Дело № 2- 80/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Константиновка 18 июня 2012 г. Константиновский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Зинченко С.В., при секретаре Осетровой Т.И., с участием заместителя прокурора Константиновского района Чуй-то-фа Г.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – начальника ОГИБДД МОМВД РФ «Михайловский» Осипенко П.Е., представителя ответчика по доверенности – Белокопытова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей Константиновского района к администрации Константиновского сельсовета о признании незаконным бездействия и обязании выполнить мероприятия по выполнению установленных требований к эксплуатационному состоянию дорог в границах Константиновского сельсовета Константиновского района, Амурской области, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Константиновского района Амурской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей Константиновского района о признании незаконным бездействия администрации Константиновского сельсовета Константиновского района, указывая на то, что главой Константиновского сельсовета не в полной мере выполняется законодательство РФ в сфере безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния автодорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Таким образом, по мнению прокурора, исходя из указанных требований закона, следует, что обеспечение автодорог дорожными знаками, ремонт дорожного покрытия и другие мероприятия, проводимые в целях снижения аварийности на дорогах, относятся к компетенции органов местного самоуправления. Так, в 2010 году ОГИБДД ОВД по Константиновскому району была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что в нарушении ГОСТ РФ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», администрацией Константиновского сельсовета не было выполнено профилирование дорожно-уличной сети, в связи с чем, имелись многочисленные ямы, выбоины, колейность дорожного полотна, отсутствовало искусственное освещение, водоотводные канавы. В ходе проведения в ноябре 2011 года проверки в вышеуказанной сфере, было установлено, что в нарушение ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на дорожно-уличную сеть с. Константиновка отсутствует дислокация дорожных знаков, на улицах Партизанская, Садовая, Высокая, Восточная, Дальневосточная, Кирпичная, Казачья, пер. Колхозный, Красноармейский, Степной, Строительный имеются многочисленные просадки, выбоины, отсутствуют водоотводные канавы, отсутствует или недостаточно искусственное освещение. В нарушение раздела 6 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» на улицах села отсутствуют искусственные неровности. Также в местах расположения детских образовательных учреждений отсутствует дорожная разметка, на автобусных остановках в пределах села отсутствует освещение (п.3.1.1. ГОСТ 218.1.002-2003). На школьных остановках по ул. Молодежная и ул. Школьная отсутствуют павильоны, дорожные знаки 5.16, освещение ( в нарушение п.3.1.1. ГОСТ 218.1.002-2003). На 22 и 26 км автодороги Константиновка-Новопетровка и автодороге Дим-Новопетровка 15,8-16,0 км на опасных поворотах не обеспечена даже минимальная видимость встречных транспортных средств. НА пересечении автодорог подъезд к с. Орловка и Константиновка-Новопетровка, при выезде с автодороги Нижняя Полтавка – Зеньковка на дорогу Крестовоздвиженка-Поярково-Калинино также не обеспечена видимость приближающихся транспортных средств. На автодороге Новотроицкое –Ключи 7,8 км на проезжей части имеются многочисленные выбоины и просадки. Указанные нарушения, по мнению прокурора, создают помехи в дорожном движении, а пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Таким образом, по мнению прокурора, бездействием администрации Константиновского сельсовета нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Константиновского района, поскольку невыполнение мер по организации безопасности дорожного движения в границах Константиновского сельсовета, угрожает безопасности дорожного движения, создает условия для совершения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие угрожает жизни и здоровью жителей Константиновского района, являющихся участниками дорожного движения. Поэтому прокурор Константиновского района просит признать незаконным бездействие администрации Константиновского сельсовета по принятию необходимых мер по ремонту и надлежащем эксплуатационном состоянии дорог местного значения в границах поселения. Обязать в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда администрацию Константиновского сельсовета выполнить следующие мероприятия: - на дорожно-уличную сеть с.Константиновка Константиновского района установить дислокацию дорожных знаков; - на улицах Партизанская, Садовая, Высокая, Восточная, Дальневосточная, Кирпичная, Казачья, пер. Колхозный, Красноармейский, Степной, Строительный в с. Константиновка устранить просадки, выбоины дорожного полотна; - на улицах Партизанская, Садовая, Высокая, Восточная, Дальневосточная, Кирпичная, Казачья, пер. Колхозный, Красноармейский, Степной, Строительный в с. Константиновка установить водоотводные канавы, пешеходные переходы и тротуары, искусственные неровности; - на школьной автобусной остановке по ул. Молодежная и ул. Школьная в с. Константиновка установить павильоны, дорожные знаки 5.16, освещение; - на автобусных остановках в пределах села установить освещение; - на 22 и 26 км автодороги «Константиновка-Новопетровка» и автодороге «Дим-Новопетровка» 15,8-16,0 км на опасных поворотах, на пересечении автодорог подъезд к с. Орловка и «Константиновка-Новопетровка», при выезде с автодороги «Нижняя Полтавка – Зеньковка» на дорогу «Крестовоздвиженка-Поярково-Калинино» обеспечить видимость приближающихся транспортных средств; - на автодороге «Новотроицкое–Ключи 7,8 км» на проезжей части устранить многочисленные выбоины и просадки. В судебном заседании заместитель прокурора Константиновского района Чуй-то-фа Г.