Дело № 2-315/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 сентября 2011 года с. Константиновка Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Гайдамак О.С., при секретаре: Мамедовой З.С., с участием заместителя прокурора Константиновского района Чуй-то-фа Г.Н., действующего в интересах Смирнова Н.И., Смирнов Н.И., представителя ответчика – администрации Константиновского района: Скрябиной Н.А. представителя третьего лица - Управления образования администрации Константиновского района: Поповой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Константиновского района в интересах Смирнова ФИО10 ФИО11 к Администрации Константиновского района о признании бездействия незаконным и об обязании предоставить жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: И.о. прокурора Константиновского района обратилась в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением к Администрации Константиновского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Константиновского района Амурской области и обязании предоставить Смирнову Н.И. жилую площадь не ниже установленных социальных норм в с. Константиновка Константиновского района Амурской области. В обоснование исковых требований указано следующее, что Прокуратурой Константиновского района проведена проверка исполнения на территории Константиновского района законодательства, направленного на защиту жилищных права несовершеннолетних, в ходе которой установлено, органами местного самоуправления – администрацией Константиновского района указное законодательство не исполняется в полном объеме. Так, Смирнов Н.И., являющийся сиротой, окончил 25 июня 2010 года ГОУ НПО ПУ № 24, временно зарегистрирована по адресу с. Константиновка, ул. Ленина, 113 комната 308. На основании постановления главы администрации Константиновского сельсовета № 23 от 20.03.2001 года Смирнов Н.И. поставлен на учёт на получение жилья в не очереди. В соответствии с положениями ст. 148 СК, п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С учётом положений ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данное право на обеспечение жильём имеют в т.ч. выпускники образовательных учреждений из числа лиц, указанной категории. Однако с момента окончания ПУ № 24, Смирнов Н.И., не имеет постоянного места жительства. Со стороны администрации каких-либо мер по обеспечению Смирнова Н.И. жильём, в нарушение вышеуказанных требований закона не предпринимается. Своим бездействием ответчик нарушает конституционное право Смирнова Н.И. на жильё. В судебном заседании истец настаивает на заявленных требованиях, доводы, указанные в иске поддерживает, суду пояснил, что в настоящее время временно вынужден проживать в у родственников, своего жилья не имеет, в связи с чем, находится в стеснённых обстоятельствах. В 2011 году он неоднократно обращался в администрацию Константиновского района с просьбой предоставить жилое помещение, однако, до настоящего времени жильё не предоставлено. В судебном заседании представитель и.о. прокурора Константиновского района исковые требования поддержала в полном объёме. Представитель ответчика Администрации Константиновского района Амурской области - Скрябина Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно суду пояснила, что согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является государственным полномочием субъекта РФ и возлагается па исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Согласно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ определенным категориям граждан (в данном случае дети-сироты) могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусмотрен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 5 статьи 19 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии со статьей 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями субъекта РФ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, наделяются органы местного самоуправления районов и городских округов за счет средств областного бюджета. Однако, в тоже время Законом Амурской области от 16.12.2010 № 427-0З «Об областном бюджете на 2011 год» субвенция на исполнение таких государственных полномочий Константиновскому району не была предусмотрена (Приложение 25.1 к Закону). Органами государственной власти области было принято решение осуществление своих полномочий по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Константиновского района производить самостоятельно путем строительства нового жилья. Так, согласно Долгосрочной целевой программе «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2010 № 638, в Константиновском районе изначально было запланировано строительство в 2011 году 16 квартир на сумму 12833 600 руб. Приобретение жилых помещений для детей-сирот, как способ обеспечения их жильем, органами государственной власти области рассматривался как неприемлемый, что подтверждается письмами и отсутствием финансирования на такие цели и в первую очередь отсутствием таких статей расходов в Законе области о бюджете на 2011 год. Несмотря па неоднократные обращения органов опеки и попечительства, администрации района в Министерство образования и науки области, в Министерство финансов области с просьбой о дополнительном выделении финансовых средств на приобретение жилья для детей-сирот, необходимые финансовые средства выделены не были. Учитывая вышеизложенные требования закона к порядку передачи государственных полномочий, отсутствие в законе об областном бюджете субвенций Константиновскому району па исполнение государственных полномочий, администрация района считает, что государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Константиновскому району на 2011 год переданы не были. Позиция администрации района подтверждается также определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П, которое содержит следующие выводы: «Согласно части 7 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ положении законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправлении отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ па очередной финансовый год при условии, что законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций па осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях». Таким образом, в 2011 году администрация Константиновского района не является обязанной исполнять государственные полномочия по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей и, следовательно, не должна нести ответственность за это. Это означает, что администрация Константиновского района является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, рассматриваемые судом требования должны быть заявлены к органам государственной власти Амурской области. 