Дело № 2-338/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Константиновка «30» сентября 2011 г. Константиновский районный суд в составе: судьи: Ковалевой Ю.В., при секретаре: Безрук Л.В., с участием прокурора Константиновского района - Петриенко А.Н., выступающего в интересах, неопределённого круга лиц, представителей ответчиков: Скрябиной Н.А., Гамза Л.С., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Жилиной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Константиновского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Константиновского района, администрации Зеньковского сельсовета об обязании принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории с. Зеньковка, Константиновского района, вызванной отсутствием энергоснабжения путём обеспечения котельной с. Зеньковка, Константиновского района резервным источником энергоснабжения с целью обеспечения бесперебойной работы в период отопительного сезона 2011-2012 г.г., У С Т А Н О В И Л: Прокурор Константиновского района Амурской области обратился в суд в защиту интересов, неопределённого круга лиц к Администрации Константиновского района, администрации Зеньковского сельсовета Константиновского района об обязании принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории с. Зеньковка, Константиновского района, Амурской области, вызванной отсутствием энергоснабжения путём обеспечения котельной с. Зеньковка, Константиновского района, резервным источником энергоснабжения с целью обеспечения бесперебойной работы в период отопительного сезона 2011-2012 г.г. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Константиновского района на основании ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в порядке осуществления надзора за подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к эксплуатации в период отопительного сезона 2011/2012 г.г. проведена проверка исполнения администрацией Зеньковского сельсовета и администрацией Константиновского района законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования с. Зеньковка, Константиновского района осуществляется эксплуатация одной котельной, которая находится в собственности администрации Зеньковского сельсовета. Прокурорской проверкой установлено, что для обеспечения энергоснабжения одной эксплуатируемой котельной в с. Зеньковка необходим один резервный источник энергоснабжения, который в настоящее время отсутствует. По мнению прокурора, отсутствие на котельной с. Зеньковка, Константиновского района резервного источника энергоснабжения способно привести к негативным последствиям в условиях ограниченного режима электроснабжения, нарушить нормативы предоставления населению с. Зеньковка коммунальных услуг надлежащего качества и в заданных объемах, создать предпосылки для возникновения на территории поселения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Вместе с тем, согласно положениям п. 9 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Кроме того, согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Как следует из п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 1 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; защита населения на территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах, прокурор полагает, что обязанность по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории с. Зеньковка, Константиновского района, защите населения и территории указанного поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период отопительного сезона 2011-2012 г.г. возложена на администрацию с. Зеньковка, Константиновского района и администрацию Константиновского района. Отсутствие резервного источника энергоснабжения на котельной с. Зеньковка, Константиновского района, Амурской области наносит существенный вред правам и охраняемым законом интересах неопределенного круга лиц - жителей с. Зеньковка на своевременное получение коммунальных услуг по теплоснабжению надлежащего качества, создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которая может быть вызвана отсутствием теплоснабжения населения в период отопительного сезона 2011/12 г.г, что в условиях крайне низких температур воздуха может привести к человеческим жертвам. В связи с чем, прокурор просит суд удовлетворить его требования и немедленно со дня вступления решения в законную силу обязать Администрацию Константиновского района, администрацию Зеньковского сельсовета обеспечить меры по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории с. Зеньковка, Константиновского района, вызванной отсутствием энергоснабжения путём обеспечения котельной в с. Зеньковка, Константиновского района резервным источником энергоснабжения с целью обеспечения бесперебойной работы в период отопительного сезона 2011-2012 г.г. В судебном заседании прокурор Константиновского района Петриенко А.Н. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ предъявленные исковые требования уточнил и просил суд обязать администрацию Зеньковского сельсовета и Администрацию Константиновского района незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить котельную с. Зеньковка Константиновского района, Амурской области резервным источником энергоснабжения с целью обеспечения бесперебойной работы в период отопительного сезона 2011-2012 г.