Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года пос.Коноша Коношский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего - Якшиной Е.Н. при секретаре - Фафуриной Н.И., с участием истца Жуковой А.Н., ответчика - представителя администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» Пашкова В.И., третьего лица - представителя Управления образования администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуковой А.Н. к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, УСТАНОВИЛ: Жукова А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее – администрация МО «Коношский муниципальный район») о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении её сыну М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование своих требований истец указала, что ее сын М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет в управлении образования администрации МО «Коношский муниципальный район» для определения в дошкольное образовательное учреждение. На момент подачи заявления ее сын состоит 15 в общей очереди на предоставление места в МДОУ «С» и не обеспечен местом в дошкольном муниципальном образовательном учреждении. Ей пришлось уйти на другую, менее оплачиваемую работу, а ребенка оставлять с бабушкой, которая не может обеспечить его полноценного воспитания и развития. Истец Жукова А.Н. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать администрации МО «Коношский муниципальный район» предоставить ее несовершеннолетнему сыну М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах поселка Коноша в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Дополнила, что в декабре 2008 года она обратилась к ответчику с заявлением об устройстве сына в детское дошкольное учреждение, однако до настоящего времени место не предоставлено в связи с их отсутствием. Считает, что администрация МО «Коношский муниципальный район» нарушает ее конституционные права и права ее ребенка по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, так как содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, а ребенок должен получить надлежащее дошкольное образование. Ответчик - представитель администрации МО «Коношский муниципальный район» Пашков В.И. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что администрация МО «Коношский муниципальный район» обязуется обеспечить ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении в пределах муниципального образования «Коношский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Дополнил, что в соответствии с п.3.5 Порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений, утвержденного постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» №21 от 24.01.2011 (в ред. постановления №22 от 18.03.2011) комплектование дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории МО «Коношский муниципальный район», осуществляет постоянно действующая комиссия, которая создается приказом начальника управления образования. По каждому образовательному учреждению МО «Коношский муниципальный район» формируется три очереди: внеочередная, первоочередная и общая. Сын Жуковой А.Н. – М стоит в общей очереди в МДОУ детский сад «С» под номером 15. Детский сад «С» уже укомплектован воспитанниками, поэтому место М будет предоставлено в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах муниципального образования «Коношский муниципальный район». Третье лицо - представитель Управления образования администрации МО «Коношский муниципальный район» Г.Т. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что в соответствии с порядком комплектования предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях МО «Коношский муниципальный район» осуществляется в порядке очередности. Согласно законодательству РФ и Архангельской области предусматривается льготный (внеочередной и первоочередной) порядок приема детей в дошкольные образовательные учреждения. По каждому образовательному учреждению создано три очереди: внеочередная, первоочередная и общая. Списочный состав воспитанников детского сада «С» на ДД.ММ.ГГГГ - 146 воспитанников. Выпуск детей в школу из детского сада составил 24 человек. В соответствии с нормами СанПин в МДОУ детский сад «С» может быть предоставлено место 142 детям. Набор детей в данный детский сад на 2011-2012 учебный год составил 19 детей согласно очередности. Сын Жуковой А.Н. - М стоит в общей очереди в МДОУ детский сад «С» под номером 15, поэтому место в детском саду согласно очередности ему предоставлено не было. Суд, заслушав истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, приходит к следующему. Суд, руководствуясь ст.39 ГПК РФ, принимает признание представителем ответчика иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с ч 1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Согласно ст.18 Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность создания сети дошкольных образовательных учреждений. На основании ст.