11.2011 г. установлено, что за период с 19 августа 1996 года по настоящее время техническая инвентаризация и постановка на технический учет объектов недвижимого имущества ( водонапорная башня и скважина), расположенных в с. Семидомка Константиновского района Амурской области не проводилась.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Судом установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества – водонапорную башню и скважину, расположенные по адресу: с. Семидомка Константиновского района Амурской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре муниципальной собственности Семидомского сельсовета, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает, что водонапорная башня и скважина, расположенные на территории Семидомского сельсовета являются бесхозяйными.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь

Согласно п. 1 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, настоящее Положение регулирует вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно п. 4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.8 Устава Семидомского сельсовета Константиновского района Амурской области к вопросам местного значения Семидомского сельсовета относятся вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета.

При таких обстоятельствах, поскольку недвижимое имущество – водонапорная башня и скважина, расположены в административных границах муниципального образования – сельское поселение Семидомский сельсовет, то не обращение Администрации Семидомского сельсовета Константиновского района Амурской области в Управление Федеральной службы государственной регитсрации, кадастра и картографии по Амурской области ( Управление Росреестра по Амурской области) с заявлением о принятии вышеназванных объектов недвижимости на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Так как данные объекты недвижимости, расположенные на территории муниципального образования «Семидомский сельсовет», не имеют собственника, никто не несет бремя содержания в настоящее время за данным недвижимым имуществом.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации данного недвижимого имущества, не принятие органом местного самоуправления мер по постановке данных объектов недвижимости ( водонапорной башни и скважины) на учет как бесхозяйного имущества, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, так как данное имущество, если бы Семидомский сельсовет являлся собственником возможно было передать по договору аренды и получать соответствующую арендную плату, которая являлась бы доходной частью местного бюджета поселения.

Кроме того, использование данных объектов недвижимости без учета их надлежащего содержания влечет их постепенное разрушение, ненадлежащее техническое состояние, что фактически может привести к непригодности их эксплуатации. В этом случае будут нарушены права граждан на обеспечение надлежащего водоснабжения в границах данного муниципального образования.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как установлено в судебном заседании, согласно акта обследования водонапорной башни, скважины от 02.11.2011 года комиссионно были обследованы данные объекты недвижимости в результате чего было выявлено, что данные объекты недвижимости не эксплуатируются, состояние их не рабочее, неудовлетворительное, имеется 70% степени износа, не пригодны к эксплуатации, требуется капитальный ремонт, замена бака, ограждения санитарной зоны, ремонт электрооборудования, дверей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в случае обрушения стен водонапорной башни, проникновения на данные объекты, которые находятся без контроля и присмотра, посторонних лиц, может пострадать неопределенный круг лиц, техническое состояние данных недвижимых объектов, представляет угрозу безопасности неопределенного круга лиц, суд считает, что имеются законные основания для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц по данным требованиям.

Исходя из вышеизложенного, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда по заявлению об оспаривании действия ( бездействия) органа местного самоуправления исполняется по правилам, которые указаны в ст. 206 ч. 2 ГПК РФ.

Согласно ст. 206 ч. 2 ГПК РФ если действия, указанные в решении суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию либо коллегиальный орган совершит определенные действия ( исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных средств исполняется их руководителем в установленный судом срок.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Константиновского района Амурской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Семидомского сельсовета Константиновского района, выразившееся в неподаче заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (Управление Росреестра по Амурской области) по постановке на учет бесхозяйного имущества – водонапорной башни и скважины, находящихся на территории данного муниципального образования.

Обязать администрацию Семидомского сельсовета Константиновского района Амурской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества водонапорной башни и скважины, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

О принятых мерах в месячный срок сообщить в Константиновский районный суд.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме в Амурский областной суд в кассационном производстве через Константиновский районный суд.

Судья Зинченко С.В.