г., и в обоснование заявленных исковых требований изложил доводы, указанные в исковом заявлении, поданном в суд. Представитель ответчика по доверенности от Администрации Константиновского района – Скрябина Н.А. с исковыми требованиями прокурора не согласилась в полном объеме и в судебном заседании пояснила следующее: 1. Котельная Зеньковского сельсовета передана в хозяйственное ведение МУП «Рассвет» по договору от 19.07.2009 года. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. В соответствии с условиями договора именно МУП «Рассвет» обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание имущества, обеспечивать приведение режима использования закрепленного имущества в соответствие с требованиями действующего законодательства.. Таким образом, бремя содержания котельной возложено на МУП «Рассвет», являющегося потребителем электроэнергии. 2. Обязанность обеспечить котельную сельсовета резервным источником питания на администрацию Орловского сельсовета или на администрацию района не возложена Федеральным законом от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», как утверждается в исковом заявлении. Согласно п.п.1 п. 1 ст. 6, на который имеется ссылка в исковом заявлении, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; Данная норма не касается полномочий органов местного самоуправления района и не содержит императивного предписания органу местного самоуправления сельсовета устанавливать в котельной, расположенной на территории поселения, резервные источники электрического питания. Не содержится такого требования и в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 3. Ссылка прокурора района на пункты 113 и 114 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» также является несостоятельной. Данные положения не устанавливают обязанность органа местного самоуправления сельсовета или района приобретать резервный источник электропитания, а лишь определяют зону ответственности. Согласно пункту 113 данного постановления в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией, обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. Администрация района и администрация Орловского сельсовета не является потребителем электроэнергии по договору энергоснабжения котельной поселения, в связи с этим они не могут нести обязанности по данному виду правоотношений. Кроме того, в договоре энергоснабжения отсутствуют условия о том, что котельная с. Зеньковка относится первой или ко второй категории надежности. Пункты 3.1.20 и 3.1.37 договора энергоснабжения ссылаются на предусмотренную категорию надежности потребителя. Последняя устанавливается в соответствии с Правилами устройства электроустановок для энергопринимающих устройств, утвержденными приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 (далее - Правила). 4. В соответствии с п.1.2.17 Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта. Проект системы электроснабжения не может составляться потребителем, ввиду того, что здесь требуются специальные познания. Таким образом, категория надежности электроснабжения определяется не потребителем (электроприемником), а энергоснабжающей организацией, к сетям которой он будет подключен, еще до фактического подключения. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между энергоснабжающей организацией и потребителем от 19.09.2008 котельная с. Зеньковка относится к III (третьей) категории надежности электроснабжения. А согласно пункту 1.2.18 Правил требований о наличии резервного источника электропитания к потребителям третьей категории не предъявляется. В соответствии с п. 1.2.21 Правил для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток. В соответствии с Инструкцией по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-95, утвержденной Минтопэнерго от 07.07.1994 (с учетом изменений) котельные могут относиться к электроприемникам первой категории, если они являются единственным источником тепла для потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла. Среди потребителей тепла присоединенных к котельной с. Зеньковка согласно схеме теплоснабжения нет электроприемников первой категории. Доводы прокурора района о том, что котельная с. Зеньковка относится к первой категории надежности, являются несостоятельными, не подтверждаются никакими документами, в том числе и нормативного характера. 5. Несмотря на эти обстоятельства, администрацией района приняты все необходимые меры по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории поселения, вызванной отсутствием энергоснабжения путем обеспечения котельной с. Зеньковка резервным источником энергоснабжения. Так, утвержден (29.09.2010) график доставки дизельных генераторов для обеспечения резервным электропитанием котельных Константиновского района при отключении электроэнергии, согласно которому дизельная электростанция мощностью 50 кВт, расположенная в с. Верхняя Полтавка доставляется в случае необходимости в с. Зеньковка. Расстояние доставки составляет 18 км, общие затраты времени на подготовку к выезду, доставку резервного источника и подготовку его к работе составляют 1 час 45 мин. За данный период времени никто из потребителей тепла даже не заметит падение температуры в помещениях и тем более за этот период не может возникнуть никакой чрезвычайной ситуации с человеческими жертвами, как утверждает прокурор района. Отношения по доставке резервного источника питания между сельсоветами урегулированы договором от 01.02.2011. Исходя из практического опыта и учитывая протяженность теплотрассы, материальный ущерб не может повлечь и перерыв в электроснабжении котельной в течение 12 часов подряд. Данное утверждение подтвердил и привлеченный к рассмотрению дела судом специалист Размахнин А.