2. Оснований у истца утверждать, что администрация района бездействует, также не имеется. Смирнов Н.И. после окончания ГОУ НПО № 24 не прибыл и продолжил свое обучение в ГОУ НПО ПУ № 4, прекратив обучение досрочно в марте текущего года обратился в администрацию Константиновского района. После чего у него было взято заявление и необходимые документы для постановки на учет для предоставления жилья. Кроме того, органом опеки и попечительства постоянно передаются данные о фактическом нахождении детей-сирот на учете для предоставлении жилья и планируемом возвращении детей-сирот из образовательных учреждений па территорию муниципального образования района. В свою очередь Министерство образования области, как главный распорядитель средств на приобретение жилья для детей-сирот, должно было принять меры по обеспечению направления в Константиновский район субвенции для приобретения жилья для детей-сирот с учетом их возвращения из образовательных учреждений, в том числе и Смирнова Н.И.. Помимо этого, администрацией района, управлением образования района неоднократно направлялись письма в Министерство образования и науки области, и Министерство финансов области с просьбой выделить денежные средства для приобретения жилья для такой категории граждан. Но они не дали должного результата. Администрацией района также предпринимались действия по реализации вышеупомянутой Долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы». Согласно положениям раздела V Программы: Органы местного самоуправления: направляют в министерство образовании и науки области документы граждан, подтверждающие их право на получение жилья в соответствии с порядком, утвержденным губернатором области, исходя из количества заявлений, предоставленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определяют населенные пункты, в которых планируется строительство; и срок до 15 декабря года, предшествующего строительству, представляют и министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области сведении о наличии земельных участков (кадастровый помер, площадь), предназначенных для строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов для вышеуказанной категории лиц в планируемом году, с указанием уровня обеспеченности данных земельных участков инженерной инфраструктурой. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области являете» главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы, в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов Заказчиком-застройщиком является подведомственное министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области бюджетное учреждение области, которым заключаются государственные контракты (договоры). Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, г. собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. Таким образом, от администрации района требовалось только определить и оформить земельные участки, на которых будет производиться строительство жилья для детей-сирот. Свои обязательства администрация района выполнила в полном объеме: проведена работа по отведению земельных участков под строительство данного быстровозводимого жилья, проведены кадастровые работы, сведения о таких земельных участках направлены в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области, постановлением администрации района от 21.02.2011 года № 82 «О предоставлении земельных участков па праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ Амурской области «Строитель» для строительства жилых домов в с. Константиновка» ГБУ Амурской области «Строитель» предоставлены па праве постоянного (бессрочного) пользования четыре земельных участка из земель населенных пунктов, государственная собственность па которые не разграничена, с разрешенным использованием «для строительства четырехквартирного быстровозводимого жилого дома», с местоположением; Амурская область, Константиновский район, с. Константиновка. Также необходимо учесть, что позиция органов государственной власти области по вопросу строительства жилья па территории района неоднократно менялась и каждый раз администрация района предпринимала все необходимые меры по выполнению новых указаний этих органов. Несмотря на это, до настоящего времени данная программа на территории района так и не начала действовать, а буквально в августе этого года постановлением Правительства области от 01.08.2011 № 501 были внесены изменения, согласно которым строительство отложено на 2012 год, причем объемы этого строительства несмотря на реальную потребность в большем количестве, чем запланировано не были пересмотрены. Кроме того, несмотря на большой дефицит районного бюджета и высокодатационность района, отсутствием субвенции в областном бюджете для Константиновского района на приобретение жилья для детей-сирот один гражданин из этой категории в 2011 году был обеспечен квартирой и в ближайшее время будет объявлена котировка на еще одну квартиру, которая будет предложена в первую очередь сироте. На основании изложенного, администрация района просит суд признать администрацию Константиновского района ненадлежащим ответчиком и отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления образования администрации Константиновского района по доверенности Попова Г.