Н. уточнила исковые требования, уменьшив их объем, а именно отказалась от исковых требований в части обязания ответчика на 22 и 26 км автодороги «Константиновка-Новопетровка» и автодороге «Дим-Новопетровка» 15,8-16,0 км на опасных поворотах, на пересечении автодорог подъезд к с. Орловка и «Константиновка-Новопетровка», при выезде с автодороги «Нижняя Полтавка – Зеньковка» на дорогу «Крестовоздвиженка-Поярково-Калинино» обеспечить видимость приближающихся транспортных средств и на автодороге Новотроицкое –Ключи 7,8 км на проезжей части устранить многочисленные выбоины и просадки, на школьной автобусной остановке по ул. Молодежная и ул. Школьная в с. Константиновка установить павильоны, дорожные знаки 5.16, освещение; а также отказалась в части обязания ответчика установить на улицах села пешеходные переходы, тротуары, искусственные неровности. В остальной части заявленных исковых требований уточнила их следующим образом, а именно просила суд обязать ответчика устранить выбоины на проезжей части ( покрытие асфальтобетон) ул. Партизанская напротив дома №1; на всём протяжении проезжей части по ул. Высокой (покрытие гравийное), на ул. Садовой ( покрытие асфальтобетон) на проезжей части напротив дома № 19 и на пересечении ул. Садовая с пер. Колхозный; на всем протяжении проезжей части в пер. Колхозном; по ул. Кирпичная (покрытие асфальтобетон) на проезжей части напротив дома № 1 и № 14; на ул. Восточная (покрытие гравийное) на проезжей части напротив дома № 5; на ул. Строительная (покрытие асфальтобетон) на проезжей части напротив дома № 11. Кроме того, исковые требования прокурора были уточнены также и в следующем, заместитель прокурора Чуй-то-фа Г.Н. просила суд обязать ответчика установить водоотводные канавы вдоль проезжей части как с правой, так и с левой стороны на всём протяжении ул. Казачья, по ул. Дальневосточной вдоль южной стороны проезжей части рядом с территорией Константиновских электросетей до пер. Монтажного, вдоль всей проезжей части по пер. Степному, вдоль всей проезжей части по пер. Красноармейский, а также просила обязать ответчика на автобусных остановках по ул. Ленина в с. Константиновка «СПТУ», «Казачья», «Партизанская» установить искусственное освещение. При этом в обоснование уточненных исковых требований зам. Прокурора Чуй-то-фа Г.Н. указала на доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора. Представитель ответчика от администрации Константиновского сельсовета по доверенности Белокопытов А.П. исковые требования прокурора в уточненном варианте признал в полном объёме, указав при этом, что в связи с отсутствием должного финансирования были допущены выявленные нарушения, которые в ближайшее время будут устранены. В силу ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, что является основанием для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - начальник ОГИБДД МОМВД РФ «Михайловский» Осипенко П.Е. уточненные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Заслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела, учитывая полное признание исковых требований прокурора ответчиком, суд считает, что исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Константиновского района, подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В силу ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Поданное в суд исковое заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей Константиновского района, которые каждодневно являются участниками дорожного движения, а отсутствие утвержденной в установленном законом порядке дислокации дорожных знаков, наличие дефектов дорожного покрытия на улицах в с. Константиновка в виде просадок и выбоин, отсутствие искусственного освещения на отдельных автобусных остановках, отсутствие водоотводных канав на некоторых улицах, является нарушением правил и утвержденных ГОСТов, регламентирующих безопасность дорожного движения, создают угрозу жизни и здоровью человека. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В силу ч.4 ст. 6 данного Федерального закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения. На основании п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами paсчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В соответствие со ст.14 ч.1 п.п.5 ФЗ от 6.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится и вопрос содержания и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов. Согласно п.5 ч.1 ст.4 Устава Константиновского сельсовета Константиновского района к вопросам местного значения Константиновского сельсовета относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» п. 3.1.1. покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, других повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п.4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов автобусные остановки должны быть оборудованы дорожными знаками, искусственным освещением, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ Р 52289-2004 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Учитывая, что полномочия администрации Константиновского сельсовета в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами, устранение данных нарушений законности подлежит осуществлению исполнительным органом местного самоуправления, что требует определенного времени для принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, поэтому в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает разумным и достаточным срок исполнения судебного решения в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Константиновского района, Амурской области, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Константиновского сельсовета Константиновского района, Амурской области, выразившееся в не принятии необходимых мер по ремонту и надлежащем эксплуатационном состоянии дорог местного значения в границах поселения. Обязать администрацию Константиновского сельсовета, Константиновского района, Амурской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: - утвердить на дорожно-уличную сеть в с. Константиновка Константиновского района, Амурской области дислокацию дорожных знаков; - устранить выбоины на проезжей части ( покрытие асфальтобетон) ул. Партизанская напротив дома №1; на всём протяжении проезжей части по ул. Высокой (покрытие гравийное), на ул. Садовой ( покрытие асфальтобетон) на проезжей части напротив дома № 19 и на пересечении ул. Садовая с пер. Колхозный; на всем протяжении проезжей части в пер. Колхозном; по ул. Кирпичная (покрытие асфальтобетон) на проезжей части напротив дома № 1 и № 14; на ул. Восточная (покрытие гравийное) на проезжей части напротив дома № 5; на ул. Строительная (покрытие асфальтобетон) на проезжей части напротив дома № 11; - установить водоотводные канавы вдоль проезжей части как с правой, так и с левой стороны на всём протяжении ул. Казачья, по ул. Дальневосточной вдоль южной стороны проезжей части рядом с территорией Константиновских электросетей до пер. Монтажного, вдоль всей проезжей части по пер. Степному, вдоль всей проезжей части по пер. Красноармейский, на автобусных остановках по ул. Ленина в с. Константиновка «СПТУ», «Казачья», «Партизанская» установить искусственное освещение. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Константиновский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 19 июня 2012 года. Судья Зинченко С.В.