П. Кроме того, он сообщил, что у электроснабжающей организации имеется возможность в случае аварии, повлекшей перерыв электроснабжения, «запитать потребителей по другой линии». Исходя из практического опыта и учитывая протяженность теплотрассы, материальный ущерб не может повлечь и перерыв в электроснабжении котельной в течение 12 часов подряд. Данное утверждение подтвердил и привлеченный к рассмотрению дела судом специалист Размахнин А.П.. Кроме того, он сообщил, что у электроснабжающей организации имеется возможность в случае аварии, повлекшей перерыв электроснабжения, «запитать потребителей по другой линии». Согласно пункту 1.2.20 вышеуказанных Правил устройства электроустановок электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной бригады. Как следует из представленных администрацией района и администрацией сельсовета документов котельная с. Зеньковка, относящаяся к третьей категории электроприемников, обеспечена резервным источником питания, как требуется для электроприемников второй категории. Перерыв электроснабжения котельной при нарушении такового составит 1 час 45 мин., т.е. на время, необходимое для включения резервного питания действиями выездной бригады. Кроме того, электроснабжающая организация согласно п. 113 Правил также принимает меры по установке и обслуживанию собственного резервного источника снабжения электрической энергией за счет соответствующего потребителя. Имеющиеся в районе 7 источников резервного питания были получены администрацией района от Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области согласно договорам хранения. В настоящее время данным Министерством решено выделить Константиновскому району еще три источника резервного питания, которые должны быть получены в ближайшее время, проект договора администрацией района уже подписан, выдана доверенность на получение товарно-материальных ценностей. Покупать резервные источники питания за счет средств районного бюджета администрация района не может ввиду его дефицитности. А расходы на приобретение резервных источников питания могут составить более 5 миллионов рублей (расчет произведен исходя из прайс-листов, размещенных в Интернете, прилагается). Кроме того, согласно статье 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Это значит, что ни администрация района, ни администрация сельсовета не вправе предусмотреть новые бюджетные расходы, не подкрепив их доходным источником. Дополнительных поступлений в виде налоговых сборов или поступлений из бюджетов областного или федерального уровня законом не предусмотрено. Таким образом, требование прокурора района (с учетом уточнения) незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу обязать администрацию Константиновского района и администрацию Зеньковского сельсовета принять меры по обеспечению котельной резервным источником энергоснабжения с учетом финансового состояния районного бюджета и бюджета поселения, с учетом того, что данные требования выдвигаются в конце финансового года, и с учетом требований к проведению закупок товаров для муниципальных нужд по Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ является заведомо невыполнимым. В целом доводы, изложенные в исковом заявлении, являются несостоятельными и неподтвержденными требованиями закона, факты, на которых прокурор основывает свои требования, не подтверждаются доказательствами, хотя в силу ст. 56 ГПК РФ, эти обстоятельства подлежат доказыванию. передана в хозяйственное ведение МУП «Рассвет» по договору от 19.07.2009. Представитель ответчика от администрация Зеньковского сельсовета – глава Зеньковского сельсовета Гамза Л.С. с исковыми требованиями прокурора не согласилась в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в возражениях относительно иска прокурора, представителя администрации Константиновского района Скрябиной Н.А., а также дополнила, что на территории поселения в с. Зеньковка функционирует одна котельная, которая находится в собственности Зеньковского сельсовета, обслуживает школу, детский сад, почту, ФАП, помещение администрации, которые находятся в одном здании. Данную котельную Зеньковскоий сельсовет передал в хозяйственное ведение МУП «Рассвет» по договору от 19.07.2009 года. Котельная относится к 3 категории надёжности электроснабжения (раздел YI Акта № 07309 от 24.09.2010 г. разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между сетевой организацией и потребителем). В связи с чем, полагает, что при возникновении чрезвычайной ситуации допускается перерыв в электроснабжении сроком до суток, а людей, которые в этот момент могут находиться в клубе либо в школе можно отправить по домам, слить воду, закрыть помещения. Кроме того, отсутствие резервного источника питания при возникновении чрезвычайной ситуации может привести к человеческим жертвам по следующим основаниям: 1. Котельная отапливает объекты, в которых находятся дети и люди в дневное время суток: с 8-00 до 17-00: ремонтномеханическая мастерская; автогараж; отделение почты; магазин; администрация сельсовета; фельдшерско-акушерский пункт; столовая; дом культуры; МОУ Зеньковская СОШ; МДОУ ДС № 18 «Алёнушка». Жилищный фонд котельная не отапливает. При возникновении чрезвычайной ситуации людей можно отправить по домам, слить воду, закрыть помещения. 