В., заявление поддержала, пояснив суду, что Смирнов Н.И., является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей и не имеющей закрепленного жилого помещения, в связи, с чем состоит на учете как нуждающийся в получении жилья. Однако жилье в настоящее время предоставить нет возможности в связи с его отсутствием и отсутствием финансирования на эти цели. Управление образования администрации Константиновского района со своей стороны после поступившего от Смирнова Н.И. заявления с необходимым пакетом документов в 2011 году направило в Министерство образования и науки Амурской области необходимые документы для решения вопроса об обеспечении Смирнова Н.И. жильем. Однако, документы, подтверждающие данный факт предоставить не представляется возможным. На момент рассмотрения иска в суде на учете в Константиновском районе состоит 18 человек. В Министерство образования и науки Амурской области неоднократно направлялись обращения с просьбой предоставить денежные средства, для приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа вышеуказанной категории, однако, до настоящего времени положительных результатов это не дало. Согласно областной целевой программе на территории Константиновского района запланировано построить 4 четырехвкартирных дома для указанной категории граждан. На вопрос суда, будет ли предоставлено жилое помещение в вышеуказанных домах Смирнову Н.И., Попова Г.В. пояснила, что нет, поскольку сначала будут обеспечиваться жильём те граждане, в отношении которых состоялось судебное решение. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно спора со стороны ответчика - Министерство образования и науки Амурской области, Министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явились, согласно поступивших отзывов просили дело рассмотреть в их отсутствие и копию решения выслать в их адрес. Суд, выслушав мнение сторон, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области. В поступивших в суд письменных отзывах указано на то, что в соответствии с положениями ст. 4,5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрация муниципального образования Константиновский район, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1,6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью но договору" социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Как следует из положений вышеуказанного Порядка, утвержденного постановлением губернатора области от 04.05.2009 № 222, главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью указанных лиц является министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство). Кроме того, п. 8 данного Порядка, предусмотрено, что органа местного самоуправления вправе предоставить жилые помещения лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счёт субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий. В соответствии с долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2010 № 638 предусмотрено строительство малоэтажных быстро возводимых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета, как альтернативный вариант обеспечения жильем указанной категории граждан. В целях реализации вышеуказанной программы Законом о бюджете Амурской области на 2011 год предусмотрено 174519,8 тысяч рублей, главным распорядителем которых является министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по обеспечению жилым помещениями вышеуказанной категории лиц, возлагается на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Константиновского района. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям: В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ст.10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. В связи с чем, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод Смирнова Н.И. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) устанавливается право каждого человека на достойный жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание и право на обеспечение на случай утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. №258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ч.2 ст. 39 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле. Определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или один единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальный и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии ч.1 ст. 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного тип, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. В силу п. 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ребенком, оставшимся без попечения родителей, признается лицо в возрасте до 18 лет, которое осталось без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, …и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключение детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно п.п. 5, 10 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. В силу абз.1 ч.3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детского дома семейного типа, а также лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. На основании ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной ч.3 ст. 4 Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенций. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Амурской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Контроль за целевым использованием средств субвенций осуществляется исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции в сфере образования. Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 года № 222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным порядком закреплено, что перечисленные выше лица, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения указанных лиц, в пределах средств, предусмотренных, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимита бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п.5 указанного Порядка, направленных органом местного самоуправления, Министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений, лицам имеющим право на получение данной меры социальной поддержки. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), детям, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении серии II-ЖО 497570 родителями Смирнова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО4. Согласно вступившему в законную силу решению Константиновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе: сына Смирнова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как следует из материалов гражданского дела, на основании постановления № 23 от 20 марта 2001 года Смирнов Н.И. поставлен на регистрационный учёт детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, на получение жилья после окончания пребывания в Детском доме. Таким образом, с 1998 года Смирнов Н.И. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет и с указанного периода времени он приобрёл в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ права на дополнительные гарантии по получению мер социальной поддержки. Согласно диплому о начальном профессиональном образовании от 25.06.2010 года регистрационный номер 853 следует, что в июне 2010 года Смирнов Н.И. получил начальное профессиональное образование в ГОУ НПО ПУ № 24 г. Благовещенске. Согласно сведениям предоставленным Управлением Росреестра по Амурской области (Тамбовский отдел) Смирнов Н.И. жилых помещений в собственности не имеет. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами Смирнов Н.И. вынужден временно проживать на территории с. Константиновского сельсовета у родственников по адресу: с. Константиновка ул. Стадионная дом 4 кв. 2. Таким образом, суд приходит к выводу, что Смирнов Н.И. своего жилья не имеет, что подтверждается пояснениями сторон и иными исследованными доказательствами в судебном заседании. Данные обстоятельства ответчиком и представителем третьего лица не оспаривались и были подтверждены ими в судебном заседании. Как следует из представленных доказательств, Смирнов Н.И. в марте 2011 года обратился к Главе администрации Константиновского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, поскольку он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приложив к нему соответствующий пакет документов. Определениями Константиновского районного суда от 15.08.2011 года и от 07.09.2011 у сторон и лиц, участвующих в деле запрашивались документы, в обоснование доводов на которые они ссылаются, в том числе и документы, подтверждающие включение Смирнова Н.И.. во внеочередной список для предоставления жилья. Однако, сторонами не представлены документы, подтверждающие включение Смирнова Н.И., в соответствии с положениями ст. 57 ЖК РФ, в связи с окончанием образовательного учреждения, в список внеочередного предоставления жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако возникновение права истца Смирнова Н.И. на дополнительные гарантии по социальной поддержке, как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на получение благоустроенного жилого помещения не связано с включением во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как вышеперечисленные нормативные акты не предусматривают возникновение данного права после включения лица в данный список. Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, суд пришёл к выводу, что Смирнов Н.И., как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на внеочередное однократное предоставление жилого помещения органом местного самоуправления по месту своего жительства на территории Константиновского района, а именно Константиновского сельсовета администрацией Константиновского района, Амурской области, в связи с чем, довод ответчика, о том что, Администрация Константиновского района является не надлежащим ответчиком не может быть принят судом во внимание. При этом, по смыслу положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение дополнительной меры социальной поддержки – в виде обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у Смирнова Н.И. возникло незамедлительно после окончания обучения в ГОУ НПО ПУ № 24 г. Благовещенска в июне 2010 года в противном случае, нарушается его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, так как после окончания пребывания в указанном образовательном учреждении Смирнов Н.И. снимается с полного государственного обеспечения. Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г. № 113 «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», пунктом 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Однако, как установлено в суде и не оспаривалось представителем ответчика, с момента обращения Смирнова Н.И. в администрацию Константиновского района и до настоящего времени жилое помещение Смирнову Н.И., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей администрацией Константиновского района Амурской области в указанном выше порядке не предоставлено и договор социального найма с ним не заключен. Т.е. установлен факт незаконного бездействия со стороны ответчика. При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, т.е. на администрации Константиновского района. При этом, общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения не может быть ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным нормам и техническим требованиям по договору социального найма в с. Константиновка. Указанную обязанность ответчик с момента постановки истца Смирнова Н.