ст.4, 7 Устава муниципального образования «Коношский муниципальный район» администрация МО «Коношский муниципальный район» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Коношского муниципального района и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения Коношского муниципального района в сфере организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО «Коношский муниципальный район». В поселке Коноша Архангельской области зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования МО «Коношский муниципальный район», утвержденным постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» №21 от 24 января 2011 года (в ред. постановления №122 от 18 марта 2011 года). Согласно вышеуказанному Порядку комплектование дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории МО «Коношское», осуществляет постоянно действующая комиссия, которая создается приказом начальника управления образования. Предоставление мест в дошкольных образовательных учреждений МО «Коношский муниципальный район» осуществляется в порядке очередности. По каждому образовательному учреждению формируется три очереди: внеочередная, первоочередная и общая. В образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Комплектование образовательного учреждения детьми на новый учебный год осуществляется Комиссией в июне текущего года, в остальное время проводится доукомплектование. Вступившим в законную силу решением Коношского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Коношского муниципального района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении и было установлено, что на территории Коношского района действуют 10 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ), 7 структурных подразделений школ, в которых обучается 1 157 человек. Не обеспечены местами в учреждениях дошкольного образования на территории района на ДД.ММ.ГГГГ 567 человек (на ДД.ММ.ГГГГ- 554 ребенка). Высокая потребность в дошкольных образовательных учреждениях на территории Коношского района на ДД.ММ.ГГГГ составила среди детей в возрасте до 1,5 лет и с 1,5 лет до 3 лет. Согласно динамике очередности граждан МО «Коношский муниципальный район», претендующих на получение образования в муниципальный образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, с 2007 года очередь только увеличивается: 2007 год – 431 ребенок, 2008 год – 468, 2009 – 515, 2010 – 579. В результате указанного бездействия в течение 2-3 лет муниципальные дошкольные образовательные учреждения Коношского муниципального района не смогут принимать воспитанников, так как вынуждены приводить численность контингента воспитанников в соответствие с лицензионными требованиями. Установленные данным решением обстоятельства в соответствии со ст.61 ГПК РФ, доказыванию и оспариванию не подлежат. В судебном заседании установлено, что согласно копии свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, М родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, мать – Жукова А.Н., отец – Жуков А.И.. В декабре 2008 года Жукова А.Н. обратилась в управление образования администрации МО «Коношский муниципальный район» с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении «С» ее сыну М М записан в книге учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования МО «Коношское», под номером 15 в общей очереди в МДОУ «С». Таким образом, в судебном заседании установлено, что М не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в дошкольные образовательные учреждения МО «Коношский муниципальный район». Установлено, что списочный состав воспитанников детского сада «С» на ДД.ММ.ГГГГ - 146 воспитанников, что нарушает лицензионные требования. Выпуск детей в школу из детского сада составил 24 человек. На комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений ДД.ММ.ГГГГ было принято решение принимать детей в дошкольные образовательные учреждения в соответствии с нормами СанПин 2.4.1.2660-10 (п.4.10) по площади помещений дошкольного учреждения. В МДОУ детский сад «С» в соответствии с нормами СанПин 2.4.1. 2660-10 может быть предоставлено место 142 детям. Соответственно набор детей в МДОУ детский сад «С» на 2011- 2012 учебный год составил 19 детей согласно очередности. В связи с тем, что сын Жуковой А.Н. - М стоит в общей очереди в МДОУ детский сад «С» под номером 15, место в детском саду согласно очередности ему предоставлено не было. Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что на момент рассмотрения дела М место в детском дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, при этом ребенок достиг возраста <данные изъяты>. Из вышеизложенного следует, что истец обратилась с заявлением о предоставлении места в детском саду в декабре 2008 года, с момента подачи заявления прошло уже два с половиной года, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен. Таким образом, учитывая, что на администрацию МО «Коношский муниципальный район» возложена обязанность сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть, семейные обстоятельства истца и его имущественное положение, суд приходит к выводу о том, что со стороны муниципального образования обязанность по обеспечению ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию МО «Коношский муниципальный район», осуществляющую комплектование муниципальных образовательных учреждений, обеспечить сына истца местом в детском дошкольном учреждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ). Таким образом, к взысканию с ответчика подлежат судебные расходы, понесенные истцом, в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Суд, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Жуковой А.Н. к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» предоставить несовершеннолетнему М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах муниципального образования «Коношский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» в пользу Жуковой А.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области. Председательствующий - Е.Н. Якшина