2. Котельная относится к 3 категории надёжности электроснабжения (раздел YI Акта № 07268 от 19.03.2008 разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок между сетевой организацией и потребителем). Допускается перерыв в электроснабжении до суток. 3. Котельная передана по Договору закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Рассвет» от 19.07.2009. В соответствии с договором, МУП «Рассвет» несёт полную ответственность за содержание котельной и обеспечение бесперебойной работы. 4. При возникновении чрезвычайной ситуации Администрация Зеньковского сельсовета может взять дизель-генератор в Администрации Верхнеполтавского сельсовета по Договору на оказание услуг от 01.02.2011 и в течение 1-го часа привезти, подключить и возобновить электроснабжение котельной. На основании вышеизложенного просит суд в иске прокурору отказать. Кроме того, пояснила, что в настоящее время министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выделено три дизельные электростанции номинальной мощностью 100 кВт, одна из которых планируется будет направлено в с. Зеньковка, Константиновского района, Амурской области. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора от МУП «Рассвет» - директор Жилина И.Г.,. в судебном заседании пояснила, что в действительности котельная, принадлежащая Зеньковскому сельсовету в настоящее время находится в хозяйственном ведении МУП «Рассвет», при передаче котельной резервный источник энергоснабжения не передавался. Полагает, что в соответствии с третьей категорией надежности энергоснабжения, которая установлена для данной отельной, в случае чрезвычайной ситуации резервный источник энергоснабжения будет доставлен по разработанной схеме из с. Верхней Полтавка, поэтому считает, что его наличие на территории самой котельной не требуется. Суд, выслушав пояснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, в их совокупности, учитывая консультации специалистов, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ч.1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно данным администрации Зеньковского сельсовета, а также реестру муниципальной собственности на 01 января 2011 года, в совокупности с пояснениями ответчиков, следует, что Зеньковский сельсовет является собственником котельной, расположенной в с. Зеньковка, Константиновского района, Амурской области. В силу требований ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления, самостоятельно. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что собственником котельной является Зеньковский сельсовет и именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). Договор закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным МУП «Рассвет» от 19.07.2009 г., предметом которого является определение порядка использования недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, не предусматривает обязанности МУП «Рассвет» за счет собственных средств приобретать дополнительное оборудование для осуществления деятельности по бесперебойной и надежной работе котельной. Исходя из положений п. 3.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда. Из содержания п. 4 Положения об оценке готовности электро - и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период СО 153-34.08. 105-2004, показателем готовности котельной к работе в период отопительного сезона является положительное решение комиссии о готовности теплоснабжающей организации в осенне-зимний период (ОЗП). При этом, согласно п. 13.1 Положения дополнительным условием, выполнение которого необходимо для положительного решения комиссии о готовности организации к работе в ОЗП, является готовность систем гарантированного электропитания. Кроме того, в соответствие с п.п. 113, 114 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № 530 от 31.08.2006 г., резервный источник снабжения электрической энергией (в случае, если условием договора о первой и второй категории надежности предусмотрено его наличие) устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. Согласно п.1.12 Строительных норм и правил СНиП II-35-76 "Котельные установки" (утв. постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976г. N229) (с изменениями от 08.09.1977 г., 11.01.1985 г., 9.08.1988 г., 11.09.1997 г.) по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории – котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющие индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории – остальные котельные. В соответствии с п.1.11. СНиП II-35-76 "Котельные установки" потребители тепла по надежности теплоснабжения относятся: к первой категории - потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции); ко второй категории - остальные потребители тепла. Согласно п.1.2.19 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Министерством