И. на учет как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и в плоть до настоящего времени, надлежащим образом не исполнил, то есть допустил бездействие. С учетом изложенного, суд считает требования истца и и.о. прокурора Константиновского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что администрация Константиновского района в 2010-2011 годах осуществила все юридически значимые действия по приобретению жилья для категории детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и Смирнова Н.И., и ее вины как органа местного самоуправления, в том, что субвенции в 2011 году Константиновскому району на приобретения жилья для указанных категорий граждан не предусмотрены для обеспечения всех состоящих на таком учете, а также, то, что Смирнов Н.И. обратился в администрацию Константиновского района только в 2011 году, когда бюджет был уже сформирован и соответственно денежные средства для приобретения ему жилья заложены быть не могли, суд находит не состоятельными. Доводы о том, что администрация неоднократно обращалась в Министерство образования и науки области, в Министерство финансов области с просьбой о выделении финансовых средств на приобретения жилья для данной категории граждан, но необходимые финансовые средства предоставлены не были, суд признает не состоятельными. Доводы о том, что ответчик использовать свои собственные средства не имеет возможности, из-за отсутствия финансовых ресурсов суд находит не состоятельными. Доводы о том, что обязанность по обеспечению данной категории граждан, в том числе и Смирнов Н.И. должен исполняться только за счет областного бюджета, суд находит также несостоятельными. Доводы о том, что в Законе о бюджете на 2011 года отсутствует статья расходов на приобретения в Константиновском районе жилья за счет субвенций, а также ссылка на то, что Правительством Амурской области разработана Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2013 годы», утвержденная Постановлением Правительства Амурской области от 18 ноября 2010 г. N 638, по которой запланировано строительство 16 квартир, но строительство, которых еще не начато, суд не может принять во внимание, поскольку данная программа является одним из способов реализации права данной категории граждан. По мнению суда, само по себе наличие указанных ответчиком обстоятельств не освобождает администрацию Константиновского района от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу Смирнову Н.И., как лицу, отнесенному к категории детей оставшихся без попечения родителей. При этом доводы о недостаточности размера выделяемых или об отсутствии финансовых средств на приобретение жилья указанной категории граждан и доводы, о имеющейся долгосрочной целевой программы не принимаются во внимание, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней, и иных разрабатываемых программ, а также от исполнения аналогичной обязанности. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, принятие долгосрочных целевых программ, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций, что также подтверждает бездействие администрации Константиновского района. Кроме того, вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Смирнов Н.И. в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Смирнова Н.И. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию его права, предусмотренного действующим законодательством. Кроме того, согласно п.п. 3-4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в случае невозможности приобретения и предоставления по договорам социального найма жилого помещения в соответствии с нормой органы местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения., превышающие по площади норму, но не более чем в 2 раза; предоставлять жилые помещения лицам, указанным в части 3 статьи 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением расходов за счет субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 3 статьи 4 настоящего Закона. Одновременно суд учитывает, что жилое помещение Смирнову Н.И. должно быть предоставлено во внеочередном порядке, и находит недоказанными ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ обстоятельства невозможности приобретения жилья для истца Смирнова Н.И. и расценивает данный факт как незаконное бездействие. При этом судом учитывается, что действующее законодательство признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно Решению сельского Совета народных депутатов принятым 24.11.2010 года (с изменениями от 22.04.2011) «Об установлении учётной нормы жилья на территории Константиновского сельсовета», учетная норма жилого помещения установлена в размере - 18 кв.м. Таким образом, суд полагает признать установленным, что администрация Константиновского района, не предприняла своевременно необходимых мер для обеспечения Смирнова Н.И. в соответствии с законодательством жилой площадью не ниже установленных социальных норм в с. Константиновка, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления Константиновского района, возлагая на ответчика обязанность по предоставлению Смирнову Н.И. жилого помещения. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования и.о. прокурора Константиновского района в интересах Смирнова ФИО13 к Администрации Константиновского района о признании бездействия незаконным и об обязании предоставить жилое помещение - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Константиновского района Амурской области по обеспечению жилой площадью Смирнова ФИО14<данные изъяты> Обязать администрацию Константиновского района Амурской области предоставить Смирнову ФИО15 жилую площадь не ниже 18 кв. м., отвечающую санитарным нормам и техническим требованиям по договору социального найма в с. Константиновка Константиновского района Амурской области. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в кассационном порядке в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судом «7» октября 2011 года. Судья О.В. Гайдамак