энергетики России от 08.07.2002 года № 204, электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимо резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть нарушен лишь на время автоматического восстановления питания. Как следует из п.1.2.20 указанных правил, электроприемники второй категории в нормальных условиях должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Согласно п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204 «Об утверждении Правил устройства электроустановок», котельные относятся к первой категории электроприемников, так как перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. В соответствии с п. 1.2.39 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. При этом, в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала и выездной оперативной бригады. Из системного толкования выше перечисленных правовых норм следует, что котельные могут относится к электроприемникам как первой, так и второй категории и в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела ОАО «ДЭК» в Константиновском районе Размахнин А.П. пояснил, что организация, которой он руководит, занимается эксплуатацией электрических сетей в Константиновском районе, следит за надежным обслуживанием потребителей электрических сетей, находящихся на территории Константиновского района. Для заключения договоров на обслуживание потребитель обращается в их организацию, где им выдаются технические условия, для того чтобы подключиться к электрическим сетям. Технические условия для потребителей, которые они выдают, разные, потребитель должен их исполнить, чтобы подключиться к электрическим сетям. Потребитель сам определяет к какой категории надежности электроснабжения он будет относиться, это зависит и от финансовых возможностей. Котельная, расположенная в с. Зеньковка, согласно полученной технической документации относится к третьей категории надежности электроснабжения, однако, согласно СНИП П-35-76, а также учитывая объекты, которые обслуживает данная котельная, она должна относится ко второй категории надежности электроприемников. Изменить категорию надёжности электроприемника возможно по инициативе потребителя. Категория надежности зависит от того, какие объекты обслуживает данная котельная. Чем выше категория надежности, тем строже технические условия. Определенность категории зависит от социальной значимости подключенных объектов на котельную. Электроснабжающая организация обеспечивает подачу электроэнергии до ввода в котельную, а работу электроприемников в самой котельной, а также объектов, которые к ней подключены, обеспечивает потребитель. Согласно анализа полученной письменной информации по запросу суда из ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» филиал «Амурские электрические сети» Структурное подразделение «Центральные электрические сети» и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» филиал Амурэнергосбыт, которые суд расценивает как консультации специалистов, полученную в соответствии со ст. 188 ГПК РФ, установлено, что котельные, являющиеся единственным источником теплоснабжения социально-значимых потребителей и населения, могут иметь 1 или 2 категорию надежности электроснабжения, которые в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, в связи с чем, котельной в с. Зеньковка, Константиновского района необходим резервный источник электроснабжения. Таким образом, в судебном заседании установлено, что котельная, расположенная на территории Зеньковского сельсовета в настоящее время по своему техническому обеспечению имеет третью категорию надёжности электроснабжения, поскольку у нее существует только единственный источник электроснабжения. Участвующими в деле лицами данный факт не оспаривался, в связи с чем, суд считает его установленным. Между тем в судебном заседании достоверно установлено, что данная котельная должна иметь электроснабжение не ниже второй категории надежности, т.к. энергоснабжение в с. Зеньковка осуществляется по схеме, максимально приближенной ко второй категории надежности электропитания, при этом котельная не обеспечена резервным источником электроснабжения, что подтверждается исходя из системного толкования норм закона и полученных консультаций специалистов, компетентность которых не вызывает у суда сомнений. Доводы представителя ответчика от администрации Константиновского района Скрябиной Н.А. о том, что исходя из уточненных требований прокурора, заявленных в суде, которые звучат как «обязать администрацию Зеньковского сельсовета и Администрацию Константиновского района незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить котельную с. Зеньковка, Константиновского района, Амурской области резервным источником энергоснабжения», по мнению ответчика, по той схеме, которая существует на сегодняшний день, то есть доставка дизель-генератора из с. Константиновка в срок до 1 часа 35 минут, фактически и обеспечивает исполнение заявленных в суд исковых требований, суд признает не основанными на законе, так как согласно Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Министерством энергетики России от 08.07.2002 года № 204 «для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала и выездной оперативной бригады», а не присоединения, монтажа и др. действий, которые возможны при подвозе к электрокотельной в данной правовой ситуации дизель – генератора из с. Верхней Полтавки, Константиновского района. В соответствии с п. п. «а», «б», «ж» ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны: - планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; - планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; - создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации Согласно положениям ст.7 данного закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с п. 1 ч, 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений. Из п. 4 ч.1 ст. 9 Устава муниципального образования Константиновского района следует, что к полномочиям МО Константиновского района относится организация в границах района электро-, и – газоснабжения поселений. Согласно п.7 ч.1 ст.9 Устава Константиновского района к полномочиям Константиновского района также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района. Из п. 4 ч.1 ст. 8 Устава Зеньковского сельсовета Константиновского района (с учётом изменений и дополнений) следует, что к вопросам местного значения Зеньковского сельсовета относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения поселений. Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения населения в границах администрации Константиновского поселения возложены на органы местного самоуправления муниципального образования Администрацию Константиновского района Амурской области, а п.8 ч.1 ст.8 Устава Зеньковского сельсовета регламентирует полномочия для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета. Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения населения, а также и по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах территории Зеньковского сельсовета возложены на органы местного самоуправления - Администрацию Константиновского района Амурской области и администрацию Зеньковского сельсовета. Кроме того, в соответствии с приложением №2 к протоколу заседания Федерального штаба № 7 от 30 сентября 2009 года системы централизованного теплоснабжения населенных пунктов или жилых районов в отопительный период (в том числе отопительные и производственно-отопительные котельные, насосные станции, тепловые пункты) отнесены к социально значимым объектам. Согласно п.5 Положения о правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральном штабе), утвержденного постановлением Правительства РФ №637 от 25 августа 2008 года, решения федерального штаба, принимаемые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для всех органов исполнительной власти и региональных штабов. Из чего следует, что решение федерального штаба обязательно для органов исполнительной власти на региональном уровне. Согласно п. 1.3 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденных Приказом №285 от 13 декабря 2000 года Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу электрооборудование тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций должно соответствовать Правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей, а также Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Согласно п. 1.1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом №204 от 8 июля 2002 года Министерством энергетики РФ электроприемники ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. Требования настоящих Правил также рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. Принимая во внимание вышеуказанное, учитывая, что статус социальной значимости котельных с 30.09.2009 года повысился и, исходя из того, что возникла необходимость повышения надежности электроустановок, суд приходит к выводу о том, что применительно к спорным правоотношениям Правила устройства электроустановок должны быть использованы в обязательном порядке. Согласно п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом №204 от 8 июля 2002 года Министерством энергетики РФ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Согласно п. 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ №530 от 31 августа 2006 года, в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее - категория надежности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя. Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства. Для второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что режим котельной, расположенной по адресу: с. Зеньковка, Константиновского района, Амурской области, обслуживающей социально значимые объекты (детский сад, школа, дом культуры, ФАП, отделение почты), должен обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Доводы представителя ответчика от Администрации Константиновского района Скрябиной Н.А. о том, что в соответствии с п.113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики установка в котельной резервного источника электроснабжения является обязанностью потребителя электроэнергии, то есть в данном правовом случае МУП «Рассвет», суд считает безосновательными по следующим основаниям. Действительно, согласно п.113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ №530 от 31 августа 2006 года, резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. Однако из сопоставимого анализа действий, необходимых для установки резервного источника электроснабжения, и Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденных постановлением Госстроя СССР №279 от 29 декабря 1973 года, Ведомственных строительных норм № 58-88, следует вывод о том, что приобретение и установка резервного источника электроснабжения является реконструкцией и к категории капитального ремонта не относится. Однако, согласно ч.1ст.623 ГКРФ произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. Следовательно, в случае установления резервного источника электроснабжения силами МУП «Рассвет» (арендатором котельной) и за счет его средств, указанный резервный источник будет собственностью последнего. Соответственно тот в случае прекращения арендных отношений, абстрагируясь от целесообразности проведения данного действия, имеет все правовые основания демонтировать обозначенные дополнительные элементы и забрать их с собой, в результате чего котельная автоматически примет статус 3 категории надежности. То есть функционирование котельной по той или иной категории надежности будет зависеть исключительно от волеизъявления конкретного арендатора, и вопрос об установке резервного источника электроснабжения будет возникать каждый раз при смене арендатора. Такое положение дел, при котором будет иметь место правовая неопределенность, суд допустить не может. В силу требований п.п. «г», «ж» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях. Таким образом,ответчики обладают полномочиями по решению вопросов бесперебойного теплоснабжения населения и юридических лиц, прежде всего объектов социального назначения в с. Зеньковка, Константиновского района, в том числе при неисполнении своих обязательств теплоснабжающими и теплосетевыми организациями. Надежное теплоснабжение предполагает возможность его быстрого восстановления в случае выхода из строя основного источника электропитания при чрезвычайной ситуации или аварии техногенного характера, то есть наличие резервного источника. Обязанность ответчиков обеспечить котельную в с. Зеньковка резервным источником электропитания вытекает из вышеуказанных положений федерального законодательства. Принимая во внимание вышеуказанное, судприходит к выводуо том, что бремя ответственности по выполнению обеспечения котельной в с. Зеньковка, Константиновского района, Амурской области резервным источником энергоснабжения с целью обеспечения бесперебойной работы в период отопительного сезона 2011-2012 г.г. должно быть возложено на органы местного самоуправления – администрацию Зеньковского сельсовета, как собственника котельной, и на администрацию Константиновского района. Ответчики в своих возражениях ссылаются также и на наличие финансовых затруднений при возникновении разрешения данного вопроса в конце финансового года. Однако данные доводы судом не принимаются, поскольку суд не возлагает на ответчиков обязанность покупать резервные источники энергоснабжения и ответчики самостоятельно выбирают способ обеспечить эксплуатируемые котельные независимыми источниками питания. Данное обстоятельство подтверждается также представленными в суд ответчиками письменными документами, а именно запросом на имя глав муниципальных образований из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 20.01.2011 г. № 01-17-147 по сбору информации о потребности в передвижных дизельных электростанциях для 100 % обеспечения жизнеобеспечения резервными источниками электроснабжения, запросом администрации Константиновского района в Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области № 1747 от 24.08.2011 г. о необходимости выделения 18 дизель генераторов для обеспечения котельных района резервными источниками электроснабжения, письменной информацией о потребности в передвижных дизельных электростанциях, которая включает и котельную в с. Зеньковка, которые подтверждают озабоченность муниципальных органов субъекта РФ (Минстроя Амурской области) вопросом безопасности электроснабжения объектов жизнеобеспечения муниципальных образований области. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия в случае, если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Согласно ч.1ст.103 ГПКРФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. При подаче иска прокурор Константиновского района в соответствии с п.9 ч.1ст.333.36 НКРФ был освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно п.п. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для взыскания с ответчиков судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела ( государственной пошлины). Таким образом, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области удовлетворить. Обязать администрацию Константиновского района Амурской области, администрацию Зеньковского сельсовета Константиновского района Амурской области незамедлительно с момента вступления решения в законную силу с целью предупреждения чрезвычайной ситуации на территории Зеньковского сельсовета обеспечить котельную с. Зеньковка, Константиновского района резервным источником энергоснабжения для обеспечения бесперебойной работы в период отопительного сезона 2011-2012 г.г.. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме в Амурский областной суд в кассационном производстве через Константиновский районный суд. Решение в окончательной форме принято 20 октября 2011 года Судья Ковалёва Ю.В.